Николай Николаевич Модоров

Особое место в искусстве Владимирского края занимает село Мстера исстари известное своей иконописью. В советское время Мстера стала одним из центров лаковой миниатюры. Благодаря мудрости мастеров древнему промыслу удалось сохранить в эти годы принципы и технику иконного письма: сюжеты мстёрских шкатулок напоминали житийные иконы, а образы людей в них были писаны по церковным канонам.

После революции в художественно-промышленной школе Мстёры учились не только жители села, но и вся одаренная молодежь Владимирской области. В 1944 году сюда пришел учиться Николай Николаевич Модоров – коренной житель Мстёры, вышедший из известной династии иконописцев. Николай Модоров родился в 1927 году. Рано потерявший родителей, он воспитывался в доме тетки – Екатерины Федоровны Модоровой.

Закончив с отличием в 1948 году учебу в художественно-промышленной школе, Николай имел право поступить в любой институт. Позже художник вспоминает: «Я хотел учиться в Московском художественном институте имени Сурикова, но выбрал Ленинградское высшее художественно-промышленное училище имени В. Мухиной». А объясняется все это тем, что с отрочества Николай задался целью быть самобытным художником ни на кого не похожим в том числе на своего дядю  Ф.А. Модорова – известного живописца, народного художника РСФСР, ректора Московского художественного института имени Сурикова.  

В 1950 году Николай поступает, а в 1957 году заканчивает высшее Художественно-промышленное училище имени Мухиной в Ленинграде и возвращается на родину. Приехав во Владимир накануне празднования 850-летнего юбилея города, молодой художник зачисляется в производственные мастерские Владимирского отделения Художественного фонда СССР и с увлечением начинает работать над монументальными полотнами, посвященными древней русской истории.

Его первые композиции: «Строительство Дмитриевского собора», «Въезд Александра Невского во Владимир», «У Боголюбовского дворца» – были с успехом показаны на областных художественных выставках. Последнее из них приобретено Владимиро-Суздальским музеем-заповедником и является частью его художественной коллекции.

В начале своего творческого пути Николай Модоров работает как монументалист. В эти годы искусствовед Вячеслав Фильберт пишет о нем: «Уже несколько лет молодой художник Модоров занят компоновкой исторических сюжетов, связанных с далеким прошлым Владимирщины, является автором ряда декоративно-монументальных росписей. Он вложил много труда в художественное оформление зданий и площадей Владимира. Большую изобретательность и профессиональное мастерство Модоров вместе с Борщовым проявил в украшении мозаиками жилых домов в районе химзавода. Художникам удалось создать истинно владимирскую композицию, по-своему стилизовав орнаменты Дмитриевского собора». 

Послевоенные десятилетия в советской стране были наполнены трудовым энтузиазмом. Развивалась промышленность, происходило укрупнение колхозов и совхозов, в городах и селах началось строительство благоустроенного жилья. Перед художниками ставились задачи отражения в творчестве нового облика страны, изображения советского человека – труженика и творца. Жизнь, полная энтузиазма, кипевшая вокруг, заставила молодого художника Николая Модорова повернуться от истории к реальной действительности.

Освоение современного пейзажного жанра Николай Модоров начинает широко, разнопланово, сочетая в своих работах городские, индустриальные и сельские мотивы. По велению времени и в силу вдохновенного юношеского романтизма старые русские города художник изображает под особым углом зрения. В маленьких городках Николая Модорова уживаются в добром соседстве старые традиции и черты новой жизни. Он с удовольствием передает нравственную чистоту провинциального бытия, и в то же время его внимание привлекает проникновение признаков современности в этот патриархальный мир.

От работы к работе он все более переключает свое внимание на приметы нового времени в жизни провинциальной России. Эти приметы он чувствует, видит и вводит в композиции своих произведений как доминанту, которая организует весь их живописно-пластический строй.

Постепенно многоэтажные новостройки и промышленные корпуса в работах Николая Модорова начинают теснить одноэтажную провинцию к самому краю холста. Массивы новых домов в полотнах художника символизируют новое время, говорят нам о неизбежности его наступления.

