ПАВЛОВСКИЙ Серафим Александрович (Москва)

1903-1989

Живописец, график, художник-монументалист, педагог, теоретик искусств.

1903
Родился 28 октября в селе Яблонка Арзамасского уезда Нижегородской губернии в семье сельского священника.

1910 – 1913
Учился в начальной школе г. Балахны, Нижегородской губернии. Начал рисовать.

1913 – 1914
Учился в городском училище г. Балахны.

1914 – 1917
Учился в гимназии г. Городца, Нижегородской губернии.

1917 – 1921
Учился в школе 2-ой ступени г. Балахны. Был Председателем учкома, редактором, иллюстратором, автором статей и рассказов в школьном журнале. В 1918 году устроил выставку копий и этюдов с натуры в помещении школы.

1918 – 1920
Член райкома РКСМ (культсекция) по антирелигиозной пропаганде.

1919 – 1920
Учился в художественной студии Народного Дома в г. Балахне у художника М.Ф. Чапкина, ученика К.А. Коровина.

1919 – 1920
В летние каникулы – рабочий на изысканиях по торфоразработке и прокладке железной дороги Балахна – Сормово.

1920
Расписал стены зрительного зала клуба «Строитель» в г. Балахне: портреты вождей революции, орнаментальная роспись фойе и читального зала, портрет Л. Толстого.

1921
В летние каникулы работал служащим в Устатбюро г. Балахны.

1920 – 1921
Работал помощником художника М.Ф. Чапкина по оформлению революционных компаний, спектаклей, плакатов помощи голодающим Поволжья в Народном Доме г. Балахны.

1922 – 1923
Работал преподавателем рисования в 3-х школах 1-ой ступени в г. Балахне.

1922 – 1924
Работал художником-декоратором в Народном Доме г. Балахны. Постановка и декорации к «На дне» М. Горького, «Власть тьмы» Л. Толстого, «Шоколадный солдатик» Бернарда Шоу и других пьес.

1923 – 1925
Учился в Нижегородском Художественном Техникуме (поступил на 3-й курс) у А.В. Куприна, В. Соколова, А.В. Фонвизина и А.С. Ястржембского.
Одновременно с учёбой в Художественном Техникуме, руководил кружком ИЗО в рабочем клубе НМГРЭС «Строитель» г. Балахна.

1925 – 1930
Учился в московском художественном институте ВХУТЕМАС и ВХУТЕИН на основном отделении и на отделении монументальной живописи у К.Н. Истомина, Л.А. Бруни, П.И. Львова, П.В. Кузнецова, В.А. Фаворского, Н.М. Чернышева, посещал мастерскую В.Е. Татлина.
Одновременно с учебой в институте, руководил кружком ИЗО в рабочем клубе Люберецкого завода (Московской области).
В летние каникулы писал декорации в клубах г. Балахны и района (комбинат «Правда», село Н. Погост и др.). Выполнил двадцать одну живописную работу.

1927
Весной студенческая поездка в Новгород для осмотра фресок древнерусской живописи с профессурой ВХУТЕМАСа (Н.М. Чернышев, П.В. Кузнецов, К.Н. Истомин).

1927
Летом выполнил по своим эскизам фрески в зрительном зале народного дома г. Городца на темы: «Гражданская война», «Труд города и деревни». Начало литературной деятельности (поэзия, проза).

1928
Поездка в Псков для осмотра древнерусских фресок.

1929
Поездки в Новгород и Киев. После осмотра фресок, посещение Художественного института в Киеве. Вступил в молодёжную группу «Общество 4-х искусств» в Москве.
В августе по поручению Горкома Комсомола Балахны оформил антивоенный карнавал.

1930
Дипломная работа во ВХУТЕМАСе. Выполнил роспись игровой комнаты (1 стена) в доме пионеров в Москве. Постановление о лишении диплома из-за социального происхождения и отмена этого решения Наркомпросом.

1930 – 1931
По переезде в Балахну руководил кружком ИЗО в рабочем клубе «Строитель».

