ОРЛОВ Игорь Михайлович (Москва)

1935

Живописец.

1935
Родился 10 ноября в Москве в семье инженера-строителя Михаила Ивановича Орлова. 

1941 – 1944
Вместе с мамой – Александрой Ивановной и младшим братом находился в эвакуации в башкирской деревне Контузлы под Елабугой. Возникает желание стать художником.

1947 – 1948 
Занятия в изокружке при Доме пионеров Октябрьского района Москвы. 

1948 – 1954 
Учился в Московской средней художественной школе у Н.И. Андриаки, К.М. Молчанова, А.П. Шорчева.

1955 – 1960  Учеба в Московском государственном художественном институте имени
В.И. Сурикова у П.Д. Покаржевского, Ф.И. Невежина.

В 1959 году за формализм в эскизе к дипломной работе, по настоянию ректора института Ф.А. Модорова, был отчислен из института. Только благодаря вмешательству заведующего кафедры живописи Федора Ивановича Невежина приказ об отчислении из института был отменен и И. Орлов продолжил работу над дипломной работой. 

1960-е
Начало самостоятельной творческой работы, поиск своего пути в искусстве. Художник с самого начала отдает свое предпочтение пейзажному жанру – пишет пейзажи улиц и набережных Москвы, пригородных поселков. Работает и в других жанрах. Написаны картины «Натюрморт с шаром», «Натюрморт с гранатами, «Черемушки» (все 1967), «Автопортрет» (1969) и другие. 

Лето и большую часть осени проводит в деревне Коробовщина во Владимирской области, где ежегодно пишет большое количество этюдов, в которых стремится показать пейзаж как особым образом организованное пространство. 

1960 – 1975
Работает консультантом и преподает в Заочном Народном университете искусств имени Н.К. Крупской. 

1967 
Принят в Союз художников СССР. 
Написана картина «Триумф социализма», которая удивительным образом предвосхитила события 1991 года в стране.

1968 
Поступил на работу в Комбинат Живописного искусства, в котором проработал до его закрытия в начале 1990-х годов.
Входил в Художественный совет Комбината.

1970-е
Продолжение творческого поиска собственной темы и манеры исполнения произведений. Еще с конца 1960-х годов художник пишет пейзажные этюды, сосредотачиваясь на формальной задаче – на решении пространственно-живописной темы цельности мира. Такие, написанные в несколько сеансов, этюды носили усредненный характер мотива, являясь проработанными композициями на тему того или иного пейзажа. 

Со середины 1970-х годов отношение к написанию натурных этюдов в корне меняется. Этюды пишутся в один прием за два-три часа, позволяя запечатлеть неповторимость каждого момента в состоянии природы. 

Этюды, написанные на природе, становятся исходным материалом для написания первых композиционных картин на тему «Интерьер в пейзаже» – «Терраса» (1972), «Летняя ночь» (1977). 
Основные картины, написанные в семидесятые годы – «Троице-Сергиева Лавра» (1970), «Ласточки» (1972), «Купальщица» (1973), «Двое» (1974).

1980-е
Продолжение активной творческой работы художника. В теплое время года посвящено работе над этюдами в основном на Валдае в окрестностях деревни Байнево, в холодное время года в мастерской над картинами. 

В восьмидесятые годы написаны первые произведения в новых циклах композиционных картин – «Поднебесье» («Дорога по которой я ходил», 1982), «Свет и тень» («Пейзаж с облаками», 1982), «Мир растений» («Мир растений. Вечер», 1986).
Продолжалась работа над циклом работ «Интерьер в пейзаже» – написана известная картина «Воспоминание о Рублеве» (1987), написаны картины «Пейзаж с золотыми стрекозами» (1982), «Гроза» (1984), «Предчувствие» (1988) и другие.  

1984
Присуждена премия Московского Союза художников за лучшую персональную выставку.

1986
Присуждена Первая премия Московской организации художественного фонда РСФСР.

1990-е 
Продолжение творческой работы художника. В теплое время года посвящено работе над этюдами в основном на Валдае, в холодное время года в мастерской над картинами. 

