РОМАНОВИЧ Сергей Михайлович

Живописец, график, педагог.

1894
Родился 11 сентября в Москве.  Отец – Михаил Михайлович Романович, надворный советник, инспектор Опекунского совета личного ведомства Императрицы Марии Федоровны, экспедитор по раздаче платья и денежных пособий воспитателям деревенских питомцев Императорского Московского Воспитательного Дома. Имел по службе награды: ордена св. Станислава 3-й степени и св. Анны 3-й степени, а также медали. Дослужился до статского советника. Серьезный молчаливый человек из семьи священника, приход которого находился в селе Теребуново Новгородской губернии. Получил традиционное духовное образование, но священником стать не захотел. Мать  –  Софья Александровна, урожденная Ненсберг, дочь лейб-медика, обрусевшего шведа. Получила хорошее образование: знала несколько иностранных языков, играла на рояле, рисовала.
Мать была первым учителем рисования.

1903 – 1909
Учеба в 10-й московской гимназии

1909 – 1912
Учился на общеобразовательном отделении Московского училища живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ).

1912
Знакомится с М.Ф. Ларионовым и Н.С. Гончаровой, отношения с которыми перешли в крепкую дружбу. Вступает в объединение «Лучисты и будущники», становится участником выставок объединения.

1912 – 1918
Учится на живописном отделении МУЖВЗ у Н.А. Касаткина, А.Е. Архипова, К.А. Коровина, В.Н. Бакшеева, С.В. Малютина, С.Д. Милорадовича, А.С. Степанова. В 1918 году Училище переименовано во Вхутемас. Продолжает обучение у Л.О. Пастернака, П.В. Кузнецова.
В этот период  художник создает серии работ, выполненных в абстрактных формах. Работы 1910-х годов не сохранились.
Знакомится с художником и скульптором П.И. Бромирским (1886 - 1920). Впоследствии С.М. Романович написал воспоминания о своем друге.

1914
Начало Первой мировой войны. С.М. Романович записался добровольцем в армию, но вскоре был демобилизован как единственный сын престарелых родителей.

1915
Отъезд М.Ф. Ларионова и Н.С. Гончаровой из России во Францию.

1918 – 1920
Преподает рисунок и живопись в изостудии московского Пролеткульта.
Написана «Композиция», оказавшаяся позднее в Ульяновском художественном музее.

1920
Участвует в выставке «Миньон» в Петрограде. (Позднее картины С.М. Романовича с этой выставки сгорели на пароходе).  Участвует в организации филиала Высших государственных художественно-технических мастерских (Вхутемаса) в Воронеже.
Женитьба на студентке Татьяне Георгиевне Семыниной.

1920 – 1928
Работает (с перерывами) в Воронеже.

1920 – 1923
Преподает в воронежском филиале Вхутемаса. Руководит в нем мастерской живописи и рисования.

1921 – 1926
Являлся членом Союза художников и поэтов «Маковец» (название объединения предложено Романовичем). Избирался членом Правления.

1921 
Закупка картины С. Романовича «Притча о виноградарях» в Воронежский губернский музей.

1922
Публикует в журнале «Маковец» № 2 программную статью «О реализме».
Предпринимает попытки вернуть утраченное с отъездом художника в Воронеж московское жилье, так и не увенчавшиеся успехом.

1922 – 1923
Преподает живопись и рисование в московском Вхутемасе, профессор.

1922 – 1924 
Принимает участие в работе над созданием Юбилейной художественной выставки, приуроченной к открытию Воронежского художественного музея. Выполняет для Революционного отдела около двадцати произведений: монументальные полотна, портреты, графические листы, барельеф «1905 год» (В 1943 году все экспонаты выставки погибли при пожаре в музее).

1923
Рождение сына Павлуши (погиб на фронтах Великой Отечественной войны в 1942).

1923 – 1929
Преподает живопись и рисунок в Воронежском художественно-промышленном техникуме.

1924   
Выходит в свет альбом рисунков «Жизнь Ленина» с воспроизведением работ художника.

1925   
Создает роспись плафона «Памяти Ленина» для Технической школы в Воронеже.

                                                             

1928 
Вступает в Общество московских художников (ОМХ). Выход С.М. Романовича и Н.М. Чернышёва из ОМХ.

1929   
19 октября выбыл из Воронежского Художественно-промышленного техникума по личному заявлению и вернулся в Москву.

1929 –  1930       
Преподает живопись и рисунок на изобразительном отделении Рабфака искусств. Был освобожден от должности 1 сентября 1930 года, в связи с ликвидацией изобразительного отделения.

1931 –  1932
Преподает в  Московском архитектурно-строительном институте.

1932 
Вступает в Союз художников СССР. Командировка в Мурманск.