1931
Работал художником-оформителем в Дворце Культуры Канавинского района г. Горького.
Женитьба на Хромовой Лидии Павловне и переезд в Подмосковье (на станцию Влахернская и в Люберцы).
Работал с июля по октябрь художником в клубе Люберецкого завода сельскохозяйственных машин. Одновременно организовал Художественно-производственные мастерские на базе заводов: Люберецкого «Серп и Молот», «Фрезер» и других по Казанской железной дороги.

1932
Работал художником-плакатистом в музее Народного Образования в Москве на разовой работе. Выполнил три живописные работы. Рождение сына Василия.

1933
Работал художником-оформителем в институте ВИУА, политехническом и других учреждениях на разовой работе.

1934
По заказу Института Санитарного Просвещения для выставки в Кремле выполнил 8 панно на шёлке – многофигурные композиции (вместе с художниками К. Эдельштейном, Г. Павильоновым, Н. Прокошевым и Л. Хромовой). Выполнил 5 живописных работ.
Участвовал на выставке молодых начинающих художников в здании Исторического Музея в Москве станковой живописью – «Весна на Влахернской», «Весенняя прогулка».

1935
В музее «Материнства и младенчества» в Москве на улице Кропоткина (ныне Пречистенка) выполнил несколько композиций на темы охраны Материнства и Младенчества, Семьи.
Участвовал в коллективной работе над проектом по монументально-декоративному оформлению жилого комплекса Южного посёлка автозавода в г. Горьком под руководством В.А. Фаворского. С художниками: Г. Павильонов, К. Эдельштейн, скульптор Л. Кардашёв, архитектор Ю. Вроблевский.
Выполнил две живописные работы.

1935 – 1941
Работа художником-монументалистом в 1-ой мастерской монументальной живописи при Архитектурном институте и впоследствии при Академии Архитектуры СССР под руководством проф. Л.А. Бруни и В.А. Фаворского.

1936
Иллюстрации в детский альманах сказок для Детиздата в Москве к произведениям С. Маршака, К. Чуковского и др. Отдельные книжки: «Нанайские сказки» и «Усатый полосатый» С. Маршака.
Рождение сына Александра.
Покупка части дома с садовым участком в подмосковном Ново-Ховрине.

1937
Роспись фасада Московского Мясокомбината им. Микояна в Москве по эскизу Л.А. Бруни – коллективная работа мастерской. Роспись фасада школы (сграффито) на Сталинградском Тракторном заводе. Там же фреска на плафоне вестибюля.

1938
Роспись на двух башнях шлюза (Карамышево) Канала Москва-Волга. Сграффито на темы водного транспорта и спорта.

1939
Роспись плафонов 2-х фойе в театре Советской Армии в Москве. Орнаментальная и фигуративная роспись темперой.

1940
Панно «Пржевальский» и «Васко да Гама» в коридорах путешествий Дворца Пионеров в г. Калинине (ныне Тверь).
Принят в Союз художников СССР.
Написана экспериментальная работа по технологии живописи. «Восстановление и открытие связующих и грунтов забытых древних техник».

1941
Эвакуация жены и детей в Кировскую область и кратковременные возвращения в Москву на работу по маскировке промышленных объектов Москвы.
Обратный отъезд в посёлок Белая Холуница Кировской области по эвакуации.

1941 – 1942
Работа на заводе столяром и маляром. Выполнение декораций в клубе.

1942 – 1945 Служба в Красной Армии художником при штабе запасного № 353 полка во Владимирской области. (Мобилизован в армию 16 апреля 1942 года – демобилизован в августе 1945 года). Возвращение в Москву к семье.

1944
Возвращение Л.П. Хромовой с детьми из эвакуации в Москву.
Рождение сына Михаила.

1945 – 1948
Продолжение работы художником-монументалистом в 1-ой мастерской монументальной живописи при Академии Архитектуры СССР.

1945
Роспись холла детской больницы Санитарного Управления Кремля.

1946
Экспериментальная работа по технологии живописи. «Матовая масляная живопись».

