От автора*

Живопись — стариннейшее традиционное занятие людей. Чем больше в ней традиционного, чем менее заметны насильственные подгонки под существующие нормы —  тем долговечнее ее воздействие. И это происходит, видимо, потому, что природа человека меняется куда медленнее, чем внешние факторы его существования. Отсюда первой своей обязанностью я считаю — быть в русле традиционной, всегда развивающейся пластической культуры, — она-то, по-моему, и составляет специфику живописи. Так же необходимо основываться на зрительном восприятии — зримый мир емок и неисчерпаем. Форма рождается из новой сущности, ее нельзя придумать. Затянувшийся иррационализм поисков формы сковывает усилия художника, лишая их объективной ценности. Поэтому проблема духовности для меня неотделима от реального мира, от понятия конкретности, и я стремлюсь рассматривать картину как целостный живой организм, структурно связанный с моим зрительным опытом и мышлением. Самобытность — значит быть самим собой. Казалось бы, просто, но на это уходит вся жизнь художника. Степень и значение его самобытности — итог, финал эволюции, и здесь автору судить не дано. Я остановился только на основных моментах, меня беспокоящих, они являются точкой приложения моих усилий, а выставка — одним из этапов нескончаемого пути.

* Предисловие, написанное В. Поляковым к каталогу его персональной выставки 1966 года. Не опубликовано.

1966 г. Москва.

(Опубликовано в книге В.Т. Давыдова и Е.В. Поляковой «Художник Валентин Поляков». Москва, 1986. С. 157).

наверх