О художнике

Олег Борисович Павлов выступает в своем творчестве и как исследователь, и как воспитатель нового поколения художников, но в первую очередь он все-таки художник.

Каждому из видов деятельности он отдается с азартом, вкладывая душу в то, чем он занимается. Мягкий и уступчивый по характеру, избегающий конфликтов, уносящих у человека массу энергии, он проявляет упорство, волю, терпение при достижении желаемой цели. В живописи его отличает искренность, он работает в своем стиле без приемов, рассчитанных на внешний эффект, он художник, передающий в своем творчестве восхищение красотой окружающего мира. У него хорошее чувство цвета, хорошо организованное пространство на холсте, умение видеть главное и второстепенное. Его скромность и непосредственность самовыражения как художника ценили серьезные искусствоведы – М.В. Алпатов, Н.Н. Третьяков. Выступая на одной из его персональных выставок, Алпатов сказал, что скромность Олега Борисовича выгодно отличает его от художников, чье творчество - «нахальный посыл в зал».

Олег Павлов стремится уловить прекрасное, увековечить его; молодым он зимней ночью ходил на лыжах в лес – рисовал лес при лунном свете.

Олег Борисович Павлов родился 16 мая 1921 г. в семье Бориса Петровича Павлова, агронома и пчеловода по образованию, философа и художника по призванию, внука известного художника А.К. Саврасова. Его мать – Мария Александровна Бодрова – окончила институт благородных девиц и большую часть жизни посвятила семье. Сначала родители Олега жили в Московской области, под Вереей, затем мать переехала в Москву, а отец уехал работать в Среднюю Азию.

В 7 лет Олега повезли к отцу в Алма-Ата. Богатство впечатлений ошеломило Олега – все было необычайно в этом городе. В первое утро мальчика разбудил крик осла, а на окне он увидел блюдо с фруктами – такого в Москве он не слышал и не видел. Из Алма-Ата отец поехал г караваном к Китайской границе, где должен был работать. Ехали около двух недель, пробираясь через колючие заросли саксаула, переправляясь вброд через реки. Женщины и дети сидели в повозках, а мужчины ехали верхом с ружьями, окружая повозки, – на случай нападений. Мальчика поражали не виданные им ранее животные: змеи, ящерицы, птицы; тучи розовых скворцов взлетали, потревоженные караваном.

Чтобы мальчик мог посещать городскую школу, отец вскоре перевелся работать на пасеку под Пржевальском, где стал жить и учиться Олег. Пасека находилась за перевалом, и Олег часто бегал к отцу. Путь на пасеку лежал через местечко Джеланды – «место змей». Когда мальчик спускался бегом с горы, на его пути часто оказывались змеи, и он просто перепрыгивал через них. Олег наслаждался дикой природой и не боялся животных. Незабываемым впечатлением для него было купание в озере Иссык-Куль лошадей - животных, которые вызывали всегда у него симпатию, впрочем, он с удовольствием ездил и на ишаке, и на верблюде. Как-то раз, уже немолодым человеком, он поразил своих студентов, когда вскочил на лошадь и поехал в город куда надо было добраться, а транспорта не было.

Когда Олег жил в Пржевальском, отец подарил ему ишачка, и Олег, счастливый, стал везде разъезжать верхом. Однажды он сфотографировался верхом на ишаке на фоне памятника Пржевальскому и послал, фото матери. Она сохранилась как воспоминание о прекрасных днях Детства.

В Средней Азии Олег был в большой степени предоставлен самому себе; жизнь среди гор, дикой природы определила и некоторые черты его характера: умение преодолевать трудности и неудобства, находить выход из различных ситуаций, принимать самостоятельные решения. Но эта жизнь со сменой впечатлений, с остротой ощущений привила ему также любовь к путешествиям, и он объездил большую часть страны, создавая свои серии работ: алтайскую, крымскую и другие.

