Вступление

Ниссон Абрамович Шифрин прошел с советским театром весь его славный и трудный путь, начав работать в самые первые годы после Великой Октябрьской социалистической революции.

Четкая идейная целеустремленность, точность социальных оценок, глубокая органичная связь изобразительного решения спектакля с режиссерской трактовкой, действием актера, самой сутью произведений драматургии, их характером, стилем, жанром — таковы качества Шифрина как художника театра, художника- режиссера, становившегося соавтором создаваемых с его участием спектаклей.

Когда перебираешь в памяти огромное количество работ Шифрина, осуществленных на сцене театров Москвы, Ленинграда, Киева, Харькова, поражаешься, как широк диапазон художника, как богата его фантазия, разнообразны приемы, которыми он пользовался. Основой его творчества всегда были глубокая принципиальность, убежденность, вера в правоту идей, которые он исповедовал. Над чем бы пи работал Шифрин: над русской и зарубежной классикой или сказкой, над пьесами, рассказывающими о давно прошедших событиях истории или о жизни сегодняшних, современных людей — всегда он видел то, что должен был воплотить на сцене, глазами советского художника.

В лучших работах Шифрина острая мысль раскрывалась с глубокой страстностью, созданные им образы волновали зрителей, заставляли их ненавидеть то, что ненавидел художник, любить то, что он любил. У тех, кому привелось в военные годы видеть спектакли, осуществленные при участии Шифрина, навсегда остались жить в памяти созданные им декорации-образы, способные потрясать: руины объятых пламенем городов, разрушенные дома, превращенные в неприступные крепости мужеством советских людей, суровые «дороги войны».

Современник и соратник В. Дмитриева, П. Вильямса, В. Рындина, А. Тышлера, Ю. Пименова, Б. Волкова и многих других выдающихся художников советской сцены, силами которых создавалось наше театрально-декорационное искусство, Шифрин занимал в их ряду собственное, ему принадлежавшее место. Он имел свое «лицо», свой творческий почерк, свои отличительные черты. Превосходный «архитектор сценического пространства», он владел также и тайнами сценического воздействия цвета и был одним из тех художников, кто принципиально утверждал права живописи в театре. И, пожалуй, более чем о ком-либо другом, о Шифрине можно сказать, что ого творческий метод обобщал и синтезировал опыт искусства советской декорации.

Народный артист СССР А. Попов, которого связывали с Шифриным 25 лет совместного творчества, вспоминал о нем: «Он глубоко верил в то, что сила театра — в его синтетической природе, сливающей усилия многих свободных и ярких индивидуальностей, объединенных стремлением выразить одну и ту же идею в едином художественном образе спектакля»[1].

Шифрин отдал театру почти пятьдесят лет творческой своей жизни. Художник яркого дарования, разносторонних знаний, широкой культуры и безупречного вкуса, он до конца своих дней не только работал сам, отдавая все силы любимому делу, но и передавал свой опыт молодежи. Изучение того, что сделано Шифриным, — наш долг перед его памятью.

[1] Н. Шифрин. Моя работа в театре. М. «Советский художник». 1966, с. 240.

М. Пожарская

(М.Н. Пожарская «Ниссон Шифрин». Москва, 1971. С. 2 – 3). 

наверх