МУЛЛЯР Файтель Лазаревич

График, живописец, художник-монументалист, художник книги, поэт.

1911                                                                                                                                                                       
Родился 31 декабря в Одессе в семье кантора и одновременно раввина.

1927 – 1929
Учился в Одесской художественно-промышленной школе у М.К. Гершенфельда, получившего образование в Мюнхенской Академии художеств и в Школе изобразительных искусств в Париже. Посещал Клуб моряков, слушал выступления Э. Багрицкого, В. Катаева, И. Бабеля, С. Кирсанова, Ю. Олеши.

1929                                                                                                                                                                             
Переезд в Москву. Подработка в журналах и газетах. Знакомый по Одессе – писатель Юрий Карлович Олеша вводит молодого человека в круг московской художественной интеллигенции, знакомит с Всеволодом Мейерхольдом. Впоследствии, портреты Мейерхольда писались художником много раз.

1930-е
Работал в архитектурно-художественной мастерской Моссовета № 12.

1934 – 1935
Участвовал в проектировании и росписи первой очереди московского метро; работал над декоративным убранством интерьера — карнизами и осветительными приборами на станции «Охотный ряд»; над росписью потолка вестибюля станции «Дзержинская».

1935 – 1940    
Совместно с Л.А. Бруни, В.И. Мухиной, В.А. Фаворским и Н.М. Чернышевым участвовал в оформлении Музея охраны материнства и младенчества, Центрального антирелигиозного музея, Музея трудового профилактория. Сотрудничал с журналами «Смена», «Строительство Москвы», «Тридцать дней», с газетами «Советское искусство», «Литературная газета».

1940                                                                                                                                                                       
Принят в Союз художников СССР. Направлен на строительство Дворца Советов для участия в работе над росписями.

1941 – 1947
Работа на оборону. Создание военных плакатов, проектов выставок на военно-санитарные темы, сотрудничество с газетами. Главный художник юбилейной выставки «25 лет советского здравоохранения».

1943 – 1945                                                                                                 
Работа в Сталинграде над произведениями, посвященными обороне и возрождению города. Несколько произведений Мулляра, выполненных в Сталинграде, были преподнесены руководством города генералу Де Голлю, г-же Черчилль, Д. Ибаррури, И. Тито.

В Сталинграде на территории тракторного завода был устроен музей из 40-ка работ художника, впоследствии утерянных.

1945                                                                                                                                                           
Командировка в Крым для создания произведений на тему «Ялтинская конференция».

1946 – 1956 
Работа над иллюстрациями к произведениям И. Бунина, А. Чехова, К. Паустовского, А. Радищева, Л. Леонова, В. Тендрякова.

1957                                                                                                                                                                  
Получил Первую премию на выставке во Дворце конгрессов в Италии.

1959                                                                                                                                                                   
Участие в книжной выставке в Лейпциге (ГДР), где работы художника были отмечены дипломом. Поездка по городам Чехословакии, во время которой написаны этюды Праги и других городов республики.

1960 – 1970-е   
Работал с издательствами «Художественная литература», «Советский писатель», «Детгиз» и др. Иллюстрировал произведения И. Бунина, А. Чехова, К. Паустовского, А. Радищева, Л. Леонова, И. Бабеля, И. Солженицына, Ф. Достоевского, Л. Толстого, А. Толстого, В. Гроссмана.

1980 – 2000-е                                                                                                                                               
Работа над иллюстрациями к книге Э. Ренана «Жизнь Иисуса Христа», над иллюстрациями к «Апокалипсису». Завершает работу над книгой А. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву», продолжает работать над станковыми произведениями, посвященными жизни Христа, античной тематике, создает серии «Разрушенные храмы», «Гетто», «Моя семья» и др.

1999                                                                                                                                                                 Присвоено звание «Заслуженный художник РФ».

2002
В июле состоялось знакомство с Ириной Георгиевной Мясниковой, чье дружеское участие способствовало творчеству художника и поэта до конца жизни. С этого момента активизировалась выставочная деятельность художника, началось издание его книг.

2011    
Умер 23 марта в Москве. Похоронен на Ваганьковском кладбище.

Произведения художника находятся в Государственном литературном музее, Театральном музее им. А. Бахрушина, Музее Всеволода Мейерхольда, в Пушкинском Доме (Санкт-Петербург), в Музее Л. Толстого «Ясная поляна», Рязанском художественном музее, Музее А. Толстого (Самара), Музее им. А. Упита (Рига), Нью-Йоркском музее Метрополитен и во многих частных собраниях России и за рубежом, в том числе в собраниях генерала Де Голля (Франция), г-жи Черчилль (Великобритания), Долорес Ибаррури (Испания), Иосипа Броз Тито (Югославия).

Личная страница на сайте: http:/www.kommentariy.com

Выставочная деятельность началась в 1928 году с участия в выставке учеников художественно-промышленной школы в Одессе. Участник многих московских, российских, всесоюзных и зарубежных выставок.

Персональные выставки:

2002, 2004, 2005, 2006 (ММСИ), 2008, 2010, 2011, 2012, 2013, 2014 (2 выставки), 2015, 2016, 2017 Москва;
2014 Волгоград.

Известный живописец и график Файтель Лазаревич Мулляр прожил длинную, наполненную высоким творчеством жизнь. Она подарила ему встречи и знакомство со многими замечательными людьми, составившими цвет русской культуры и искусства. По счастью, одним из любимейших жанров Мулляра был портрет, поэтому нам в наследство остались их портреты, написанные художником. Кроме жанра портрета художник много работал в жанрах пейзажа и натюрморта.

Файтель Лазаревич, кроме живописного таланта, обладал и поэтическим даром. По словам главного редактора журнала «Русское искусство» О.В. Костиной «В стихах Мулляра, как и в его живописи, всегда есть глубинный смысл, выраженный в подтексте, интонации, сбое ритма, несогласованности рифм. Однако в стихах автор более импульсивен, чем в живописи, более спонтанен, я бы даже сказала — более импрессионистичен. В наблюдательности и ироничности, присутствующих в стихах, всегда есть легкость, подобная той, с какою виртуозный рисовальщик делает натурные наброски и эскизы».

С любезного согласия И.Г. Мясниковой – правонаследницы художника, у нас есть возможность познакомить всех почитателей творчества замечательного художника с его поэзией. 

В коллекции творчество художника представлено живописными и графическими произведениями.

Если у Вас есть уточнения или дополнения по биографии художника или другая информация, прошу сообщить о них по адресу info@russkiy-peyzazh.ru
наверх