Так, представляя собой продвижение урбанизации, в картине «Старое и новое» громада многоэтажек на окраине старинного городка, окружив плотной стеной, взяла в кольцо темные, приземистые постройки минувшего времени. В центре композиции – здание нового театра из стекла и бетона, удивительно похожее на владимирский драмтеатр. Рядом с златоглавой церковью, на высотном доме, висит огромный советский агитационный плакат. Массив многоэтажных новостроек решен художником в чистой, бело-розовой Цветовой гамме и притягивает взор. Светлые дома здесь – символ светлого будущего. В этом произведении совершенно очевиден романтический подход к теме грядущего, его идеализация. Не зря искусствовед Ольга Воронова в своей статье «Пейзажисты Владимира» в журнале «Художник» № 8, 1968 года назвала направление, в котором работал H. Модоров «романтическим урбанизмом».

И, как апогей футуристических исканий художника, как идеальный мир будущего, появляются работы, воспевающие чистую индустрию. К таким полотнам относится картина «Владимир, промышленный пейзаж». 

В этом произведении завод занимает все изобразительное пространство, крупные производственные цеха закомпонованы в геометрически четкие массы, конструкции выстроены в согласованную, изгибающуюся структуру вертикалей и горизонталей и действуют на зрителя своеобразной и сложной красотой.

Эта работа по-настоящему красива. Четкий композиционный ритм, найденный художником, делает её изысканно пластичной и декоративной. Праздничным, пылающе-красным цветом живописец стремится внести романтику в повествование, опоэтизировать заводские корпуса. Именно в ярком цвете и заключается жизнеутверждающая сила, создающая возвышенную атмосферу свободного труда, которую стремится передать художник. 

Эта картина далека от документальной протокольности. Мы видим собирательный образ завода, который воспринимается как огромный пульсирующий живой организм, со своей организованной, несколько фантастической жизнью. Стремясь к большому охвату пространства, художник прибегает здесь к излюбленному приему владимирских живописцев - разворачивает плоскость земли, оставляя для неба лишь узкую полоску холста.

Чистую индустрию мы видим так же в картине «Красные краны», написанной в Новороссийском порту. «Словно чудовища, шагающие доисторические ящеры, предстали краны передо мной, когда я увидел их впервые», – вспоминает художник. Пейзаж этот символичен и величественен. В нем проявились наиболее сильные стороны модоровского понимания современного пейзажа. Эту картину можно считать своеобразной визитной карточкой Николая Модорова.

Николай Модоров, единственный из художников владимирской школы, который в своем искусстве проявил интерес и много трудился над темами современности и индустрии. Работая в рамках общепринятой во Владимире декоративной манеры, художник становится выразителем эмоций нового времени, расширяя тем самым рамки жанровых и тематических возможностей владимирского пейзажа.

Своими яркими, праздничными красками, возвышенно-романтическим строем, метафорической емкостью повествования произведения художника, посвященные индустрии, близки советской живописи 20-х годов. Эти работы эмоциональны, полны жизнеутверждающего пафоса, близкого искусству первых пятилеток.

В 1962 году Николай Николаевич Модоров становится членом Союза художников СССР. Он активно работает, повышает свое мастерство на творческих дачах, привозя оттуда буквально горы этюдов. Активной работе, также, способствует общая атмосфера необычайного творческого подъема, царящая во Владимирском Союзе художников.

В пейзажах конца 60-х годов художник Николай Модоров узнаваем, признан зрителем. Об этом свидетельствуют многочисленные выставки, на которых он показывает свои работы вместе с ведущими мастерами В. Юкиным, К. Бритовым и В. Кокуриным. Произведения художника экспонируются на выставках в Италии, Японии, Финляндии, Канаде, Польше, Австрии, Бельгии, Англии, Швейцарии, Испании, ФРГ, США.

Еще более плодотворными были для художника 70-е годы. К этому времени окончательно складываются стилистические особенности его творческого языка. Письмо Николая Модорова становится свободным широкими раскованным. Он не прибегает к упрощенным лобовым решениям, ему интересно разобраться в полутонах и цветовых градациях живописи и через тонкую цветовую моделировку пейзажа раскрыть нюансы человеческих чувств. В эти годы он создает серию замечательных городских, индустриальных и сельских пейзажей. Лучшие произведения – «Владимирская ТЭЦ», «Индустриальный пейзаж», «Май. Пионерские ручьи», «Муромский мотив», «Начало весны», «Голубые тени».

