НИССКИЙ Георгий Григорьевич (Москва)

1903-1987

Живописец, график, автор статей и очерков по вопросам искусства.

1903
Родился 21 января по новому стилю на маленькой станции Новобелица близ Гомеля в семье станционного фельдшера.

1911 – 1917   
Учеба в Гомельской гимназии. Первым учителем стал владимирский иконописец Петров. Местный студент-живописец В. Зорин оценил гимназические рисунки Георгия, познакомил его с шедеврами великих мастеров и посоветовал заняться изобразительным искусством. Зорину носил будущий художник свои первые пейзажи и натюрморты, от него выслушивал первые профессиональные замечания.

1917 – 1919   
Работал инспектором по социальному обеспечению.

1919 – 1921
Учился в художественной студии Гомельского Губполитпросвета имени М.А. Врубеля, где под руководством А.Я. Быховского впервые столкнулся с понятиями о цвете, образе и композиции. Учеба совмещалась с работой на складах, на железнодорожной ветке.

1921
Направляется в Москву на учебу во Вхутемас.

1922
Поступает на подготовительное отделение Вхутемаса.

1923 – 1930
Учится на живописном факультете Вхутемаса, сначала в мастерской А.Д. Древина, затем Р.Р. Фалька. Параллельно с учёбой работал иллюстратором и в типографии, много времени уделял спорту, в частности волейболу. Георгий Нисский стоял у истоков развития волейбола в нашей стране, играя в команде Вхутемаса-Вхутеина.

1926
Знакомство с А.А.  Дейнекой, который ввел его в круг художников группы «ОСТ». В это время, под влиянием стилистики ОСТ и прежде всего, творчества своего старшего коллеги – Александра Дейнеки, складывается уникальный живописный стиль художника, чертами которого являются лаконичность, динамика и проникновенный лиризм его пейзажей.

1927
Знакомство с П.П. Кончаловским, который пишет с Нисского одну из фигур в картине «Купание Красной конницы».

1928
Поездка в Новороссийск для сбора материала к дипломной работе «Интернационал на «Жиль-Барте». Восстание французских моряков в Одессе». Художник был покорен величием и романтикой моря. Из поездки Нисский привез около двадцати небольших, написанных по впечатлению акварелей и гуашей, которые показал на одной из выставок.  

1930
Окончание Вхутемаса — Вхутеина. Приобретение Государственной Третьяковской галереей дипломной работы художника. Выполнил иллюстрации книг К.М. Станюковича «Человек за бортом», К.Г. Паустовского «Записки Василия Седых», А.С. Новикова-Прибоя «Между жизнью и смертью».

1930  1931   
Служил в Особой Краснознаменной Дальневосточной армии, (ОКДВА), оформлял стенгазеты, боевые листки, выполнял плакаты и монументальные панно.

1930-е
Сюжеты первых известных работ, написанных в начале 1930-х годов, навеяны воспоминаниями о детстве, прошедшем на станции, в них превалирует железнодорожная тематика: «Осень. Семафоры» (1932), «На путях. Май» (1933), «Октябрь» (1933). 
Во второй половине 1930-х годов Георгий Нисский обращается к морской теме, быстро добиваясь статуса главного мариниста. В предчувствии надвигающейся мировой войны, художник сознательно обращается к батальному жанру, к изображению жизни моряков, считая это наиболее актуальным. В этот период написаны картины «Встреча. Севастополь» (1935-1936), «Маневры кораблей Черноморского флота», «Подводная лодка» (обе 1937), «Подводная лодка», «Задержание японской шхуны», «Улов на Дальнем Востоке» (все 1938), «На Дальнем Востоке. Аэродром» (1939-1940) и другие.
Выполнил иллюстрации к роману А.С. Новикова-Прибоя «Цусима» (1934-1935).  

1932
Этапный год в творчестве Нисского. В это время он отыскивал те основные, принципиальные черты художественного видения и пути его выражения, которые останутся в его искусстве, разовьются и станут определяющими.
Вступает в Союз художников СССР.

1936
Весной, совместно с А.А. Дейнекой, Ф.С. Богородским и Г.Г. Ряжским, ездил в Севастополь и Балаклаву на этюды. В ходе этой поездки Георгий Нисский летал на аэропланах, ходил на быстроходных катерах и под парусом, побывал на подводной лодке. Поездка на Черное море оказала огромное влияние на дальнейшую эволюцию творчества художника.

1937
Весной совершил творческую поездку на Тихий океан. 
За картину «Встреча. Севастополь» награжден бронзовой медалью на Всемирной выставке в Париже.

1940 – 1941
Продолжал работу над морской темой. Совершил творческую поездку на Балтийское море вместе с Ф.П. Решетниковым (1940).  Неоднократно выезжал на Баренцево море, где художника застала Великая Отечественная война. 
В этот период написаны картины «Линкоры на рейде», «Яхты на старте» (обе 1940) и другие.

1941 – 1945 
Во время Великой Отечественной войны находился в Москве, работает в «Окнах ТАСС», создавая агитационные плакаты, в которых выражал веру в победу, укрепляя тем самым народный патриотизм. 
В 1942 году вместе с А.А. Дейнекой и Ю.И. Пименовым совершает поездку на фронт в действующую армию под Юхнов.
По заказу Центрального военно-морского музея пишет серию из тринадцати картин, посвященных подвигам советских солдат и моряков: «Потопление фашистского транспорта 12 июля 1941 года» (совместно с В.Ф. Штранихом, 1941), «Бой в Ирбенском проливе», «Над Баренцевым морем», «На защиту Москвы. Ленинградское шоссе» (все 1942), «Морской десант» (1944) и другие.
Во время войны Георгий Нисский не прерывает занятия спортом и в 1943 и 1944 годах дважды завоевывает звание чемпиона Москвы по парусному спорту, был капитаном команды яхтсменов Москвы.

