Ирина Васильевна Шевандронова (1928—1993) осталась в истории русского искусства второй половины XX века как художница, пишущая, в основном, детей. Однако такое определение явно сужает и снижает значимость ее творчества. Часто говорят, что ведущей тенденцией ее творчества был портрет, но этого тоже недостаточно. Действительно, детская тема выдвинула И. Шевандронову в число особых, ни на кого не похожих художников, но ее творчество, если брать его в целом, выразило разнообразные тенденции современного ей изобразительного искусства и, что очень важно, оно было очень позитивным: ни критики, ни каких-либо разоблачений увидеть в ее картинах невозможно. Можно сказать, оно было романтично, приподнято над бытовой тривиальностью, хотя сама изображаемая реальность зачастую была вполне обыденна, даже банальна. Художница в любом случае искала и находила что-то характерное, типичное, поднималась до высокой степени обобщения и преподносила факт, сюжет или явление как исключительное и незабываемое. Пожалуй, это и есть то, наиболее характерное для творчества Ирины Шевандроновой, что должно остаться в истории.
И.В. Шевандронова родилась в Москве. Чувствуя позыв к изобразительному искусству, она стала заниматься в изокружке Московского Дома пионеров, многие современные художники овладевали там первоначальными навыками рисунка и живописи. Затем последовала учеба в Детской художественной школе, из преподавателей которой Ирина Васильевна, как и многие другие выпускники, с признательностью вспоминала В.В. Почиталова за разумный подход к преподаванию и поддержку, которую он оказывал юным художникам в их дальнейшей жизни. С 1947 по 1952 год Ирина Шевандронова училась в Московском художественном институте им. В.И. Сурикова.
Вскоре после окончания вуза Ирина написала одну из самых известных своих работ – картину «В сельской библиотеке» (1954). Ее можно считать классикой – настолько проникновенно прописаны характеры и обстановка своего времени. Герои произведения – дети, непосредственные, открытые, каждый со своими особенностями и склонностями; все образы точны по исполнению и обаятельны по эмоциональному наполнению.
Уже на этом этапе своего творчества И. Шевандронова проявила себя как художник с истинно реалистическим мышлением, натура и натурные ситуации играют для нее первостепенную роль. Ее живопись точно соответствует предмету, передает его исключительную выразительность, при этом форма действительно «оформляет содержание», а не заменяет его собой. В эпоху соцреализма Шевандронова показала, что в изобразительном искусстве можно быть реалистом без приставки «соц». Автор картины «В сельской библиотеке» находит в реальности чудесные детские лица и, создавая композицию, акцентирует внимание на любопытствующем лице девочки, желающей читать книги, и на мальчике, положившем подбородок на прилавок и взирающем на происходящее внимательным взглядом. Своей душевностью и непосредственностью «Сельская библиотека» обратила на себя всеобщее внимание, картина была сразу же приобретена Государственной Третьяковской Галереей. Безусловно, это полотно является одним из шедевров советского и шире – русского искусства.
Воодушевленная успехом «Сельской библиотеки», Ирина Шевандронова продолжает осваивать жанр тематической картины. Композиционно ее работы разные, но во всех полотнах просматривается теплое отношение автора к своим героям, позитивное восприятие жизни. Вскоре она пишет картины «Идет репетиция» (1959), «Выставка скоро откроется» (1959), где повторяется мотив удивления, свойственный и «Сельской библиотеке», но теперь это не удивление автора своими героями, а, скорее, удивление и эмоции самих персонажей композиции. Особенно это относится к работе «Выставка скоро откроется», в которой автор дает довольно характерную картину жизни – молодые девушки-рабочие заглядывают через окно в выставочный зал, где готовится к открытию экспозиция. Построена яркая бытовая картина того времени – современный динамичный город, типажи девушек, общий позитивный настрой. Произведения этого времени неизменно оптимистичны, какая бы сцена ни была отображена. При этом в картинах, написанных во времена «расцвета соцреализма», совершенно нет его ложного пафоса.
