Грани светлого таланта

Первые шаги в рисовании, детское творчество... Именно здесь закладывается до поры скрытый потенциал художника, который проявится в зрелые годы. В детстве творчество протекает интуитивно, рождение в ребенке, подростке художника - таинственный и спонтанный процесс... Ира стала рисовать лет с 10 – 11, и изображала она добрых фей, красавиц, героев сказок, как бы предопределяя свой путь и круг интересов в искусстве.


В 1943 году московская средняя художественная школа вернулась из эвакуации в Москву. В первые военные годы в МСХШ сложилась особая атмосфера – атмосфера жертвенного и восторженного служения искусству. Этот нравственный дух воплотился в работах учеников школы, выполненных в тот тяжелейший период: это были уникальные по своему настроению работы, отмеченные признаками высокой художественности. Сразу по возвращении школы в столицу Ира поступила туда и мгновенно окунулась в царство красок и творчества. Летом 1944 года педагоги МСХШ уже вывезли своих учеников на пленэр в деревушку за Загорском. Ирина вместе с родителями поселилась в деревенском крестьянском доме. Девочка видела трудовую жизнь взрослых и детей, нелегкий деревенский быт того времени, и все это – на фоне чудной природы с лесами, полями и речкой Ворей. Все это стало предметом рисования молодой художницы. В то лето Ира создала великолепные, я бы сказал, уникальные рисунки крестьянских детей и пейзажи, поражающие особой юношеской  чистотой, наполненные восторгом и любовью. Ирина полюбила эти места на всю жизнь и позже неоднократно сюда возвращалась.


Осенью в школе традиционно проводилась выставка работ, написанных во время летней практики. Из каждого класса отбиралось лучшее – действительно яркие, талантливые живописные и графические работы, настоящие маленькие шедевры, авторы которых становились «маяками» для одноклассников. Учителя смогли привить воспитанникам стремление подражать лучшим, тянуться за ними. Это и было истинным «учением», дававшим прекрасные плоды.

К сожалению, сегодня – это лишь воспоминания: работы тех лет были утрачены, утеряны, а часть фондов и сознательно уничтожена. Один из очередных директоров МСХШ поручил старшим ученикам провести «чистку методического фонда от заразы формализма». Чистили, и не раз, и вместе с неугодными работами исчезал и особый дух школы, менялись методы и формы обучения первым профессиональным навыкам... Но Ира Шевандронова осталась верна тому особому творческому школьному духу и позже, в институте, да и по всей своей жизни она сумела пронести славные традиции своей школы. Несколько чудом сохранившихся юношеских работ Ирины Васильевны сегодня находятся в собрании Волжской картинной галереи.


Вскоре после защиты вузовского диплома Ирина уезжает в Тверскую область, на академическую дачу Дома творчества художников. Она возвращается в милую ее сердцу, с детства знакомую атмосферу российской глубинки, деревенского быта. Возможно, именно наблюдения того времени дали молодой художнице необходимый материал и сформировали замысел ее знаменитой картины «В сельской библиотеке». После заслуженного успеха этого полотна молодой художнице представилась возможность уехать из столицы в провинциальный Переславль в качестве руководителя Дома творчества им. Д.Н. Кардовского.    


Российская провинция с ее природным, историческим и национальным своеобразием, особым очарованием уклада жизни и традиций на долгие годы увлекли многих художников из окружения Ирины Шевандроновой и ее саму. Здесь много времени Ирина Васильевна посвятила детям – они охотно позировали, а она увлеченно их рисовала. Сегодня мне ясно, что сама Ирина делала это больше для удовольствия, чем из прагматичных соображений. Можно, пожалуй, сожалеть о том, что главные силы художница не сосредоточила на создании крупных произведений. Лишь с годами стало приходить понимание важности натурной работы, значимости этюда, зарисовки, портрета, осознание того, что без этого фундамента невозможно создание большой серьезной картины.


Постепенно именно портретный жанр занял основное место в творчестве художницы; стал очевиден ее особый дар – дар создания точного и многогранного портретного образа. Ирина Шевандронова обладала чудесным умением видеть в модели – будь то ребенок, юноша или взрослый человек - ее особенность и уникальность. Преодолев моду на мнимое новаторство, отбросив ненужную  и поверхностную стилизацию, Ирина Шевандронова подошла к этапу полноты и зрелости своего творчества.


В период творческой зрелости художница создает несколько циклов изумительных по емкости и силе чувства образов, наполненных ее добротой и любовью. Именно такое восприятие человека было свойственно Ирине, и это в полной мере нашло отражение в ее портретных работах, например, в эскизах к картине «Русский романс». Этот групповой портрет – проявление появившегося у художницы нового видения мира. На смену умиленному, сентиментальному, радостному взгляду на мир, природу, детей пришло понимание глубин человеческих характеров, судеб, жизненных историй. Человек – жизнь – судьба – личность – творчество: отныне именно эту связь видит Ирина Васильевна в каждом из изображаемых образов. Такой глубины восприятия можно достичь лишь через скорби души. На этом этапе речь идет уже не только о профессионализме художника, мастерстве его руки и работе его ума, но об усилиях сердца и плодах душевного труда. Именно в этом сочетании – суть искусства Ирины Шевандроновой и секрет его современности и актуальности. И не случайно в конце жизни, когда подошли болезни и пришлось оставить работу в мастерской, Ирина Васильевна продолжила свое творчество в стихах. Иными способами она теперь говорила о любви и о жизни, раскрывая еще одну грань своего светлого таланта.

Мы музыку слышим везде
Как мир – музыкален и звучен!
Мы музыку слышим везде...
Прислушайся к звукам певучим
В журчащей ручьями воде...

К шептанию темного бора
И к грозным могучим громам,
К мятущимся в синих просторах,
Тоскливо поющим ветрам...

Или к шуму морского прибоя,
К горам, где ревет водопад...
К жужжанью пчелиного роя,
Или к сонному пенью цикад...

Прислушайся к многоголосью
Пернатых в зеленых ветвях...
К шуршанию спелых колосьев
В ржаных и овсяных зыбях.

И к каплям, стучащим по крыше,
К дождю, что идет за окном...
Повсюду мы музыку слышим,
Мы с ней неразлучно живем!

19 августа 1986 г.

(Опубликовано в альбоме «Ирина Шевандронова». Волжская картинная галерея. 2014. С. 27 – 33).

наверх