О творчестве Александра Подколзина

В своем творчестве А.А. Подколзин — на стороне самоценных достоинств живописи, неустанно стремится к гармонии формы и цвета, то есть действительному содержанию живописного произведения. Его картины, собранные вместе, ничуть не проигрывают от соседства друг с другом, тональные характеристики каждой из них весьма различны и образуют мощные аккорды как бы общей цветовой композиции. Объясняется это отчасти тем, что каждая работа написана в довольно ограниченной цветовой гамме, но серебристые, ненасыщенные тона тем не менее подобраны таким образом, что она смотрится и ярко, и эффектно. Тонкие сочетания близких оттенков создают в своей совокупности доминирующие цветовые массы, способные контрастно выделять то особенное, на что художник счел нужным обратить наше внимание. Подобное мастерство достигается, как можно догадаться, живым, одухотворенным контактом с природой. При взгляде на эти картины не ощущается налета материалистической или религиозно-христианской философии: художник не хозяин природы и не раб ее, а сам ее частичка, молекула и равноправным образом участвует в сложном процессе бытия, уподобляясь первобытному, языческому художнику или восточному даосскому мудрецу-созерцателю. Неторопливым поиском нужных цветовых сочетаний, не копированием, но построением параллельного мира, ограниченного обрезом холста, ему в полной мере удается передать нежную хрупкость природы, живость, материальность и глубину вибрирующего цветом пространства, свое трепетное и доброе отношение ко всему, что его окружает, будь то домишки, сгрудившиеся на берегу моря, кусты и деревья, образующие причудливый узор на фоне красновато-свинцового неба, или отрешенно сложившая руки одинокая детская фигурка. Из своих работ мастер отдает предпочтение малоконтрастным, почти монотонным на первый взгляд, которые, однако, при длительном созерцании обнаруживают целый фейерверк бесконечных комбинаций цветовых пятен, образующих причудливые, полуреалистические изображения фантасмагорических пейзажей. При всем разнообразии картин подспудно чувствуется то, что их объединяет, – Прекрасное как антитезис всяческим устоявшимся положениям и концепциям.

В. Горбунов  

    
                                                                                                                                             

(Опубликовано в каталоге персональной выставки художника. Москва, 1991).

наверх