Живописец, график, ученый, писатель, общественный деятель.
1905
Родился 21 января в Санкт-Петербурге в офицерской семье. Получил домашнее образование, учился в Тенишевском реальном училище.
1917
Переезд семьи в Москву. Учеба в немецкой гимназии.
1919
Переезд в пригород Москвы Кусково в связи с назначением отца на должность начальника снабжения Высшей стрелковой школы.
В школьной библиотеке впервые прочел небольшую книгу о художнике и философе
Н.К. Рерихе и о художнике Чюрленисе. Они оказали неизгладимый след на всё будущее творчество художника и учёного.
Арест отца, содержание его на Лубянке в течение трех месяцев.
1919 – 1922
Учился в рисовальном кружке при Стрелковом училище в Кусково у А. Манкова.
1921
Окончил среднюю школу и поступил на службу в Российское телеграфное агентство.
Неудачная попытка поступления во ВХУТЕМАС.
Беседы о Рерихе, Кандинском и других художниках с мужем тети (сестра отца, художница Евгения Алексеевна Смирнова) искусствоведом Александром Павловичем Ивановым.
1922 – 1926
Учился на вечернем отделении в Московском инженерно-экономическом институте, одновременно занимаясь в изостудии Ф.И. Рерберга.
1922
22 октября состоялось знакомство с художником Петром Петровичем Фатеевым, который становится учителем и единомышленником.
Начало переписки с Василием Кандинским.
Осенью написаны первые картины цикла «Прозрачность».
1923
Участие в «Выставке пяти» в Музее изобразительных искусств.
1924
Знакомство с Верой Николаевной Пшесецкой (актерский псевдоним «Руна»).
1926
Весной состоялась встреча с Николаем Константиновичем Рерихом, которая оказала сильнейшее влияние на дальнейшую творческую деятельность.
Состоялось знакомство с Татьяной Владимировной Додоновой. Татьяна Владимировна была замужем, имела сына, и ей было трудно порвать с семьей, поэтому оформить свой брак стало возможным только в 1934 году, через год после рождения сына Алексея.
Осенью, по рекомендации Рериха, поступает во Вхутеин.
1926 – 1930
Учеба во Вхутеине у П.Я. Павлинова, А.А. Осмеркина, И.И. Нивинского, В.А. Фаворского, Н.И. Пискарева.
1927
Участие в международных выставках в Нью-Йорке и Чикаго.
Образование кружка художников-космистов «Амаравелла».
Летом жил в Угличе.
1930
Отчисление с последнего курса ВХУТЕИНа из-за непосещения, со справкой о прохождении курса. Смирнов считал, что институт дал ему крайне мало в плане становления как художника, так и человека. Себя он относил к школе Куинджи. Школа Куинджи – это Богаевский, Рылов, Рерих.
Поступление в аспирантуру инженерно-экономического института на специальность «металловедение».
Командировка в Самару на производство.
1931 – 1941
Работал преподавателем металловедения автогенно-сварочного техникума, в 1933 году ставшего факультетом МВТУ.
Занятие творчеством и поездки по стране в летний отпускной период.
1934
На выставке молодых художников в Государственном историческом музее впервые участвовал под псевдонимом Русецкий.
1937
По совокупности научных работ было присвоено звание доцента.
1938
Арест отца.
1941
24 июня 1941 года был арестован в здании МВТУ.
1942
Вынесен приговор – десять лет исправительно-трудовых лагерей за «антисоветскую пропаганду» и «связь с русским эмигрантом Н.К. Рерихом».
1951
В ноябре был повторно осужден «за участие в антисоветской группе» и сослан в Акмолинскую область без срока.
1951 – 1955
Во время ссылки работал учителем рисования в школе города Макинск.
В 1954 году был освобожден, без права проживания в Москве.
1955
Смерть матери.
Возвращение в Москву.
Работа на заводе в Угличе.
1956
Реабилитация.
Развод с женой.
Работа в заочном Институте сельскохозяйственного машиностроения в Балашихе.
1957
Женитьба на Лидии Васильевне Дорошкевич, знакомство с которой состоялось еще в 1926 году во Вхутеине.
Знакомство с Юрием Николаевичем Рерихом, сыном Н.К. Рериха.
1957 – 1965
Работал в Институте металлургии АН СССР имени А.А. Байкова. Автор научных работ.
Занятие творчеством и поездки по стране в летний отпускной период.
1960
Знакомство со Святославом Николаевичем Рерихом, младшим сыном Н.К. Рериха.
1962
Защитил кандидатскую диссертацию.
1965 – 1973
Работал в институте ВНИИМонтажспецстрой в качестве заведующего лабораторией сварки специальных сталей и цветных металлов и старшего научного сотрудника.
Занятие творчеством и поездки по стране в летний отпускной период.
1973
Тяжелая болезнь жены. В конце года выход на пенсию.
1974
В августе смерть жены.
1975
В декабре женитьба на Вере Леонидовне Яснопольской.
1984
С 1984 года входил в состав Комиссии по культурно-художественному наследию
Н.К. Рериха.
1986
С 1986 года был председателем Московского Рериховского общества.
1993
Скончался 7 августа в Санкт-Петербурге. Похоронен на Волковском православном кладбище.
Произведения художника находятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Музее народов Востока в Москве, во многих региональных музеях в России, а также за рубежом.
Персональный сайт http://smirnov-rusetsky.ru
Личные страницы на сайтах: https://museumart.ru, http://museum-valamo.narod.ru, https://priisk.org, https://gazeta-licey.ru, https://lomonosov.org, https://vellum.ru.
Выставочная деятельность началась в 1923 году с участия в выставке пяти художников (совместно с Д.Г. Соболевым, А.Ф. Микули, П.П. Фатеевым, Л. Лозовским) в Музее изящных искусств. Художник принимал участие в выставках 1927 года в Нью-Йорке и в 1928 году в Чикаго (США). В тридцатые годы художник принял участие только в двух выставках: в выставке молодых художников в ГИМ (1934, под фамилией Русецкий); в выставке «Всекохудожник» в Москве (1938).
Групповые выставки «Амаравелла»:
1924 – 1929 Москва;
1981 (П.П. Фатеев, С.И. Шиголев, А.П. Сардан, В.Т. Черноволенко, Б.А. Русецкий) Пущино.
Персональные выставки:
1967, 1969, 1971/72 Москва.
В последующие годы выставки проходили в музеях Пскова, Костромы, Киева, Новосибирска, Валаама, Сортавалы, Загорска, Звенигорода, Ленинграда, за границей —
в Монголии, Финляндии, Германии.
Борис Алексеевич Смирнов-Русецкий – один из основоположников русского космизма, основатель Амаравеллы, ученик Н. Рериха, поклонник и последователь Кандинского, с которым состоял в переписке, а также эстетики и мистицизма М. Чюрлениса. Как живописец-мыслитель, он создал свою модель мира, глубоко созвучную исканиям русской поэзии и философии серебряного века.
В коллекции творчество художника представлено графическими произведениями.