ПУРЫГИН Валентин Захарович (Самара)

1926-2002

Живописец, график.

1926
Родился 20 августа в селе Осиновка Саратовской области в многодетной крестьянской семье. С начала коллективизации в 1928 году, семья переехала к родственникам в Фергану, где пережила землетрясение 1929 года.

1930
Смерть отца.

1931
Мать с детьми переезжает в Самару.

1931 – 1939 
Трудное голодное детство способствовало быстрому взрослению и становлению характера Валентина. Первые уроки рисунка и живописи получает в художественной студии Дворца пионеров у Г.П. Подбельского и П.А. Краснова. Рано раскрывшейся художественный талант способствует его приглашению на учебу в Москву в открывшуюся в 1939 году художественную школу для талантливых детей. 

1939 – 1944
Учился в Московской средней художественной школе у В.В. Почиталова, Г.М. Шегаля,
А.П. Шорчева, П.Т. Кошевого, А.О. Барща. Сотоварищами по учебе были, ставшими в последствии известными художниками Владимир Стожаров, Гелий Коржев, Виктор Иванов, Петр Оссовский, Андрей Тутунов, Алексей Ткачев, Клара Власова. 

1941 –1943
Вместе с учениками и преподавателями школы находился в эвакуации в староверческом русском селе Воскресенское в Башкирии. Бывшие ученики, коллеги художника, вспоминают, что его перламутровые зимние этюды были событием в школе. Писал он их, подолгу простаивая на морозе, спасаясь теплом горячей картошки, запрятанной в ватник.

1945 – 1950
Учеба в Московском художественном институте им. В.И. Сурикова, в мастерской известного советского художника Г.Г. Ряжского. Учеба давалась нелегко – на крохотную стипендию, без помощи из дома существовать было почти невозможно. Приходилось голодать, начинался туберкулез. Способнейший живописец перестал успевать и едва не был отчислен из института. Спасла поддержка В.П. Ефанова, переговорившего с руководителем института С.В. Герасимовым, и доброе отношение молодых тогда педагогов К.М. Максимова, Д.К. Мочальского.

1951
Возвращение после окончания института в Самару (тогда – Куйбышев).

1950-е 
Пятидесятые годы – годы начала творческого пути молодого живописца. Волга помогает справиться с телесными недугами. В. Пурыгин работает в реалистической манере, ищет собственный стиль: пишет бездну этюдов, делает большие пейзажи и станковые композиции, начинает активную выставочную деятельность. В Заволжье, в местах где были любимые им с детства осокори, луга и рощи находятся мотивы и замыслы первых картин, в которых определилась одна из любимых тем творчества – тема могучих деревьев, олицетворяющих силы русской земли. Художник в своих картинах, как бы, пытается разгадать таинственную энергию произрастания природы. 
Написаны картины «Вечер за Волгой» (1956), «Улица Куйбышева» (1959) и другие.

1954
Принят в Союз художников СССР.

1957
Женитьба на Галине Дмитриевне Шипковой.
Рождение сына Ивана, ставшего физиком-ядерщиком, кандидатом физико-математических наук.

1960-е
В. Пурыгин вступает в пору зрелости. Картины этого периода разнообразны по своему образному и цветовому решению. Художник стремится к философскому осмыслению мира природы и места в нем человека. Его творчество приобретает большую глубину, становится сложнее и многограннее. Создаются эпические пейзажи, в которых панорамная точка зрения, позволяет охватывать огромные просторы, что еще усиливает его эпичность.
Создаются картины, на которых читаются отголоски разных живописных манер и техник, в том числе французских постимпрессионистов и пуантилистов, в каждой из которых преобладает индивидуальность автора.
Художник посещает Крым, где создаются крупноформатные пейзажи Гурзуфа и Судака.
В конце 60-х годов начинается цикл самарских пейзажей, передающих реальность обыденности и человеческую неустроенность, обнажается что-то холодное, резкое, выступают некие гротескно-символические видения. Мир художника как бы расслаивается на «реальное» и «воображаемое». В уличном многолюдье знакомых улиц взгляд зрителя может столкнуться со стаей крыс или хищных и наглых ворон.... На это живое месиво в духе Босха как бы со стороны взирает группа величественных мужей в ренессансных одеждах. Эти работы оставались в мастерской, они были известны лишь узкому кругу друзей. Испытывая тяжелый внутренний кризис, вызванный чувством болезненной немоты, на фоне атмосферы эпохи «застоя», художник принимает решение уехать в Москву, с надеждой что, в кругу давних друзей станет легче дышать и работать. 
В шестидесятые годы написаны картины «Осокорь» (1960), «Закат на реке» (1960-е), «Гроза» (1961-1964), «Улица Чехова в Гурзуфе» (1964), «После грозы» (1965), «Лестница к морю» (1965), «Беляки на Волге» (1965), «Апрель» (1966), «Весенний день» (1966) «Яхты на Волге» (1966-1967), «Паром» (1967), «Весна на реке Тор» (1968), «Ночь. Улица Льва Толстого» (1968), «Леший на Волге» (1968) «Паром» (1969) и другие.

1965
Рождение сына Александра.