В работах 50-60 годов широко представлена тема детства. В начале этого плодотворного периода Ирина Шевандронова и ее супруг художник Андрей Тутунов возглавляли Академическую дачу художников в Переславле-Залесском. По рассказам Андрея Андреевича, два года, проведенные там, не прошли для них даром. Они познавали жизнь российской провинции, ездили по сельским клубам, вели беседы об искусстве, привлекали в Дом творчества своих товарищей-художников, знакомились с искусством друг друга.
В результате Ирина Васильевна написала ряд работ, героями которых были простые люди, жители тех мест. Среди них этюды к картине «Праздничное утро в деревне» (1962-1965), работы «В зале» (1959), варианты картины «Идет репетиция» (1959), «К вечеру художественной самодеятельности» (1961) и этюды к ней и др.
В тот же период появляется картина «С легким паром» (1962), на которой изображена возвращающаяся из бани, улыбающаяся, удовлетворенная жизнью женщина с ребенком. Этот образ буквально светится оптимизмом. В реалистической образности внешнее движение предполагает внутреннюю подвижность типажа, поэтому не возникает ощущения, что изображение – это остановившееся мгновение, своего рода стоп-кадр. В картинах Ирины Шевандроновой сочетается внешнее и внутреннее движение персонажей, и зритель видит это прежде всего по оживленным лицам, будь то женщина, выходящая из бани, или девушки, заглядывающие в окно.
Забегая вперед, нужно отметить, что не все картины художницы имеют столь ясный сюжет, есть работы, требующие осмысления, додумывания. Такова, например, картина «Уличная сценка» (1981), где мальчик ведет по улице пьяного отца, – произведение отличает сюжетная броскость, почти плакатная выразительность, его явная нравственная подоплека не ограничивается собственно изображением, а требует расширительного толкования. В искусстве ценен именно такой подход к теме, а не простое отображение увиденного: настоящее искусство всегда размышляет, а не изображает бездумно.
В творческой жизни Ирины Шевандроновой заметную роль сыграли творческие командировки, еще в студенческие годы на Алтай, затем на Амур, они давали ей новый импульс к поискам своего пути в искусстве. У Ирины Васильевны, с ее уже сложившимся имиджем «художницы детской темы», рано проявилось внимание к более широкой социальной проблематике, к теме народной жизни в глубинке России. Здесь появляются наброски, этюды, зарисовки из жизни народа ульчи, в них видно, как художница обогатила свою живописную речь яркими цветами и оттенками, усмотренными в национальной одежде народности ульчи и их национальном типаже. Портреты «Мальчик ульчи» (1959), «Девушка ульчи» (1965), этюды «Ульчи. Сельская самодеятельность» (1961), эскизы к картине «Идет репетиция» и другие наработки этого периода имеют явно выраженное декоративное звучание и задают в творчестве Шевандроновой этнографическую тему.
Амурские впечатления вдохновили художницу на написание работы, в которой проявилось ранее не свойственное Шевандроновой сопоставление грандиозного и бытового. Сюжет этюда «Ульчи на Амуре» прост – люди на фоне большой реки тащат по берегу два шкафа с зеркалами. Иронически выглядит сопоставление величественной реки с малозначимым житейским фактом, причем правда факта в этой работе превалирует над образной сутью произведения.
Ясно, что Ирина Васильевна не имела намерения навсегда оставаться в пределах детской тематики: тема детства органично перерастает в ее творчестве в тему юности. Это и картина «Праздничное утро в деревне» (1971) и многочисленные этюды к ней, и «Молодые» (1975), и наиболее заметная в этом ряду работа «Пути-дороги юности» (1970 г.). Основанием для создания картины послужил реальный эпизод: во время поездки на Амур она увидела группу молодых людей, пришедших на почту, чтобы отправить письма домой. В написанной позже по памяти и оставшимся впечатлениям картине этот эпизод перерастает характер единичного факта и рождается обобщенное представление о социальном явлении, о том периоде, когда молодежь устремилась на освоение Сибири и Дальнего Востока. Сюжет абсолютно реален, но художница придала ему оттенок романтики, соответствующий духу того времени – времени «великих строек коммунизма». Типичный пейзаж с рекой и дальними горами, узнаваемые образы юношей в рабочей одежде, решительная и в то же время сдержанная живопись. Никакого особого эстетизма натуры, но автор поэтизирует ситуацию и поэтому живопись выразительна и гармонична.
