САМОХВАЛОВ Александр Николаевич (Ленинград)

1894-1971

Живописец, график, монументалист, скульптор, художник театра и книги, педагог, писатель.

1894
Родился 9 августа в городе Бежецк Тверской губернии. Отец – Николай Дмитриевич Самохвалов занимался мелкой торговлей (умер в 1917 году). Мать – Елена Фёдоровна
(в девичестве Чистякова, умерла в 1937) занималась домашним хозяйством и воспитанием четырёх детей.

1902 – 1906
Учился в церковноприходской школе в Бежецке.

1906 – 1908 
Учеба в механико-техническом училище в городе Калязин. В свободное время много рисовал. Преподаватели отмечали, что у него хорошо получается изображать людей и животных, и советовали стать художником. 
В 1908 году, на третьем курсе, отчислен из училища за участие в уличных столкновениях во время Первой русской революции 1905–1907 годов.

1908 – 1913
Учился в Бежецком реальном училище живописи. Занимался в классе художника Ивана Малаховича Костенко.

1913
После окончания реального училища переехал в Петербург. Брал уроки у художника Якова Гольдблата, посещая его частную студию, где учился писать с натуры.

1914 – 1918
Учился в Высшем художественном училище при Императорской Академии художеств у В.В. Беляева, Г.Р. Залемана, В.И. Шухаева.
Женитьба на Екатерине Петровне Самохваловой (1889 – 1951). В этом браке родились дочери Мария и Алла.

1917
Вступил в творческое объединение «Мир искусства». Написан женский портрет «Портрет Е.П. Самохваловой, жены художника», который экспонировался на выставке «Мира искусства».

1918 – 1923
Учеба в Петроградских Свободных художественных мастерских (Вхутемас) у К.С. Петрова-Водкина.

1921 
Вместе со своим учителем находился в Самарканде в археологической экспедиции, которую организовал Институт истории материальной культуры. В Самарканде изучал старинную архитектуру и делал зарисовки зданий. Там же написал картину «Дворик».
В своей книге «В годы беспокойного солнца» Самохвалов назвал эту поездку «трамплином в творчестве».

1923
Окончил Вхутемас. Дипломная работа – картина «Головомойка», в которой художник стремился воплотить принципы «сферической перспективы» в духе Петрова-Водкина, находится в Государственном Русском музее.

1920-е
В начале 1920-х работал над иллюстрациями, реставрировал старинные картины для музеев Петрограда. Для Российского телеграфного агентства Самохвалов нарисовал несколько агитационных плакатов. Среди них – «Ленин и электрификация», «Вперед, по ленинскому пути!» и «Пролетарии, боритесь с опасностью новых войн». 

Со середины 1920-х годов начал заниматься книгой и книжной графикой, сотрудничая с ленинградскими издательством «Радуга» и «Детгиз». Художником были проиллюстрированы рассказы Михаила Пришвина, пьесы Уильяма Шекспира. Примечательны артистичные детские книжки, в том числе с текстами самого художника («Наш город», «Ночные страхи», «Ходя» (все 1927), «Водолазная база» (1928), «Мстительный Худжар» (1929) «В лагерь!» (1930) и другие.

В те же годы Самохвалов устроился художником на Государственный фарфоровый завод (позднее – Ленинградский фарфоровый завод, сейчас – Императорский фарфоровый завод). По его эскизам были выпущены тарелки «Женщина с козочкой», «Завтрак работницы».

1925
Получил золотую медаль на Международной выставке декоративного искусства и художественной промышленности в Париже за плакат «На смену старшим».

1926
Принимал участие в восстановлении фресок в Георгиевском соборе в Старой Ладоге. Это практическое знакомство с древнерусской фресковой живописью оказало сильное влияние на формирование творческого стиля художника. В Старой Ладоге были написаны картины «Семья рыбака» и «Ладога».

1926 – 1929
Состоял в обществе «Круг художников». 

1929 – 1932
Был членом общества художников «Октябрь».

В конце 1920-х годов были написаны картины «Кондукторша», «Молодая работница», «Спартаковка» (все 1928), «Ткацкий цех» (1929) и другие. 

1930-е 
Наиболее плодотворный период в творчестве художника. Оно сохраняло яркие черты поэтически-вольного символизма, присущие модернистски-авангардным поискам лучших мастеров ленинградского Круга художников и московского ОСТа.
Особенно удавались художнику женские образы «героинь труда и спорта» («Девушка с ядром», 1933, ГТГ; знаменитая акварельная серия «Метростроевки», 1933–1934, в основном – ГРМ), «После кросса» (1935, ГРМ), «Делегатки» (1939, ГРМ)) – образы, полные мажорного пафоса и в то же время по-своему сюрреального, почти «мифологического» обаяния; это своего рода таинственные современные богини, окружённые романтическим ореолом. Ему принадлежит знаковое произведение советского искусства 1930-х годов – «Девушка в футболке» (1932, ГРМ), в котором наиболее полно воплотилось стремление художника к созданию образа молодого современника, понимание зрелым мастером своих живописных задач.
Самохвалов работал над историко-революционными и бытовыми сюжетами. Им были написаны  картина-панно «Киров принимает парад физкультурников» (1935, ГРМ), картины «В коридорах Смольного» (1938), «Владимир Ленин и Иосиф Сталин на II съезде РСДРП» (1939, ГРМ).
В 1930-х годах Самохвалов продолжил работать с фарфором. Он расписывал тарелки, создавал скульптуры для Государственного и Дмитровского фарфоровых заводов. Художнику позировали советские спортсмены – пловцы, гимнасты, легкоатлеты.
Продолжалась работа с книжными издательствами, для которых были выполнены иллюстрации к романам «История одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина (1933), «Горе от ума» А.С. Грибоедова (1935), «Мертвые души» Н.В. Гоголя (1936), «Лже-Нерон»
Л. Фейхтвангера (1937) и другие. 