Самостоятельной частью творчества художника являются работы, привезенные из командировок. Результативным было его пребывание в Доме творчества «Горячий Ключ». Там были написаны известные картины «Новороссийские склоны», «Цветущие подсолнухи», показанные на многих серьезных выставках.

Для Николая Николаевича Модорова всегда была важна и общественная работа. Он был парторгом, а с 1971 по 1976 год – председателем Правления Владимирской организации Союза художников СССР. 

Председательство Николая Модорова в Союзе выпало на годы, когда авторитет владимирского искусства был высок не только в нашей стране, но и за рубежом. В 1973 году, например, владимирцы участвовали в 15 выставках по стране и за ее пределами.

Большая группа молодых владимирских художников в эти годы успешно выступает на областных, всероссийских, всесоюзных выставках. В Москве, в залах Академии художеств, на всероссийской выставке молодых художников, экспонируются работы В. Рыбакова, В. Егорова, А. Лукина, братьев Телегиных, В. Дынникова, А. Курникова, О. Измайлова, В. Леонова. Большая группа молодежи была принята в Союз художников СССР.

Во Владимире в эти годы прошла первая областная выставка графики. Затем наши художники участвовали в двух всесоюзных выставках. Это были первые заметные и серьезные успехи владимирского графического искусства.

Председатель Правления Николай Модоров проявляет заботу не только о творчестве, но и о хозяйственных делая Союза – в восточном районе города, в многоэтажных домах, начинают строиться вставки под мастерские для художников.

В 80-е годы тема пейзажей Модорова – природа и древняя архитектура родной земли. Знаменитые во всем мире памятники Владимира и Суздаля запечатлены на многих его полотнах. У Николая Модорова, как и у всякого художника, появляются излюбленные мотивы, к которым он обращается неоднократно. Это Суздаль, Юрьевец на Волге, Торжок, Муром, Владимир и, конечно же, родная Мстёра.

В отличие от своих старших товарищей, в эти годы Николай Модоров в живописи не прибегает к большим красочным наслоениям. В произведениях Н. Модорова академические основы, полученные в художественном институте, очень талантливо сплавились с народным, фольклорным мироощущением владимирской живописной школы. Его письмо отличается пластикой, легким, хорошо сгармонированным мазком. В пейзажах преобладают горизонтальные планы-каскады, придающие композиции устойчивое равновесие.

В середине 80-х художник побывал в Доме творчества «Сенеж». Здесь он, очарованный природой русского Севера, пишет «Закат на Севере», «Северный поселок», «Рыбацкая слобода». Жемчужно-серебристый колорит, мягкая, сближенная цветовая гамма характеризуют эти произведения. Тонкий лирик, Модоров окутывает пейзажи голубой дымкой, добиваясь серебристого мерцания поверхности холста, создавая глубоко волнующие образы северной природы. Именно здесь, на северной земле, у художника проявился не только лирический дар тонкого пейзажиста, но и стремление говорить о природе как о цельном и значительном явлении.

Особенно дороги Николаю Модорову работы, созданные на самой знаменитой среди художников Академической даче имени Репина, что в Калининской области. Работы, написанные там, получили широкое признание на областных, зональных, всесоюзных и зарубежных выставках.

В конце 80-х, несмотря на слабое здоровье, Николай Модоров трудится в своей мастерской, выезжает на этюды. Из-под его кисти выходят прекрасные произведения, радующие душу и сердце почитателей искусства.

Николай Модоров был прекрасным семьянином. Он был женат на Вере Алексеевне Модоровой, педагоге по образованию. Они воспитали двоих детей, дочь Ларису и сына Олега, который так же, как и отец, стал художником.

Николай Николаевич Модоров ушел из жизни в 1989 году. Большой творческий и жизненный путь пройден художником честно, с полным напряжением всех духовных и физических сил. Сегодня невозможно представить владимирский пейзаж без полотен Николая Модорова. Он участник десятков разнообразных выставок в нашей стране и за ее пределами. Многие его работы находятся в ведущих музеях России и за рубежом.

В фондах Владимиро-Суздальского музея-заповедника хранится около сорока произведений этого замечательного художника, принадлежащего к плеяде выдающихся мастеров всемирно известной владимирской живописной школы.

(Опубликовано в альбоме «Федор Модоров, Николай Модоров, Олег Модоров. Диалоги поколений». Владимир, 2007. С. 16 – 31).

наверх