Шевандронова умеет уловить в реальности нечто характерное для эпохи. Фигуры юношей крепки, сильные рабочие руки и загорелые лица подчеркивают незаурядность и в то же время типичность натуры, переведенной на холст. Живописное письмо не «замазано», не «выглажено», некоторая «корявость» соответствует нелегкому труду изображенных людей. На каком-то этапе композиционные работы на бытовые темы и сюжеты в творчестве Ирины Шевандроновой отошли на второй план, основное место стал занимать портрет. Обращает на себя внимание удачная работа «Русский романс» (1980). Ее жанровый характер, на первый взгляд, очевиден, но если всмотреться, в ней нет ничего бытового, обыденного. По сюжету это групповой портрет: изображены художники А. Тутунов, И. Шевандронова и В. Попков, слушающие игру на гитаре четвертого персонажа картины молодого Миши Тутунова. Комната погружена в темноту, лица присутствующих освещены горящей свечой, они приковывают к себе взгляд зрителя, концентрируют внимание на психологических характеристиках этих людей, отвлекая от их бытового окружения. Позы слушателей, погруженных в переживание музыки, контраст света и тени, весь цветовой строй картины, придающий изображению тревожность и усиливающий эмоциональное воздействие на зрителя, все это выводит портрет вне границ какого-либо конкретного жанра. По сути, «Русский романс» открывает новое понимание портрета – групповой портрет в определенной среде, при этом среда сама по себе не случайна, а соответствует характеру и сути натуры. В определенной мере это была новация, благодаря которой удавалось ярче и точнее выразить характер модели или моделей. В дальнейшем художница часто использует прием обогащения портрета интересными бытовыми атрибутами и деталями.
В этой связи примечательна работа «Зеркало в мастерской. Автопортрет» (1972). Ирина Васильевна изобразила себя отраженной в зеркале, в своей мастерской. Легкий наклон головы, потупленный взгляд героини выдают ее скромность, непритязательность, сосредоточенность, как бы соответствующие скромности Богоматери, репродукция изображения которой помещена рядом с картинами самой художницы. Зеркало небрежно подвешено к оконной раме, а за окном открывается городской пейзаж, служащий дополнением к образу. Он выполнен в неброской серой гамме, звучащей сдержанно по сравнению с яркой живописью отражения в зеркале.
Другой пример такого подхода – портрет «Е. Соколова в кресле». Бытовая обстановка: кресло, чашка с блюдцем, выразительный зимний пейзаж за окном – все эти детали среды обитания дополняют образ девушки нюансами, углубляющими образный строй произведения. Смешение жанров картины и портрета, в данном случае парного, очевидно просматривается и в работе «Подростки» (1975), что отнюдь не уменьшает художественных достоинств этого произведения, выразившего все лучшее, что свойственно периоду человеческого взросления, дружескую привязанность, пробуждение взрослой эмоциональной и мыслительной жизни.
Глубоко поэтична картина «На террасе. Портрет сына» (1973). На фоне яркой зелени сада читает книгу сидящий на подоконнике юноша, портретное сходство которого с Мишей, сыном художницы, безукоризненно. Но степень обобщения такова, что у зрителя возникает ощущение, что изображен не конкретный персонаж, а образ самой юности, полной оптимизма и надежд. Образ этот подкреплен и цветущей природой, будто входящей на террасу, где сидит молодой человек, и естественной, заключенной в квадрат композицией. Вновь мы видим, как портрет сливается со средой, в данном случае – красочной и жизнеутверждающей.