1930 – 1932
Проводил летние месяцы недалеко от Пскова, в коммуне «Ленинский путь», создал серию портретов и пейзажей.

1932
Вступил в Ленинградский Союз советских художников (ЛССХ).

1935
Начало работы сценографом – выполнил оформление спектакля «Бесприданница»
А.Н. Островского в ГБДТ в Ленинграде. 

1937 
На Международной художественной ярмарке в Париже награжден золотой медалью за картину «Девушка в футболке» и получил две высших наград – «Гран-при» за панно «Советская легкая атлетика» и за иллюстрации к роману «Истории одного города»
М.Е. Салтыкова-Щедрина.

1938 – 1940
Был заместителем председателя ЛССХ.

1939
Выполнил (совместно с В.В. Пакулиным, А.Н. Прошкиным, Н.В. Свиненко, С.А. Чугуновым) панно для Всесоюзной сельскохозяйственной выставки в Москве.

1940
Написана картина-панно «Появление В.И. Ленина на II Всероссийском съезде советов» (1940, ГРМ).

1941 – 1943
После начала Великой Отечественной войны находился в эвакуации с Академическим театром драмы им. А.С. Пушкина в Новосибирске, где оформил спектакли «Свадьба Кречинского», «Платон Кречет», «Маскарад», а также ряд спектаклей для Московского театра оперетты.

1943
Выполнил оформление спектаклей «Горячее сердце» А.Н. Островского и «Стакан воды»
Э. Скриба в Академическом театре драмы им. А.С. Пушкина в Ленинграде.

1945 
Написаны картины «Встреча друзей», «Сталинградцы (Город не сдается)».  

1948 – 1951
Преподавал на кафедре монументальной живописи Ленинградского Высшего художественно-промышленного училища имени Веры Мухиной.

1950-е – 1970-е
Продолжение творческой работы в живописи и книжной графике.
В эти годы были написаны картины «Сергей Киров и Иосиф Сталин у здания Волховской ГРЭС», «Портрет Евгения Мравинского» (обе 1950), «Под солнцем» (1953), «В филармонии» (1950–1956), «Кафе. Гурзуф»» (1956), «Провозглашение Советской власти», «Портрет
М.А. Клещар-Самохваловой» (обе 1957). «Аппассионата (У А.М. Горького)» (1961, ГРМ), «Александр Блок в рабочем кабинете» (1964, ГРМ), «Аппассионата (Современники – строители коммунизма)» (1967, ГРМ) и другие.

Были выполнены иллюстрации к романам А.П. Чаплыгина «Степан Разин» (1950),
Л.Н. Толстова «Анна Каренина» (1952) и А.С. Пушкина «Евгений Онегин» (1963).
Написаны книги воспоминаний «Моя Самаркандия», «Мой творческий путь» и «В годы беспокойного солнца». 

1951
Женитьба на Марии Алексеевне Клещар (1915—2000).

1967
Награжден Орденом Ленина за выдающийся вклад в развитие советского искусства. Присвоено звание «Заслуженный деятель искусств РСФСР».

1971
Скончался 20 августа в Ленинграде. Похоронен на кладбище «Комаровский некрополь».

2010
На доме по адресу Васильевский Остров, Большой проспект, 8 установлена мемориальная доска (архитектор В.Б. Бухаев).

Произведения художника находятся в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, ГМИИ им. А. С. Пушкина, в других художественных музеях и частных собраниях в России, Италии, Франции, США, Японии, Германии, Англии и других странах. 

Личные страницы на сайтах https://rusmuseumvrm.ru, https://www.culture.ru, https://maslovka.org, https://dic.academic.ru,

Выставочная деятельность началась в 1917 году с участия в выставке творческого объединения «Мир искусства» в Петрограде. Участник многих городских, республиканских, всесоюзных и зарубежных выставок. 

Выставки творческих объединений: 

1917 «Мир искусства» Петроград;
1922 «Община художников» Петроград;
1924 «Жар-цвет» Москва;
1927 – 1928 «Круг художников» Ленинград.

Персональные выставки:

1940 (совместно с Е.А. Янсон-Манизер), 1963, 1968, 1975 (3 выставки, одна в ГРМ) Ленинград;
1964 Москва;
1994, 2014 (ГРМ), 2019/2020 (ГРМ, совместно с А.А. Дейнекой) Санкт-Петербург;
1994 Тверь.

Александр Николаевич Самохвалов – выдающийся советский живописец, график, иллюстратор. 

В коллекции творчество художника представлено эскизами к иллюстрациям романов «Анна Каренина» Л.Н. Толстого и «Евгений Онегин» А.С. Пушкина.

Если у Вас есть уточнения или дополнения по биографии художника или другая информация, прошу сообщить о них по адресу info@russkiy-peyzazh.ru
наверх