1945 – 1946
Росписи и скульптура в Родильном Доме Санитарного Управления Кремля в Москве. Роспись альфреско плафона лестничной клетки на тему «Материнство», стен лестницы, орнамент и барельефы. Портал входа в родильный дом – сграффито – орнамент.

1947
Росписи плафонов в Доме Культуры им. Будённого в Москве. Фреска «Лётчик» в Доме Культуры в г. Болшево Московской области.
Рождение сына Сергея.

1948
Коллективная работа по росписи плафона в Дома Культуры Института транспортных втузов в Москве.
Эскизы росписи санатория в г. Пярну.

1949 – 1951
Выполнял монументально-декоративную живопись и скульптурные работы в павильонах Всесоюзной Сельскохозяйственной Выставки в г. Москве. Павильон «Дальний Восток»: плафон – сграффито, барельеф из латуни. Павильон «Москва – Московская область»: три плафона, витражи (эскизы, восемь картонов), портал входа – фреска. (Работы в содружестве с художниками К. Эдельштейном и С. Прусовым.). Павильон «Ленинградская область»: барельефы. Павильоны «Курск», «Воронеж», «Тамбов»: декоративные вазы.

1952
Выполнил барельеф с росписью мозаикой в наземном вестибюле станции метро «Ботаническая» на тему «Семья». В театре Ю.А. Завадского выполнил вместе с К. Эдельштейном несколько панно на шёлке к пьесе «Соперники» Шеридана.
Изобретение новых способов обработки архитектурных объёмов.

1953
Росписи балочного потолка в вестибюле театра в г. Улан-Уде и 100 плит мозаично-террциевого пола в том же вестибюле по мотивам бурят-монгольского орнамента. Проекты росписи входов Краснопресненского высотного здания на Садовой и работа в проектной мастерской архитектора В.Г. Гельфрейха над макетом высотного здания на Смоленской площади.

1953 – 1963
Главный художник КДОИ (Комбината декоративно-оформительского искусства) по цеху монументальной живописи.

1954
Росписи витражей на 16-ом этаже гостиницы «Пекин» в Москве. Летом экспериментальная работа над новыми и традиционными способами монументального искусства. Сообщение в Доме Художника на Кузнецком Мосту.
Организация Экспериментальной мастерской в подвале здания КДОИ (Москва, Волхонка, 8). Разработка планов и подготовка оборудования и материалов для работы коллектива монументалистов.
Смерть жены – Л.П. Хромовой.

1954 – 1960
Член комиссии по синтезу АПУ Моссовета.

1954 – 1973
Член художественного совета в КДОИ.

1955
Роспись плафона и рельеф портала сцены в Дома Культуры г. Михайлов. Работа над эскизами для интерьера ресторана «Прага» в Москве и исполнение фриза по эскизу худ. К. Эдельштейна. Работа над типовыми проектами сельских клубов.

1956 – 1958
Преподавал в Московском Высшем Художественно-промышленном Училище (МВХПУ – бывшее Строгановское) технологию и материалы монументальной живописи. Открытие новых способов сграффито. Открытие – «Левкасный грунт под мозаику».
Одновременно руководил Экспериментальной мастерской при КДОИ.

1957
Роспись сграффито и мозаики на портале Зелёного театра в Центральном Парке Культуры и Отдыха им. Горького в Москве. Роспись сграффито входа в летний кинотеатр в Измайлово в Москве.
Коллективная работа над проектом художественного оформления Дворца Пионеров на Ленинских Горах. Эскизы торцов технических корпусов и портиков входа.
Эскизы мозаики в интерьер детского кафе в Измайловском Парке в Москве.

1958
Эскизы и роспись плафона и портала сцены зрительного зала Дома Культуры в г. Дзержинске Горьковской области.

1958 – 1963
Изобретение «живопись на пенопласте».

1959
Коллективная работа над росписью энкаустикой стендов Брюссельской выставки.
Получена мастерская на Сиреневом бульваре, д.43/26 (совместно с К. Эдельштейном).