Прекрасная портретистка, Ирина Шевандронова пишет детей, мужа, других близких, друзей, коллег по работе, но часто, и незнакомых людей, встреченных во время поездок по стране. Это всегда живые человеческие лица, со своим характером, индивидуальностью и в то же время типичностью. Можно сказать, что портрет имеет в творчестве художницы решающее значение – он зачастую являлся и завязкой ее тематических картин, и залогом их успеха. Со временем Ирина Васильевна уделяла все больше внимания душевным состояниям портретируемых лиц, причем работа в этом направлении у нее начиналась не во время сеанса, а задолго до него. Сначала она внимательно наблюдала за человеком и только потом приступала к портрету.
В 1976 году Шевандронова написала «Портрет скульптора А.Г. Пологовой», который удивляет необычайной свободой исполнения. Художница как будто намеренно выбирает совсем не портретную позу модели, скромный антураж, отсутствие деталей. Главное для нее – лицо портретируемой, ее психологическое состояние, серьезное выражение умных глаз. Все усилия автор направляет на воплощение характера скульптора Пологовой, и этому сильному характеру соответствует сильный и решительный мазок, смело лепящий форму. Динамичная, хлесткая живопись, удивительно глубокое проникновение в суть образа, свобода исполнения портрета – все это позволяет сказать, что «Портрет скульптора А.Г. Пологовой» является одним из лучших произведений, созданных в этом жанре в русском изобразительном искусстве XX века.
Выдающийся и необычный портретный дар Ирины Шевандроновой проявился во многих ее работах. Талантливо исполнен «Портрет художника Я.Н. Манухина» (1976). Для художницы было важно сохранить в портрете внешнее сходство и вместе с этим сосредоточить внимание на внутреннем состоянии, человеческих качествах и индивидуальности модели. В «Портрете художника Манухина» эти качества без труда просматриваются: обращает на себя внимание решительная поза и соответствующее ей волевое лицо мужчины. Детали антуража дополняют характеристику художника, помогают раскрыть его характер. Живопись удивительно точно соответствует задаче – она не грубая, но и не «зализанная». Образ Манухина – основателен и монументален, что успешно передает композиция портрета, в которой фигура художника занимает главенствующее положение.
В портретных этюдах, не менее интересных, чем законченные произведения, на передний план выходит меткая, схваченная на ходу, точная характеристика моделей, освобожденная от дополнительных деталей. Одна из первых работ этого плана «Портрет матери» (1947). Плотная, энергичная живопись и динамичный характер мазка в этом портрете соответствуют сильной и решительной натуре персонажа. В дальнейшем Ирина Васильевна будет уточнять свое понимание тонового взаимодействия цветов. Так, более поздний «Портрет матери» (1973) сбавляет энергию цвета, но сохраняет характер натуры и отнюдь не утрачивает красоту живописного решения.
И. Шевандронова постоянно вносит в свое творчество нечто новое, ищет оригинальные решения. В «Портрете художника Матушевского» (1969) обращает на себя внимание необычайная активность цвета, которую зритель невольно ассоциирует с характером изображаемого человека. Спокойное лицо модели оживляется необычно красным цветом, с ним сопоставлен синий фон, синий цвет глаз и белый цвет рубашки, которая на самом деле буквально «промазана» разными цветами. Цвета активизированы, разнообразны, каждый цвет «поставлен» на свое место.
Этот же прием индивидуализации решения каждого портрета Шевандронова применяет и в других своих работах. «Портрет А.А. Тутунова» (1972) выполнен в теплых коричневых и спокойных синих тонах. Андрей Андреевич сосредоточен на чтении книги, и цвет как нельзя лучше передает спокойное и самоуглубленное состояние модели. В «Портрете В. Попкова» (1981), являющемся этюдом к картине «Русский романс», портретируемый художник в позе задумчивости и погруженности в музыку изображен в активном красном цвете, который дополнен темным, почти черным цветом фона. В «Портрете А.Н. Осипова» (1983), наоборот, изображению придан более спокойный характер благодаря использованию темных цветов рядом со светлыми красками лица и скрещенных рук. При этом все портреты выполнены с физиономической точностью, равно точно схвачены и характеры моделей. В «Портрете молодой женщины» (1945) потупленный взгляд и красивое лицо, написанное в нежных розовых тонах на нейтральном слабо голубом фоне, свидетельствуют о слиянии сюжетного смысла с колористическим решением.
