Автобиография

Я родилась 15 февраля 1942 года в эвакуации, в маленьком чувашском городке Марпосаде (Мариинский посад).

Мой отец, Рубанов Иосиф Менделевич (Михайлович) (1903 – 1988), был художником-живописцем.

Из-за сильной близорукости он был отправлен в 1941 г. из ополчения, куда пошёл с началом войны, в Чувашию, где работал на судоверфи. Туда же был эвакуирован детский сад художников, где находился мой шестилетний брат Вильям (1935 г.р.) В1943 г. вся наша семья вернулась в Москву.

Мы жили на Масловке в том доме (№9,б. №15), где была библиотека, а также клуб художников и детский сад. В клубе позировала модель, в библиотеке можно было рассматривать старинные фолианты по искусству, детский сад оформляли художники-родители.

Я любила рисовать, сколько себя помню. В три года нарисовала своего папу так похоже, что все это отметили и давали мне самые трудные задания.

Моя мама, Анна Львовна Рубанова (Кучерская) (1906-1979), тяжело болела хронической бронхиальной астмой и работать не могла. Папа зарабатывал преподаванием в разных студиях. Жили очень бедно, но дружно. Наш дом с его длинными коридорами, куда выходили двери комнат и мастерских, был более, чем театром человеческих страстей и характеров, с их возвышенными и карикатурными чертами. Жизнь художнического сообщества была прозрачна и обсуждаема в каждой семье. Мои родители оба обладали артистическим даром показывать в лицах бытовые сцены. Возможно это способствовало обострению моего внимания к характерным чертам соседей. Ещё до школы я сшивала маленькие книжки в несколько страниц, где писала разные истории, и сама их иллюстрировала. В 11-12 лет, когда следовало поступать в МСХШ, и мне, и родителям казалось, что я могу быть учёным и кем угодно, так как моё «круглое» отличничество, особенно победы в математических олимпиадах, несколько сбили пыл к рисованию.

Мой отец, учившийся во Вхутемасе-Вхутеине (1925-1930) у Машкова И.И., Осмёркина А.А., Истомина К.Н., Фаворского В.А. с недоверием относился к слишком натуралистической направленности МСХШ. В этот период он преподавал в Изостудии завода «Каучук», поэтому с 13 лет я стала заниматься в папиной студии, чтобы выяснить свои способности. К концу года мне стало ясно, что живопись – зто самое интересное занятие в жизни. В 14 лет после 7 класса я поступила в МСХШ, потеряв год, т.е. опять в 7 (3-й) класс, последний год акварели, так как в 8-й класс приёма уже не было. Ежедневная напряжённая работа в коллективе принесла свои плоды: к концу учебного года у меня уже была пятёрка по живописи. Акварель преподавала Анна Алексеевна Данильцева, а масло на следующий год вёл Ашот Григорьевич Сукиасян (директор школы). В 5-м (9-м) классе (1958-1959 г.г.) живопись (портрет) преподавала очень талантливая молодая художница Екатерина Николаевна Тараканова; в 6-7- м классе – Николай Иванович Андриака (отец Сергея).

В 1961 г. я закончила школу с серебряной медалью (одна 4 по физике) и пятёрками по специальным предметам. Поступала в Суриковский институт, но не была принята по специфическим причинам (о которых была предупреждена заранее, но не поверила).

Пошла в Строгановку. Там «перебежчиков» не любили и сразу сказали, что на монументальное отделение не примут. Но я всё же попыталась. Не приняли, но предложили учиться на вечернем отделении факультета «художественное стекло» с обещанием перевести на дневное монументальное через 2 года. Согласилась и стала усиленно готовиться к этому будущему переводу. Но на 3-ем курсе вышло постановление – запрет всех переводов на монументальное отделение. Итак, я осталась доучиваться на вечернем, которое к тому же переделали в художественное конструирование, так как заниматься всерьёз стеклом, не работая на заводе, невозможно. От Строгановки остались в моей благодарной памяти лекции по истории искусства Александра Калиновича Чекалова и занятия рисунком в неограниченном количестве (и днём, и вечером) под руководством педагога – художника Сергея Степановича Фёдорова, а также – скульптурный класс у скульптора Михаила Бояновича Смирнова.

Вечерникам необходимо было работать, и я преподавала в детской студии того же Дома культуры завода «Каучук», где работал папа. Через 2 года он ушёл на пенсию, а взрослую студию передал мне. Эта работа забирала не очень много времени, оставляя светлое для живописи. Необходимость доходчиво и ясно формулировать свои требования и советы заставляла определяться в выборе собственного пути, в выработке собственного мировоззрения.