1960
Коллективная работа над мозаикой Ленинградского вокзала в Москве, на тему «Гостеприимная Москва».

1961
Панно для международной выставки в Лондоне «Металлургия». Темпера на холсте. Панно для международной выставки в Париже «Материнство в СССР». Пенопластовый рельеф, темпера.

1962
Керамическое панно на тему «Трагедия» для зрительного зала драматического театра г. Караганда.

1963 – 1964
Экспериментальные работы в материале в связи с подготовкой к печати рукописи книги «Материалы и техника монументально-декоративного искусства» и живопись в мастерской.

1965
На выставку «Советская Россия» совместно с художником К. Эдельштейном выполнено панно многофигурная композиция на тему «Искусство принадлежит народу». Сграффито с мозаикой.

1965
Персональная выставка на улице Жолтовского в Москве. Выступление П.В. Кузнецова.
Весной поездка в Дом Творчества в Гурзуф, где выполнено свыше 30-ти этюдов пейзажей с натуры.
Персональная выставка в молодёжном клубе.

1966
Работа над эскизом для мозаики станции метро «Добрынинская» на тему «Утро космической эры». Эскизы и макет оформления магазина «Цветы» на Калининском проспекте в Москве.
Станковая живопись в мастерской.

1967
Выполнение в натуре мозаики метро «Добрынинская» и в магазине «Цветы».
Живопись в мастерской.
Снос ховринского дома и расселение семьи в разные районы Москвы.

1968
Оформление 1-го в СССР музея в колхозе «Коммунистический маяк» Ставропольского Края и выполнение тематических панно для экспозиции на темы, связанные с историей Первой Коммуны на Северном Кавказе.
Начало работы над серией картин, иллюстрирующих сверхповесть Велимира Хлебникова «Зангези».

1969
На выставку 100-летия со дня рождения В.И. Ленина исполнение панно в технике цветных левкасов на тему «Космос». Руководство семинаром художников монументалистов совместно с Е. Розенблюмом на Сереже в Доме Творчества.
Живопись в мастерской и на пленэре.

1970 – 1976
Руководство семинарами художников монументалистов СССР в Домах Творчества «Сенеж», «Челюскинская», «Старая Ладога».
Чтение лекций и консультации.

1970 – 1983
Председатель Всесоюзного Художественно-технологического Совета Художественного Фонда СССР.

1970
На площади «Юности» в г. Зеленограде выполнена мозаичная роспись дна бассейна. Эскизы росписи интерьера института «Микрон».
Написана серия из двенадцати картин «Времена года».

1972
Выполнены декоративные вазы с мозаикой (завод «Микрон» г. Зеленоград). Эскизы интерьера.
Живопись в мастерской и на пленэре.

1973
Разработка технологии «Цветные левкасы» для широкого применения. Персональная выставка в связи с 70-летием со дня рождения в помещении МОСХ на Беговой. Руководство семинаром на Сенеже.
Брак с Н.Г. Григорьевой.

1974
Живопись в мастерской и на пленэре. Работа над книгой (подготовка к печати) «Материалы и техника монументального искусства». Руководство семинарами на Сенеже. Разработка технологии «Цветные цементы» для широкого применения.

1975
Издательством «Советский Художник» опубликована книга «Материалы и техника монументального искусства».
Руководство семинарами монументалистов из республик и городов СССР в доме творчества на Сенеже. Живопись с натуры.

1976
Работа над эскизами росписи и оформления ин-та ВНИИПП. Станковая живопись и руководство семинарами.
Начало поездок с лекциями по городам: Харьков, Волгоград, Ростов-на-Дону, Иванов, Иркутск, Ленинград, Липецк, Ярославль, Киев, Горький, Москва и Московская обл.

1977
Выполнение монументальных работ в комплексе института ВНИИПП в г. Зеленограде (витражи, мозаики и эмблема из металла).

1978
Роспись двух торцовых стен фойе в помещении конференц-зала завода «Микрон» в г. Зеленограде.