Весьма часто И.В. Шевандронова избирала в качестве приоритета не портретное сходство, а воплощение определенного типажа, и тогда портрет конкретного человека превращался в нечто другое – произведение с высокой степенью обобщения. Примером может служить ранняя работа «Морской волк» (1950), написанная в темных, угрожающих тонах.
Еще раз хотелось бы вернуться к детской теме. Ирина Васильевна долго и терпеливо собирала подготовительный материал к картинам на тему детства. Не все задуманное осуществилось, но многие этюдные работы с изображениями детей можно рассматривать как самостоятельные портретные произведения. В основном, это был графический материал, но были и работы маслом, такие как «Беззубая» (1964) и многие другие, запечатлевшие образы детства. Этюд «Беззубая» сам по себе очень выразителен и непринужден: девочка без переднего зуба сидит на стуле в по-детски неловкой позе, естественно и непосредственно реагируя на работу рисующего ее художника. Удивительно точно схвачено выражение застенчивости и любопытства. Изначально у художницы явно было намерение включить этот этюд в картину, сегодня же он представляется вполне самостоятельным произведением.
Особая сторона творчества Ирины Шевандроновой – рисунки. В большинстве своем это этюды, но настолько точно, емко, при этом сугубо ограниченными средствами, передающие натуру, что их вполне можно рассматривать как законченные работы.
Этюд мальчика (без названия и датировки) исполнен карандашами двух цветов черного и красного, при этом цвет использован так тактично, что не отвлекает на себя внимания. Лицо ребенка по-детски обаятельно, при этом глаза, рот и две ноздревые точки, слабая штриховка бровей, носа и овала лица - вот и все средства, заставляющие зрителя почувствовать это обаяние. Необычайная скупость изобразительных средств при исключительно точной и полной передаче образа это то, что выдает в Ирине Шевандроновой великолепного мастера. Какой портретный рисунок ни возьми – все вызывает восторг!
Исключительно выразительны «Мальчик в кепке» (б/д), «Дойников Валя» (б/д), а также «Портрет Крюкова» (б/д), в котором особо проработаны глаза и поэтому обнажен проницательный взгляд. Скульптурно выявлена голова в «Портрете А.А. Тутунова» его профиль эффектно обведен толстой карандашной линией, что явно усиливает прорисовку лица, а штриховка делает портрет еще более похожим на оригинал. Где-то художница лишь слегка касается карандашом бумаги, где-то карандаш приобретает особую интенсивность. Решительная работа карандашом в портрете «Женщина с кольцом в ухе» (б/д) доводит изображение до скульптурной выразительности. Работа «Портрет Т. Соколовой» (1981) прекрасно сочетает легкое прикосновение к бумаге с интенсивной, натурно объемной формой. У Ирины Васильевны много великолепных рисунков, часть из которых не имеют названий, среди них рисунки старухи, молодого человека, женщины с узкими глазами, рисунок «Невеста» (1974), графический портрет вашего покорного слуги и многие другие.
Прекрасны рисунки, которые, видимо, являются первоначальными набросками к картинам и в которых уже заложена композиция будущего полотна. Такова работа «Гаврилов за фортепиано», где проникновенно исполнена поза углубленного в музыку юноши. Хорош и графический портрет самой Ирины Васильевны, сидящей в кресле в напряженной позе позирующего человека. Рисунки в данном варианте вполне достойны того, чтобы их рассматривали как законченные произведения.
Рассматривая наследие Ирины Шевандроновой, приходишь к выводу, что ее этюды, особенно изображения детей, ее рисунки, в том числе портретные, представляют не меньшую художественную ценность, чем картины. В портретном жанре вообще очень хорошо чувствуется время. В серии портретов, выполненных мастером, всегда ощущаются особенности эпохи со всеми ее движениями, спадами и подъемами. В этом смысле портретный жанр не уступает композиционной картине ни по глубине, ни по широте, ни по богатству интерпретаций современности. На определенном этапе Ирина Шевандронова попробовала работать и в технике акварели. Например, акварель «Отец и сын» – ее можно считать самостоятельным произведением, но не исключена вероятность того, что это была подготовка к большому произведению масляной живописи. Судя по сюжету это явно композиционная картина, предметом изображения которой стало раздумье, то есть качество не натурного, а духовного свойства. Все атрибуты: угол избы, стол с кувшином и кружками, природа за окном, будто объятая трепетом, – все служит созданию настроения картины.