1968
Художник уезжает из Куйбышева в Москву, но сначала устроится смог лишь в Загорске (ныне Сергиев Посад).

1968 – 1972
Живет и работает в Загорске. В пейзажах возникают мотивы древнерусского зодчества.

1970-е
Растет авторитет художника в российском искусстве. В 1972 году в Москве с успехом проходит персональная выставка. Пурыгин переезжает в Москву, вступает в МОСХ, много работает и выставляется как пейзажист. Высокий тонус столичной художественной жизни, приток всевозможных профессиональных впечатлений дают художнику новые идеи, происходят важные сдвиги в его композиционном мышлении. Обретается форма более органической связи «воображаемого» и «реального», что дает основу для создания своеобразных картин-притч. Художник часто обращался к русским народным сказкам, былинам. Но не иллюстрирует их, а преображает своей буйной фантазией. Однако официальная художественная Москва не была расположена к восприятию странных фантазий и Пурыгин возвращается в Куйбышев. 

В семидесятые годы написаны картины «Пейзаж с сорокой» (1970), «Колокольня зимой» (1970-е), «Строится город» (1965-1971), «Над Волгой» (1970-1971), «Полдень. За Волгой» (1971), «Весенний ветер» (1967-1973), «Студеный овраг» (1968-1978) и другие.

1972 – 1979
Живет и работает в Москве.

1979
Возвращение в Куйбышев, где становится членом правления Союза художников, влиятельным и заметным участником областных, зональных, республиканских выставок.

1980-е  
Страна переживает тяжелые времена и спокойные тона, настроение покоя и умиротворённости, которые преобладали в произведениях раннего Пурыгина, постепенно уходят из его полотен. Картины лишаются благодушной созерцательности, их отличает тревожный колорит. В поздних пейзажах художника практически нет безоблачного, ясного неба, в их подчёркнуто насыщенной цветовой гамме преобладают красные, оранжевые тона, притемнённый колорит. Появляются картины наполненными гротескными образами. В них на фоне волжских просторов появились персонажи языческого пантеона – Ярила, Перун, русалки, лешие, зловещий ворон, жар-птица. В этот мир художник иногда помещает самого себя. На некоторых таких картинах появляются его автопортреты. Возникают видения гибели городов, пожаров, наводнений. Природа словно бунтует против нашествия цивилизации.
В восьмидесятых годах написаны картины «Осокорь» (1967-1981), «Закат в феврале» (1979-1980-е), «Ворона над Волгой» (1983-1985), «Вечерний город», «Весенний сон бога» (обе 1985-1990) и другие.

1982
Присвоено звание «Заслуженный художник РСФСР».
Принял участие в Международном пленэре в Болгарии.

1990-е
Девяностые годы были сложным и трагическим периодом в жизни художника. Им болезненно переживается дикое обнищание народа, унижение его духовных основ, уничтожение настоящего искусства. К этому добавляются семейные драмы – потери сыновей. Спасает художника только живопись, он продолжает работать до конца жизни. Последние картины датированы 2002 годом – годом смерти художника.
В девяностые и в начале двухтысячных годов написаны картины «Пейзаж с парусником» (1990-е), «Весенний сон бога» (1985-1990), «Берег Волги. Март» (1990-1993), «Волжские напевы» (1972-1995), «Восход луны над ночной Самарой», «Русалка» (обе 1995), «Закат на Волге. У города Самары», «Портрет интеллигента» (обе 2002) и другие.

1994
Погибает сын Александр.

1996
Утонул в Волге сын Иван.

2002
Скончался 29 октября в Самаре. Похоронен на Городском кладбище Самары.

2003
Принимается решение о создании в Самаре в доме с атлантами на улице Венцека, 55 музея Валентина Пурыгина.
К сожалению, данное решение остается неисполненным.

Произведения художника находятся в музеях Белгорода, Казани, Кирова, Краснодара, Сочи, Уфы, Хвалынска, в частных собраниях в России.  В фонде Самарского областного художественного музея хранится более двадцати тысяч единиц, составляющих наследие Валентина Захаровича Пурыгина. Это картины, этюды, графические зарисовки, личные вещи.

Персональный сайт художника https://purigin.narod.ru

Личные страницы на сайтах https://goskatalog.ru, https://vk.com, https://vippictures.ruhttps://ru.wikipedia.org

Выставочная деятельность началась в 1943 году с участия в выставке произведений молодых художников, посвященной 25-летию ленинского комсомола в Государственной Третьяковской галерее в Москве. Участник многочисленных областных, республиканских, всесоюзных выставок.

Персональные выставки:

1971, 1979, 1981, 1991, 2003, 2005, 2006, 2016, 2021, 2023 Куйбышев-Самара;
1972, 1993 Москва;
1982 Казань.

Валентин Захарович Пурыгин – один из крупнейших мастеров русского искусства второй половины ХХ века, чье творчество ждет своего дальнейшего изучения.

В коллекции творчество художника представлено графическим произведением.

Если у Вас есть уточнения или дополнения по биографии художника или другая информация, прошу сообщить о них по адресу info@russkiy-peyzazh.ru
наверх