В девяностые годы написаны первые произведения в новых циклах композиционных картин «Дом и небо» («Дом и небо», 1990), «Связь времен» («Воспоминание о Лоррене. День», 1993), «Времена года» («Зимне-осенний пейзаж», 1994), «Мир растений» («Мир растений. Вечер», 1986). Продолжалась работа над циклами картин «Интерьер в пейзаже», «Поднебесье», «Свет и тень или время суток», «Мир растений».
Написаны триптихи «Предчувствие» (1992), «Молитва о спокойствии моей Земли» (1999), картины «Вечерняя молитва», Ненастье приближается» (обе 1996), «Церковь Вознесения в Коломенском» (1997) и другие.  

2000-е – 2020-е
Продолжение творческой работы художника. В теплое время года посвящено работе над этюдами в деревне Ордынок Тверской области, холодное время года над новыми картинами в мастерской. 

В эти годы продолжилась работа над циклами композиционных картин. Написан полиптих «Зимний сон летних трав» (2000), триптих «Окна» (2002), картины «Звездная ночь» (2003), «Пейзаж с сороками», «Опушка» (обе 2006), «Вечер в деревне Донское» (2007), «Звездная ночь в Коробовщине», «Облака» (обе 2008), «Подсолнухи. Деревня Хламыстово» (2011) и другие.  

2000   
Присвоено звание «Заслуженный художник РСФСР».
Номинирован на Государственную премию РФ.

2001
Награжден Серебряной медалью Российской Академии художеств.

2004
Союзом художников России награжден Медалью имени А.А. Рылова.

2005
Опубликованы записки художника «Смотрю из детства» (Псков).

2007 
Награжден Золотой медалью Российской Академии художеств.

2008 
Вошел в творческое объединение «Романтики реализма».

2010
Награжден Золотой медалью Союзa художников России за выдающийся вклад в изобразительное искусство.

2013
Награжден Медалью Московского Союза художников имени Н.П. Крымова.

2016
Присвоено звание «Народный художник России».

2021
Союзом художников России награжден Золотой медалью имени А.А. Иванова.
Награжден Золотой медалью МСХ имени П.П. Кончаловского. 

Произведения художника находятся в ГТГ, ГРМ, в музеях и галереях России и стран СНГ, в частных собраниях в России, Австрии, Болгарии, Великобритании, Германии, Греции, США.

Персональный сайт художника: igororlov-art.narod ru.

Личные страницы на сайтах: moscow-painters.ru, https://www.liveinternet.ru, http://artprima.ru

Выставочная деятельность началась в 1960 году с участия в 5-й Молодежной выставке в Москве. Участник многочисленных молодежных, республиканских, всесоюзных, международных и зарубежных (Австрия, Алжир, Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Италия, Куба, Новая Зеландия, Польша, США, Финляндия, Франция, Чехословакия, Япония) выставок. 

Групповые выставки московских художников: 

1969 Будапешт (Венгрия);
1977 Берлин (ГДР);
1975, 1977, 1990, 1994, 2007, 2013 (совместно с В. Брайниным), 2020 Москва;
1990 Ленинград;
1994 Вашингтон (США).

Групповые выставки объединения «Романтики реализма»: 

2008, 2012 Москва; 
2009 Санкт-Петербург; 
2010 Нижний Новгород.

Персональные выставки:

1984, 2006, 2011, 2013, 2020, 2021 Москва;
1991 Бостон (США); 
1992 Вена (Австрия);
2003 Коломна;
2004 Ржев, Псков, с. Михайловское Псковской обл. (ГМЗ А.С. Пушкина «Михайловское»);
2016 Музей-заповедник «Горки Ленинские», НКЦ «Музей В.И. Ленина».

Игорь Михайлович Орлов – самый оригинальный пейзажист второй половины ХХ века. Его творчество носит новаторский характер. Созданные им образы оригинальны по содержанию и способу воплощения, а такие из них, как «Поднебесье», «Окна», «Времена года», «Ночь и день», «Интерпей (авторское сокращенное название интерьера в пейзаже)» уникальны не только для русского, но и для мирового искусства. Эти образы, безусловно, заслуживали бы получения авторских свидетельств об изобретении и патентов, если бы их выдавали в изобразительном искусстве. 

Художник воспринял лучшие традиции старых мастеров русского и мирового искусства, наравне с открытиями в области композиции и живописи, которые принес двадцатый век. Это позволило ему создать собственную концепцию творчества, которую он вкладывает в каждую свою картину.

В коллекции творчество художника представлено живописными и графическими произведениями, охватывающими период с 1970 по 2011 год.

Если у Вас есть уточнения или дополнения по биографии художника или другая информация, прошу сообщить о них по адресу info@russkiy-peyzazh.ru
наверх