1933 
Вступает в брак с Екатериной Викторовной Бойко-Дружининой.
Переезжает в село Ильинский Погост Московской области, где он со своей второй женой снимает жилье в деревенском доме, приспосабливая его к своим занятиям живописью. В деревне встречает большие бытовые трудности. Жить часто голодно. Трудно доставать работу, за которой приходится ездить в Москву. 
Из работ этого периода остались замечательные по живописной тонкости произведения, такие как «Андрей и Иероним» (Б., м. Частн. собр.), «Привал актеров по Гёте» (Б., м. Частн. собр.), «Портрет Екатерины Викторовны» (X., м. Частн. собр.), многочисленные композиции на античные сюжеты: «Ио и Аргус» (X., м. ГРМ), «Воспитание Зевса» (X., темпера. ГТГ), «Несс и Деянира» (X., м. ГТГ), «Вакхические шествия» (X., м. Частн. собр.), «Прометей» (Б., смешанная техника. Частн. собр.); Серия «По Ватто» (X., м. Частн. собр.) и «Галантная сцена» из этой же серии (X., м. Смоленская художественная галерея) и многие другие.

1936   
Преподает на Курсах повышения квалификации художников-графиков в Архитектурном институте.

1937  
С 16 июля по 31 августа едет в командировку в Ленинград для сбора материала и выполнения зарисовок с натуры к картине «И.В. Сталин провожает В.И. Ленина в Финляндию в 1917 году». Работа не была выполнена, так как возникли трудности с утверждением ее на Художественном совете. Сохранился рисунок к этой работе. Он находится в Центральном музее им. В.И. Ленина в Москве, вариант – в Музее В.И. Ленина в Санкт-Петербурге.

1938
Командировка в Среднюю Азию.

1938 – 1939
Командировка в Азербайджан.

1938 – 1948  
Работал (с перерывами) в Мастерской монументальной живописи при Академии архитектуры СССР. 
Основные работы в составе Мастерской:  Фриз в павильоне Азербайджанской ССР на ВСХВ (1938), Роспись портала кинотеатра «Родина» в Москве (1938),  Роспись плафона зрительного зала основной сцены Центрального театра Красной Армии в Москве по эскизу Л. Бруни (1939), Роспись плафона Воронежского драматического театра (1938 – 1940, работы прерваны войной), Панно для испытательного отдела Московского авиационного института (1944), Панно «Скоростное строительство» на ВСВ и панно «Высотное строительство» на ВСВ (1944), Роспись двух комнат в больнице Лечебного санатория Управления Кремля (1946), Роспись плафона зрительного зала  клуба Машиностроительного завода в Болшево Московской области (1947 – 1948), Портретное панно «Герои Советского Союза Гризодубова, Осипенко и Раскова» (1947 – 1948).
Выполняет две композиции: «Взятие Суворовым Измаила» и «Встреча Суворова с Кутузовым», а также ряд эскизов и фрагментов в материале по проведенным научно-исследовательским работам в технике фрески и эмульсионной темперы (1947 – 1948).

1940
Получает заказ от Детгиза на создание иллюстраций для поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

1941
Начало войны. Мобилизован в войска ПВХО. Участвует в работах по обороне Москвы, рыл окопы, строил противотанковые заграждения.

1942   
Госпитализирован в связи с болезнью сердца и дистрофией. Постановлением медицинской комиссии освобожден от несения воинской службы.
Выходит книга Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» с рисунками С.М. Романовича.

1940-е 
Участвует в художественной жизни МОСХ.  Много и плодотворно работает в станковой живописи и графике. Создает такие произведения, как «Автопортрет на фоне циновки» (1942 – 1943. X., м. ГТГ), «Изгнание торгующих из храма» (X., м. ГТГ), «Воспитание Зевса» (X., м. ГТТ), «Освободительная война» (X., м. ГТГ), «Ландыши в стакане» (Х., м. ГРМ), «Отречение Петра» (Х., м. ГРМ), «Рыба» (X., м. ГРМ), «Поцелуй Иуды» (X., м. Смоленская художественная галерея), «Пейзаж из окна на Донской улице» (X., м. Частн. собр.), «Рыбы» (X., м. Частн. собр.), «Калидонская охота» (X., м. Частн. собр.), «Андромеда» (X., м. Частн. собр.), «Дневная вакханалия» и «Ночная вакханалия» (X., м. Обе – частн. собр.) и многие другие.

1947
Регистрирует брак со Спендиаровой Марией Александровной.

1948 – 1949 
Создает роспись кинотеатра в Смоленске.

1950   
С 18 февраля по 6 мая преподает в Московском высшем художественно-промышленном училище (бывшее Строгановское).

1951 – 1952 
Принимает участие в росписи лечебного здания в санатории в Цхалтубо. Создает декоративные вазы для парка.

