О Сергее Николаевиче Репине

Становление художественного мышления Сергея Николаевича Репина проходило в годы динамического изменения идеалов в искусстве и частой смены деклараций и стилей. Трудно сохранять верность избранному пути, не обольщаясь и не плутая в хитросплетениях современных художественных лабиринтов. Лабиринтов, где истинные ценности подменяются мнимыми, где есть реальная опасность утратить духовную сущность и высокое предназначение искусства, в котором изначально человек ищет сопереживания своим чувствам. Художник идет своим путем, стремясь в творчестве прославлять нравственность, красоту и гармонию, неизменно побеждающую зло в своих произведениях. Это касается как монументальных произведений, создаваемых совместно с друзьями и коллегами Василием Суховым, Никитой Фоминым, Иваном Ураловым, так и своих станковых произведений.

Активная динамика цвета, рассчитанное ритмическое и тональное построение холста характерны для станкового творчества Сергея Репина. В последние годы он все чаще избирает сюжеты, в которых особо выявлены страсти и судьбы. Знаком этой своеобразной силы являются напряженный по композиции, динамической сжатости действия холст «Несение креста». Сценографичность некоторых сюжетов, характерная, впрочем, и для всех четырех художников — это, очевидно, отклик на совместное монументальное творчество, связь которого со станковым искусством постоянна и взаимополезна. С. Репин сочетает живописные и графические приемы в многочисленных пейзажах Псковщины, где четкость и ясность силуэтов холмистой земли, светлых зеркал озер и рек усилены акцентами игры света и теней, звонким золотом пушкиногорских вечеров. Эти работы напоены восторгом жизни и любовью к русской природе.

(Опубликовано в издании: Сергей Репин, Василий Сухов, Иван Уралов, Никита Фомин Монументальное искусство. Живопись. СПб. 1998. С. 67).

наверх