В 1965 г. я впервые участвовала в крупной профессиональной выставке – I Всесоюзной выставке акварели («Автопортрет»).

В 1964-1968 гг. было участие врегулярных весенних и осенних выставках, а также в молодёжных и «женских».

В 1968 г. – на выставке РСФСР в Манеже (ЦВЗ) экспонировалась моя живописная работа «В грузовом порту» – портрет подростка. (х., м. 57х66).

В 1968 г. я защитила с отличием диплом (декоративная решётка) и вплотную занялась живописью.

В 1969 г. после Молодёжной выставки в июне был «массовый» приём в МОССХ (Московское отделение Союза Советских Художников). Приняли и меня.

В 1970 г. я оставила студию и стала работать в Комбинате живописного искусства (КЖИ). Первыми заказами были отдельные портреты передовиков, потом – панно и большие многофигурные тематические картины, в том числе – групповые портреты. Когда в 1980 г. у меня родился сын (Вадим), и работать приходилось на кухне – перешла на небольшие по формату сказки, находя в них свою прелесть.

Дважды мне удалось «прикоснуться» к стене.

В 1974 г. в г. Нукусе КаракалпакскойАССР (Узбекистан) я расписала в технике классической фрески (по сырой штукатурке) стену 700х1100 в Гидротехническом техникуме, которая, к сожалению, не сохранилась. В 1989 г. осуществила роспись темперой в вестибюле одной строительной организации в Москве, в Потаповском пер., д.6, по странному совпадению, тоже 700х1100. Обе росписи – сложные многофигурные композиции (более 25 человек в каждой). Первая изображала сцены из жизни хлопкоробов, вторая – стадии труда строителей – от проектирования до окончания сооружения.

До 1991 г. продолжалась работа в КЖИ, а потом мы все были отпущены на вольные хлеба. Вместо профессионального Художественного совета работу стал принимать необразованный покупатель-обыватель («из огня да в полымя»). Да и этой-то не было. Пришлось иллюстрировать книжки. И здесь – тот же диктат жуткого вкуса, причём диктат очень жёсткий. Иначе это дело было бы таким же интересным и радостным, как и живопись. Я проиллюстрировала 2 книги русских народных сказок и одну – сказок русских классиков, но издано ничего не было, так как издательство переквалифицировалось на более доходный бизнес.

В течение 40 лет (с 1965 г.) ярегулярно участвовала почти во всех значимых выставках МОСХ-а, в некоторых – СХ СССР и СХ РСФСР.

В 1998 г. состоялась моя первая персональная выставка. Её организовала искусствовед О. Ройтенберг в курируемом ею зале «Колорит» на Малой Никитской улице. Там были показаны в основном ранние работы (53 холста).

В марте 1999 г. искусствовед В.Ф.Карпов предложил мне устроить выставку-продажу в библиотеке им. Вс. Иванова в посёлке «Сокол». Небольшой зал вместил также около 50 работ. Это были пейзажи и натюрморты, написанные в 90-е годы.

Искусствовед А.И. Морозов тогда же предложил мне выставиться в зале библиотеки искусств им. А.Н. Боголюбова в мае. Выставка сдвинулась на июнь, время массового отъезда из Москвы. Было показано примерно столько же работ из разных периодов. Александр Ильич первый из искусствоведов обратил внимание на мою живопись ещё в 1976 году, на Московской молодёжной выставке, где экспонировалась моя картина «Библиотека» (1976 г. 90х160 х., м.), которая потом участвовала на Всероссийской и на Всесоюзной выставках «Молодость Страны» и была опубликована в альбоме, посвящённом этой выставке. Cтатья А.И. Морозова «Портреты Елены Рубановой» вышла в сборнике «Советская живопись, 78» (изд. «Советский художник» Москва 1980) и сопровождалась репродукциями двух моих портретов: «Архитектор Б. Улькин» (1976 г. 109х100 х., м.) и «Портрет В. Друзь» (1976 г. 81х95 х., м.). Журнал «Знание» № 8 1979 опубликовал очерк Морозова «Советская живопись 70-х», где пишет и обо мне. Там воспроизведён мой автопортрет (1978 г. 100х90 х., м.), который был приобретён Художественным музеем города Красноярска.

В 1977 г. КЖИ совместно с СХ РСФСР и организацией художников Тюмени провёл выставку «Земля Тюменская» в декабре – в Тюмени, а в начале 1978 г. – в Москве в зале на Кузнецком мосту, 11. Моя работа «Комсомольско-молодёжная бригада» (групповой портрет 200х200 х., м., 1977) была отмечена дипломом. В альбоме с лучшими картинами этой выставки (моя – на обложке) в статье искусствоведа В.Л. Мейланда о моей картине говорится особо. («Земля Тюменская» изд. «Советский Художник» Москва. 1979).