1953   
Выполняет роспись зрительного зала и панно во Дворце культуры в г. Глазове.

1954 
Участвует в росписи павильона «Ветеринария и зоотехника» для ВСХВ.

1957
Возобновление переписки с М.Ф. Ларионовым, прерванной войной и «железным занавесом».

1950-е   
Много и плодотворно работает в станковой живописи. В эти годы заметно меняется его манера. Продолжает работать над технологией поверхности и цветом картины, выходит к сияющему активному цвету, добивается прозрачности красочного  слоя. В это десятилетие создает многочисленные цветочные натюрморты, античные композиции, серию страстей Христовых, полных напряжения и трагизма. «Голгофа» (X., м. ГТГ), «Оплакивание» (X., м. ГТГ), «Голгофа» (X., м. ГРМ), «Поругание» (X., м. ГРМ), «Снятие с креста» (X., м. ГРМ) и многие другие.

Вторая половина 1950-х – 1960-е 
По состоянию здоровья перестает выполнять монументальные заказы. Выполняет скульптурные портреты и надгробия. Работает в живописи, пишет по большей части маслом на бумаге. Продолжает эксперименты с материалом и цветом. По-прежнему много занимается технологией, связанной с поверхностью картины и повышением цветового звучания. Живопись в этот период обычно прозрачная, обобщенная, более чем когда-либо носит характер экспромта.

1960
Получает квартиру в «хрущевке», в которой впервые обретает свою отдельную комнату- мастерскую в 16 м2.   

1962
Кончина Н.С. Гончаровой.

1963
В июне перенес обширный инфаркт.

1964   
Кончина М.Ф. Ларионова.

1965   
Сергей Михайлович Романович поручает своему зятю, В.К. Скворцову, отнести на свалку большой рулон со своей живописью на холсте и бумаге и бросить их в костер, который там жгли, что и было исполнено.

1968  
В мае уже смертельно больным уходит из дома, чтобы никогда туда не возвращаться.  21 ноября Сергей Михайлович Романович скончался в Москве в день особо им почитаемого Архангела Михаила. Отпевание прошло в церкви Ивана Воина на Якиманке. Похоронен на Даниловском кладбище в Москве.

Произведения художника находятся в ГТГ, ГРМ, ГМИИ им. А.С. Пушкина, в музеях городов Астрахани, Брянска, Воронежа, Иванова, Костромы, Нижнего Новгорода, Нового Иерусалима, Саратова, Смоленска, Таганрога, Томска, Тулы, Ульяновска, Ярославля, Алма-Ата (Казахстан), Еревана (Армения), Нукуса (Каракалпакия, Узбекистан).

Персональный сайт художника: http://maakovets.narod.ru

Личные страницы на сайтах: https://ru.wikipedia.org, http://www.moscow-painters.ru.

Выставочная деятельность началась в 1912 году с участия в 33-й выставки картин учеников МУЖВЗ. Участник выставок: МУЖВЗ 1912–1918; «Миньон» 1920 Петроград; 1-я Государственная выставка искусства и науки 1920 Казань; Юбилейная художественная выставка «Памяти 1905 года» 1925 Воронеж. Участник зарубежных выставок: «Первая русская художественная выставка» 1922 Берлин, Галерея Ван Димена (Германия), а также в 1920-е годы художник выставлялся в Париже, Берлине, Лондоне и Гааге.

Групповые выставки:

1913 Выставка «Мишень» Москва;
1914  Выставка «№ 4. Футуристы, лучисты, примитив» Москва;
1922 (МИИ), 1924, 1925 Выставки Объединения «Маковец» Москва;
1928 Выставка ОМХ Москва;
1929 Выставка группы воронежских художников Воронеж;
1929 Выставка Общества «4 искусства» Москва;
1932 Отчетная выставка бригады АХР Москва.

Персональные выставки:

1916/17, 1983, 1984, 1993, 1994, 1995 (ГТГ), 2012 Москва;
1929, 1987, 1989 Воронеж;
1995 Санкт-Петербург (ГРМ).

«Сергей Михайлович Романович (1894 - 1968) – классик русского искусства двадцатого века, чье творчество только сейчас является нам во всем своем живописном величии, извлеченное из насильственного забвения. Он – один из главных «маковчан», членов объединения «Маковец», художников, которые стремились обновить искусство в поисках третьего пути между застойным традиционализмом и авангардом, зашедшим в тупик после бесплодных попыток найти общий язык с революционной утопией».
(Соколов М.Н.; цит. по изд.: «С.М. Романович от авангарда к мифотворчеству» Москва, 2006. С. 6).

В коллекции творчество художника представлено графическими произведениями.

Если у Вас есть уточнения или дополнения по биографии художника или другая информация, прошу сообщить о них по адресу info@russkiy-peyzazh.ru
наверх