В Пржевальском Олег начал рисовать, и эта страсть осталась с ним на всю жизнь. Олег вернулся в Москву, когда ему было около 11 лет, в 12-метровую комнату в центре, где жила его мать с двумя дочерьми и племянницей. Олег спал на сундучке, а летом в сухую погоду – на крыше. В газетах мальчик прочитал о детской художественной школе на Сретенке, сам ее нашел и записался в нее. Через некоторое время он перешел в другую художественную школу, около планетария на Садовом Кольце, и окончил ее.

На выпускной просмотр в школу пришел И.Э. Грабарь, в то время ректор Художественного института. Ему понравились работы Олега, и он пригласил молодого человека поступать к нему в институт.

В 1939 г. Олега призвали в армию, где он прослужил 6 лет. Он участвовал в Финской войне, работал на фронтовом аэродроме. Во время Второй мировой войны Олег был военным художником студии Грекова, а позднее в гороховецких лагерях. Олег много рисовал для себя в свободное время – портреты однополчан, этюды, в частности пейзажи с коровами, под Гороховцом.

После демобилизации Олег вернулся в Суриковский институт. Сохранилась фотография, где преподаватели суриковского института сняты со студентами. Среди них учителя Олега Павлова, которых он ценил и любил: Н.М. Чернышев, С.А. Чуйков.

В качестве дипломной работы Олег взял тему «Великий русский путешественник Пржевальский» – это имя будило у него воспоминания детства, и идея путешествий всегда была ему близка Картина была удачной, ее выставили в Узбекистане; с нее сделали открытку. Вариант этой картины был написан для МГУ и находится на географическом факультете университета

После окончания Института Олег Павлов много путешествовал и писал, а также занимался преподавательской работой, стремился передать студентам свои знания, свои убеждения и помочь им стать грамотными специалистами, серьезными художниками.

Начав работать в художественной школе, которую окончил, он вскоре перешел преподавать живопись в Полиграфический институт, где проработал около пяти лет, пока Д.Д. Жилинский не уговорил его перейти в Художественный институт им. Сурикова. В Суриковском институте Олегу Борисовичу предложили вести технологию и технику живописи - предметы, которым уделялось мало внимания. Но Олег Павлов начал, с жаром готовить курс лекций, подбирать специальную литературу, иллюстрации, и одновременно организовывал лабораторию для практических занятий и грунтовочную мастерскую по его предмету. Он оборудовал их практически сам и вел там занятия 23 года Его интерес к «живописной кухне» пробудили художники, которых он считал своими учителями и к которым он относился с глубоким уважением и теплотой – Н.М. Чернышев, Л.А. Казинин. Они оказали значительное влияние на формирование его как художника. Они пробудили у него интерес к материалам живописи, желание раскрыть возможности этих материалов; они научили молодого художника ведению работы над живописным произведением, познакомили его с объективными законами в изобразительном искусстве, не зависящими от вдохновения, без знания которых хороший художник скорей всего не состоится.

Другим видом педагогической нагрузки Олега Павлова было руководство копийной практикой в музеях (зимой) и летней практикой студентов на пленэре. Работа доставляла удовольствие самому преподавателю, он с увлечением делал постановки и сам садился писать рядом со студентами, не смущаясь тем, что они увидят, что он умеет делать сам. Он писал пейзажи Крыма, Великого Устюга (Вологодская область). Он первым подготовил программу практики для монументальных мастерских и ездил со студентами копировать фрески Дионисия. Олег Павлов работал в Институте 23 года, В последние годы Олега Борисовича уговорили опять взять небольшую лекционную нагрузку – сначала в Академии художеств России, а потом в Свято-Тихоновском институте.

Один из важнейших периодов творчества Олега Борисовича как художника – алтайский. Горы Алтая влекли художника еще с того времени, когда он 17-летним юношей ездил туда к отцу. Он совершил 8 поездок на Алтай и создал самую большую серию работ. Это пейзажи, портреты местных жителей-алтайцев, которые вызывали у Олега симпатию, восхищали его как художника. Работы написаны маслом, акварелью, и последние всегда отличаются легкостью и точностью прикосновения.