Собственно картинное творчество Ирины Шевандроной невелико. Она пробовала писать картины на, так сказать, «свободную тему», но многие работы оказывались незаконченными, какие-то замыслы остались лишь в эскизах. Так, интересное начало просматривается в эскизе 1971 года, который, вероятно, отражает замысел большого полотна на тему реставрации иконописных произведений. Сюжет простой: в огромном храме проходят реставрационные работы; один реставратор работает, два других наблюдают за процессом. В эскизе точно передан монументальный характер будущего полотна, прежде всего – через величину храма, в зал которого свет проникает из высоко расположенных оконных проемов. Вертикальная композиция определяет торжественность внутреннего пространства, а росписи на стене подчеркивают масштаб изображения. По сути, в этом эскизе уже найдены и обозначены все параметры будущей картины. Почему художница не продолжила работу, неизвестно.
Ясно, что диапазон ее творческих возможностей был гораздо более широк, чем их фактическая реализация. Об этом говорит и эскиз картины «Танцы в клубе» (б\д). Здесь уже все решено: и сложная композиция с разнонаправленными движениями танцующих, и колорит в темно-синем и коричневом цветах, и свет, пригашенный темнотой. Андрей Андреевич Тутунов пробовал перевести этот эскиз в картину маслом, но безуспешно. Вероятно, не хватило понимания в полной мере замысла художницы.
Ирина Шевандронова не была пейзажистом, но ее можно «уличить» в увлечении и этим жанром. Первые «пробы пера» относятся к 40-м годам, к поре студенчества. Уже в «Тихом ручье» (1944 или 1946) виден собственный подход Ирины к пейзажному мотиву – ей интересна зеленая масса, заросли, кусты и травы. Четко видно это в этюде «Лопухи», где внимание автора сосредоточено на ближнем плане, здесь Ирина Шевандронова как бы повторяет мотивы Лагоды-Шишкиной. «Стог сена» (1947) – тоже еще ученическая работа, в которой пейзаж пока не наполнен каким-то особым смыслом. В полной мере смысловой пейзаж появляется в 1951 году в этюде «Архангельск. Сплав леса». Север – один из любимейших сюжетов пейзажного творчества современников И. Шевандроновой – Зверькова, Макарова, Стожарова и других «шестидесятников», продолжавших в этом отношении опыт Коровина, Серова, Переплетчикова, «старой гвардии» художников начала XX века.
Самостоятельный же взгляд на пейзаж появляется у Шевандроновой в конце 1960-х годов. В работах «Весна на Волхове» (1968) и «Весна на реке Мете» (1969) очевиден чисто пейзажный подход к теме восторг от созерцания природы, ее красоты и многообразия. В одном случае это написанные с упоением роскошные леса, в Другом – более разнообразный холмистый ландшафт с кустами на переднем плане. Позже написан пейзаж «Березы осенью» (1981) – тонкие, беззащитные, как будто даже больные березки уже без листвы, осенний сумрачный день –художница явно стремится опоэтизировать этот простой сюжет, за которым зритель невольно чувствует некое иносказание.
Не только пейзажи Ирины Шевандроновой, но и все ее творчество можно охарактеризовать как позитивное и поэтичное. Она избегала сложных и напряженных социальных тем, и это выделяло ее из плеяды художников ее поколения. Ее живопись и графика многим, возможно, казалась слишком «женской», да и сама она воспринималась некоторыми из ее коллег и сотоварищей как симпатичная и душевная женщина, и не всем было понятно, что это – художник, который мог творить и творил шедевры, и такая оценка по праву относится не только к полотну «В сельской библиотеке».
В.С. Манин
(Опубликовано в альбоме «Ирина Шевандронова». Волжская картинная галерея. 2014. С. 5 – 25).