В 1977 г. на «Осенней выставке» была выставлена картина «Тюмень» (1977 х., м., 90х100), купленная художественным музеем города Тында.

7 – 22 апреля 2003 г. искусствовед И.Е. Светлов провёл выставку «Елена Рубанова. Портреты» в Государственном институте искусствознания. Экспонировалось 25 работ. В №7 за 2003 год журнала «Юный художник» этой выставке посвящена статья Е. Львова.

В книге В.М. Обухова «Натюрморт.История жанров» (изд. АСТ-ПРЕСС, ГАЛАРТ, Москва 2002) воспроизведён мой натюрморт «Сухая гвоздика». 1995 х., м. 70х64.

Товарищество Московских живописцев издало сборник «Московские живописцы. Традиции и поиск», Москва 2006. На стр.136 – моя работа «Май» 1997-2003 х., м. 105х110

В 2003- 2005 гг. я написала два групповых портрета: «Семья Вансон» (5 человек, 100х103 х., м.) и «Семья Ван-Звол» (4 человека, 95х130 х., м.), признанных художниками и искусствоведами творческой удачей.

Моим главным учителем, другом, советчиком в искусстве и жизни конечно же был отец (его живописные работы находятся в Третьяковской галерее). Его строгий вкус, непримиримость к разновидностям пошлости возможно и сковывали мои поползновения к поиску, но были и остаются тем внутренним камертоном, который и есть связующее звено между мировым искусством и личной работой.

Что касается моих пристрастий вискусстве, то это ни в коем случае не суррогат живописи и литературы, живописи и фотографии, живописи и гобелена и т. п. Живопись, по моему глубокому убеждению, должна оперировать только пластическими субстанциями: композиция цвето-формы – вот её предназначение. Всё остальное только следствие – настроение, психология, характер... Пейзаж я люблю так же, как и портрет. Интереснейшее занятие – находить в природе ритмические связи и закономерности. А в портрете – тем более. Ведь каждый человек – это законченная музыка – от формы тела, рук, ног, головы до формы ноздрей – всё связано, во всём единый ритм. Выявлять это – задача портретиста. Если ухвачена эта неповторимая мелодия, портрет будет не фотографическим, а пластическим, то есть будет объектом искусства.

Участие в выставках:

До 1965 – несколько выставок женщин-художниц. Москва

1965 – I Всесоюзная выставка акварели. Кузнецкий мост, 11, Москва

1966 – 2000 – Весенние и осенние выставки московских художников. Кузнецкий мост, 11; Беговая, 7-9

1966 – 6 выставка молодых художников.Кузнецкий мост, 11, Москва

1968 – Выставка художников РСФСР. ЦВЗ (Манеж), Москва

1969 – 7 выставка молодых художников.Кузнецкий мост, 11, Москва

1970 – 8 выставка молодых художников.Кузнецкий мост, 11, Москва

1972 – 9 выставка молодых художников.Кузнецкий мост, 11, Москва

1976 – Выставка «Молодость Страны», Московская – Беговая, 7-9,

Всероссийская (РСФСР)– ЦВЗ (Манеж),

Всесоюзная (СССР) –ЦВЗ (Манеж) Москва

1977 – Выставка «Земля Тюменская»,Тюмень

1978 – Москва, Кузнецкий мост,11

1980 – Зональная выставка СХ РСФСР, ЦВЗ (Манеж), Москва

1987 – Выставка женщин-художниц, Кузнецкий мост, 11, Москва

1998 – Персональная выставка, Клуб художников «Колорит», Малая Дмитровка, Москва

1998 – Выставка «Москва-Петербург», ЦДХ, Москва

1999 – Персональная выставка в библиотеке имени Вс. Иванова, Посёлок «Сокол», Москва

1999 – Персональная выставка в библиотеке искусств имени А.П. Боголюбова, Каретный ряд, 5, Москва

2000 – Выставка женщин-художниц, Кузнецкий мост, 11, Москва

2001 – Выставка «Мир живописи» московских художников, ЦДХ, Москва

2002 – Выставка «70 лет МОСХ», ЦВЗ (Манеж), Москва

2003 – Отчётная выставка ТМЖ (Товарищества московских живописцев), Кузнецкий мост, 11, Москва

2006 – Выставка «Мир живописи искульптуры», ЦДХ, Москва

Мои работы находятся в музеях и частных собраниях России, Германии, США, Нидерландов, Англии, Израиля, Бельгии, Чехии.

Елена Рубанова, 2006

(Публикуется впервые, с согласия автора).

наверх