Великое родство

Когда над твоей колыбелью стоят тени великих предков – это жутко. Слишком ко многому обязывает. Если с детских лет тебе внушают, что ты внук (сын, правнук, брат, кум или сват) Пушкина (Толстого, Репина, Мусоргского... кого там еще), психика может сломаться. Человек замкнется в себе. Станет апатичным, вялым, пассивным. А злорадные обыватели не преминут сказать: так и есть, на детях природа отдыхает!... Слава Богу, случай с художником Олегом Борисовичем Павловым – совсем иной. Имена великих предков стали для живописца неким камертоном собственной жизни в искусстве, не подавляли, а наоборот, раскрепощали творческую энергию. По собственным словам Павлова, он был обязан соответствовать высоким семейным традициям вкуса и ремесла. Кто же эти великие и знаменитые, что осветили жизнь почтенного художника? Прадедом Олега Павлова был сам Алексей Кондратьевич Саврасов. Дедом – знаменитый фотограф Петр Петрович Павлов. Вместе с братом, Ефимом Петровичем Павловым, Петр Петрович создал фотолетопись Москвы рубежа XIX-XX веков, запечатлел весь, как бы сейчас сказали, литературный, артистический бомонд Российской Империи: старый МХАТ, абрамцевский кружок, известных художников (среди которых – сам Алексей Саврасов). Все знаменитые фотосерии Павлова сохранил внук-художник. Сохранил так же бережно, как и семейный архив прадеда – А.К. Саврасова «Хранитель» – должность почетная.

Хранитель не позволяет исчезнуть памяти культуры. Он ведет с ней постоянный, непрерывный диалог.

Диалог с памятью, с историей мирового искусства – творческое кредо Олега Павлова. На такую формулировку «символа веры» художника повлияли не только великие предки, но и прекрасные учителя - Н.М. Чернышев, Л.А. Казинин, П.Д. Корин. Еще знаменитый искусствовед Михаил Алпатов отметил уникальную способность художника Павлова познать и понять сущность различных стилей, эпох. Эллинская живопись, древнерусские фрески, пленэризм школы Саврасова, французский импрессионизм... Кажется, что Павлову интересно все. К какой бы теме Павлов не обращался (будь то написанная во «французской» манере серия с пейзажами Горного Алтая, или украсившие фасады соборов Андрониева, Старо-Симонова монастырей фрески в традиции дионисиева письма), он воплощает ее с филигранным качеством.

Соответствуя творческому масштабу своей знатной фамилии, Олег Павлов занят поисками «живописного камня мудрости» – разработкой новых методов, позволяющих создавать долговечные произведения в различных областях изобразительного искусства. Название новой, изобретенной мастером техники – термофосфатная. Пройдя испытание огнем – обжиг – фосфатная живопись становится прочной, атмосфероустойчивой.

Термофосфатная живопись незаменима при росписи фасадов зданий. Она обладает антисептическим и антикоррозийным свойствами. Павлов продемонстрировал эти свойства новой техники в своих монастырских росписях.

Значительность художника узнается не только по грандиозным замыслам и монументальным заказам, но даже по такой мелочи, как стиль рассказываемых о нем анекдотов, как стиль тех шуток, что позволяют в отношении к нему коллеги. Всем знакома притча об античном гении кисти, чей нарисованный виноград слетались клевать живые пташки. А вот занятный эпизод из биографии Павлова. На одной из выставок художник повесил этюд с котом, спящим в печке. Кот вышел чудесный – глаз не отвести, такой живой, теплый и пушистый. Цветовая гамма – само благородство, в охристом голландском духе. Не без удовольствия Олег Борисович слушал похвалы коллег. Что же вы думаете? На следующий после вернисажа день, войдя в зал, художник потерял дар речи. Печка на эскизе осталась пустой. Нарисованный кот проснулся, выпрыгнул из рамы и убежал Оказалось, ученики и коллеги так своеобразно и по-своему изящно поздравили Павлова с безусловной творческой удачей. Скопировали пустой печной проем и вставили копию в раму оригинала. Пускай все знают не только у античных мастеров мнимый виноград птицы клюют, у наших художников совершенное искусство тоже может самой жизнью обернуться!

Причастность к фамилии Саврасова – это, конечно же, огромная ответственность и перед прошлым и перед будущим. В данный момент художник Олег Павлов занят не только творческими, но и административными заботами: хлопочет о формировании в Москве первого музея своего прадеда. Олегу Павлову обидно, что Саврасова большинство людей знают только по растиражированным в школьных учебниках «прилетевшим грачам». Музей убедит нас в том, что Саврасов - не автор всего лишь одной картины, а целая планета в созвездии имен русских художников второй половины XIX столетия. Дай Бог, чтобы приглашение на открытие музея Саврасова не заставило себя ждать слишком долго!

Сергей ХАЧАТУРОВ
кандидат искусствоведения

(Опубликовано в альбоме «Олег Павлов. Художник и исследователь». Москва. 2004. С. 12-13).

наверх