Еще один важный отрезок жизни Олега Павлова – путешествие на Побережье Баренцева моря. На его полотнах – яркие краски Севера. Как это ни странно, Север совсем не бледный; прозрачный воздух не гасит сияния красок. Особенно живописна осень в Заполярье; синие волны бьются о берег, расцвеченный золотыми коврами стелющихся березок с пожелтевшей листвой. А над березками возвышаются грибы – подосиновики с красными шляпками (которые было бы правильнее называть «надберезовиками»).

Еще один очень плодотворный период в жизни Олега Павлова – крымский. Этот прекрасный край вдохновил Олега на творческие поиски новых средств выражения. Формы несколько обобщены, как будто их мешает видеть слепящий блеск солнца; его полотна выполнены в теплой, золотистой гамме и передают жар, истому южного летнего дня.

Олег Павлов побывал на монгольской границе, в Прибалтике, в Кижах, в Армении. Очень плодотворным был период работы в Великом Устюге Вологодской области: портреты, пейзажи, от которых веет покоем. В 90-е годы Олег Борисович совершает несколько путешествий в Западную Европу: Францию, Италию, Германию, а также в Грецию, Израиль, на Кипр и в Турцию.

Большой кусок творчества Олега Павлова – это выполнение копии, в основном – с росписей храмов в Ферапонтове, Старой Ладоге, Пскове и Новгороде, и античных рельефов в Керчи, а также рельефов и мозаики в Армении. В основном копии выполнялись с использованием натуральных местных пигментов - растертых камней – с применением в качестве связующего или жидкого стекла, или термофосфатного связующего с последующим обжигом. Олег Павлов стремился передать неповторимый колорит работ старых мастеров., которые любовно относились к краскам, сами растирали пигменты и старались сохранить их красоту, натуральный цвет. Колористическое решение росписей зависело от оттенков цвета камней. Олег Павлов пытался передать эту прелесть росписей, хотя копии его можно назвать творческими, потому что они не были механическим повторением образцов.

Начиная с 60-х гг. Олег Борисович работал над созданием своего метода термофосфатной живописи, экспериментировал, совершенствовал методику работы, создавал новые художественные краски, готовил диссертационную работу, которая была защищена в 1981 г., публиковал статьи, получал авторские свидетельства и патенты на способ живописи, на краски.

Одним из убеждений Олега Павлова было то, что надо сохранять наследие прошлого. Олег Павлов основал Фонд «Художника А.К. Саврасова», добился обновления могилы своего славного предка, сейчас активно участвует в подготовке к 175-летнему юбилею Саврасова. Но он так же собрал и сохранил архивы архитектора и художника Н.С. Курдюкова, технолога А.В. Винера, искусствоведа А.Н. Лужецкой, которые готовит к передаче в музеи. В выставочный центр в Малом Ярославле Олег Павлов передал свои творческие работы и собранные им образцы народного творчества: народные костюмы Севера России (Вологодская область), вышивку, прялки, плетеные из бересты предметы различного назначения (корзиночки, лапти, солонки и пр.), медную и деревянную посуду.

За свою долгую жизнь Олег Борисович участвовал во многих выставках, в том числе персональных, в России и за рубежом (в Финляндии, Чехословакии, Болгарии, Польше, США), выступал на конференциях, читал публичные лекции.

Он имеет ряд наград, удостоен почетного звания заслуженного деятеля искусства РФ. Его картины приобретены любителями живописи из других стран и находятся в Англии, Франции, Бельгии, США, Германии, Японии, Италии.

Татьяна КУРДЮКОВА
книгоиздатель, переводчик, преподаватель

(Опубликовано в альбоме «Олег Павлов. Художник и исследователь». Москва, 2004. С. 4-11).

наверх