Вторая половина 1940-х
После окончания войны Георгий Нисский возвращается к пейзажному жанру. При этом, у него вырабатывается новое видение процессов быстро меняющегося мира, новое, более лирическое восприятие Родины. 
Продолжается увлечение парусным спортом. На собственной трофейной яхте художник совершает ежегодные летние поездки по рекам, привозя из них новые впечатления и эскизы для своих работ.
В этот период написаны такие картины, как «Канал Москва-Волга» (1945), «Подмосковные просторы» (1946), «Под Москвой», «Клязьминское водохранилище (Весна на Клязьме)», «Белорусский пейзаж» (все 1947), «Севастополь» (1948), «Верхняя Волга» (1949), «Водный праздник» (1949-1950).

1950-е
Георгий Нисский много ездит по стране, совершает поездки на своем автомобиле и яхте в поисках интересной натуры, увлеченно работает в гуаши, изобретает новые композиционные приемы, приходит к новым цветовым решениям. Поэтический язык работ художника скуп, лаконичен, а художественный образ обобщен. В них всегда есть близкое ощущение человека, его незримое присутствие, о котором свидетельствуют преобразования, оставленные им в природе, что является мощным отражением и тонким пониманием современной действительности.
В пятидесятые годы были написаны такие известные картины как «Радуга», «У берегов Дальнего Востока», «Порт Одесса», «Морской дозор», «Пейзаж с маяком» (все 1950), «Полустанок (Станция Подсолнечная)», «Подмосковная зима» (обе 1951), «Рыбинское море» (1953-1954), «Парусный спорт. Пестово», «На путях» (обе 1954), «Утро на Волге» (1955), «Уссурийский залив», «Порт ночью», «За Полярным кругом» (все 1956), «Выход в море» (1957), «Вечерний ветер» (1958), «Зелёная дорога» (1958-1959), «Бакенщик» (1959).

1951
Присуждена Сталинская премия III степени за картины «У берегов Дальнего Востока», «Пейзаж с маяком», «Порт Одесса».

1953
Летом осуществил путешествие на яхте по Волге, после которого была написана целая серия волжских пейзажей.

1954
Избран членом-корреспондентом Академии художеств СССР. С этого времени становится участником всех выставок Академии художеств.

1958
Присуждено звание «Заслуженный деятель искусств РСФСР».
Избран действительным членом Академии художеств СССР.

1960-е
Георгий Нисский много путешествует по стране, впечатления, полученные художником в поездках, ярко и живо воплощаются в его полотнах. У художника меняется манера письма. Его живописный язык становится синонимом новой эпохи. Будучи контрастным, лаконичным он начинает вторить эпохе скорости, современных машин. Героями его работ становятся автодороги и самолеты. 
В шестидесятые годы были написаны такие известные картины как «Подмосковная ночь» (1961), «120-й километр» (1962), «Скоро Москва», «На Окружной», «Перед вылетом», «На Дальнем Востоке» (все 1963), «Суздаль» (1963-65), «Церковь Покрова на Нерли» (1966), «Будка» (1967). 

1965
Присуждено звание «Народный художник РСФСР».

1970-е – 1980-е
В последние годы жизни художник был тяжело болен и практически не работал.

1973
Награжден орденом «Трудового Красного Знамени».

1987
Скончался 18 июня в Москве в доме престарелых. Похоронен на Кунцевском кладбище.

Произведения художника находятся в ГТГ, ГРМ, во многих областных и республиканских музеях России и стран бывшего СССР, в частных собраниях в России и за рубежом.

Личные страницы на сайтах https://www.rah.ru, https://theodor2011.livejournal.comhttps://www.yachtrussia.com, https://tramvaiiskusstv.ruhttps://maslovka.org, https://sovjiv.ru/, https://veryimportantlot.com.

Выставочная деятельность художника началась в 1930 году с участия в выставке произведений революционной и советской тематики в ГТГ в Москве. Участник крупнейших всероссийских и всесоюзных выставок, выставок членов АХ СССР. Многократно принимал участие в зарубежных выставках советского искусства: в Нью-Йорке (1939), Венецианской биеннале современного искусства (1956, 1972), Всемирной выставке в Брюсселе (1958), в Варшаве (1951), Дели, Калькутте и Бомбее (1952), Праге, Братиславе и Брно (1954), Дамаске, Бейруте и Каире (1955), а также в Лондоне (1957).

Персональные выставки:

1950, 1960, 1961 (в залах АХ СССР), 1963 (в залах АХ СССР), 2017 (в залах РАХ, вместе с И.Л. Кацем) Москва;
1966 Горький (ныне Нижний Новгород).

Георгий Григорьевич Нисский – выдающийся советский художник, считающийся одним из предтеч «сурового стиля», во многом определившим развитие отечественной живописи ХХ века.

В коллекции творчество художника представлено графическими произведениями.

Если у Вас есть уточнения или дополнения по биографии художника или другая информация, прошу сообщить о них по адресу info@russkiy-peyzazh.ru
наверх