1979
Роспись фасада того же здания в известково-казеиновой технике. Работа над рукописью «Теория изобразительной формы» и программами экспериментальных работ для художников и педагогов. Работа над программами и методикой обучения изобразительному искусству для студий и учебных заведений.

1980
Выполнено семь композиций на тему «Плоскости судьбы человека».

1981
Лекция во ВНИИТэ об основах колористической композиции. Выступление на обсуждении выставки 23-х художников в ЦДХ.
Написана серия картин «Эмоции, мимика и жесты».

1982
Выступления с лекциями в различных учебных заведениях и организациях художников Москвы. Работа над теорией и методикой обучения изобразительному искусству. В мастерской – живопись с натуры и композиционная работа над эскизами к росписи детского санатория «Светлана» в интерьере и экстерьере.

1983
Панно «Материнство». Работа над эскизами монументального оформления и росписей библиотеки им. Лермонтова в Москве совместно с художником Н.Г. Григорьевой.

1984
Выполнение в натуре работ в библиотеке им. Лермонтова и панно по договору для зональной выставки на тему «Тревоги и радости материнства». Лекции в художественных школах и учителям на семинарах в Москве. Экспериментальные работы в материале.
Приобретение живописных работ в Третьяковскую галерею.
Написана серия картин «Антимонии».

1985
Окончание серии картин, иллюстрирующих сверхповесть Велимира Хлебникова «Зангези». Полностью она была экспонирована на персональной выставке в Москве в 1986 году.

1986 – 1988
Получение в аренду второй мастерской от МОСХа на Уральской улице, затем обмен её на мастерскую рядом с прежней на Сиреневом бульваре.

1988
Завершение капитального труда «Культура изобразительной формы» (первая версия 1971 г. «Теория изобразительной формы») по договору с издательством «Советский художник».

1989
Скончался 2 февраля в Москве. Похоронен на Головинском кладбище.

2015
Издание книги «Программа экспериментальной работы в студии изобразительного искусства. Теория изобразительной формы. Лекции, статьи, письма». Рязань, «Скрижали».

Произведения художника находятся в ГТГ, в областных музеях в России, в картинных галереях и частных собраниях в России и за рубежом.

Личные страницы художника на сайтах: http://www.maslovka.org, http://moscowartmuseum.com, http://www.artgallerylavrushin.ru

Выставочная деятельность началась в 1934 году с участия в I молодежной выставке (выставка начинающих молодых художников г. Москвы, ГИМ). Участник московских, республиканских, всесоюзных и зарубежных (1958 Брюссель, 1961 Париж, Лондон) выставок.

Персональные выставки:

1958 (совместно с К. В. Эдельштейном), 1965, 1972, 1973, 1986, 1992, 2008, 2009 (совместно с Н.Г. Григорьевой) Москва;

2018/2019 Астрахань (Дом-музей Велимира Хлебникова).

Серафим Александрович Павловский – один из крупнейших русских художников второй половины ХХ века, чье творчество, еще не получило должной оценки.

В советское время Павловский был известен, прежде всего, своими монументальными произведениями, выполненными в самых разных техниках и своей преподавательской деятельностью. Однако основным в его новаторском творчестве было станковое искусство. Именно в нем художник имел возможность создавать произведения, которые подтверждали бы его теоретические поиски основ закономерностей изобразительной формы.

Серафим Александрович вел подвижнический образ жизни, находясь в постоянном поиске нового выразительного пластического языка, то есть занимался тем, что художественным начальством называлось «вредоносным формотворчеством». Эксперименты художника находили свое отражение в пейзажах, натюрмортах, портретах, в сериях картин «Времена года», «Антимонии», «Плоскости судьбы человека» и особенно в композициях, связанных с поэтическими произведениями Велимира Хлебникова и, прежде всего, с его поэмой «Зангези».

В коллекции творчество художника представлено живописными произведениями.

При составлении биографической справки использованы материалы с сайта http://moscowartmuseum.com.

Если у Вас есть уточнения или дополнения по биографии художника или другая информация, прошу сообщить о них по адресу info@russkiy-peyzazh.ru
наверх