Николай Васильевич Мещерин

В последнее время реставраторы устраивают не только выставки искусства далекого прошлого — например, произведений иконописи, русской живописи XVIII—XIX веков, но и экспозиции творческого наследия художников двадцатого столетия. Удивительно, но и при этом случаются подлинные «воскрешения» имен, когда появляется возможность подобрать целый ряд отреставрированных работ одного художника. Именно так было с выставкой творений интереснейшего отечественного живописца Ефима Честнякова, ушедшего из жизни почти неизвестным в 1961 году. Думаю, что и нынешняя экспозиция, представляемая Всероссийским реставрационным центром, является открытием. Ведь по существу это — первая персональная выставка замечательного художника Николая Васильевича Мещерина (1864—1916), хотя отдельные его холсты украшают залы некоторых российских музеев. Когда-то Левитан сказал про Мещерина, что хотел бы иметь такого ученика. Современники знали прекрасные картины этого живописца, но при его жизни не было столь широкого их показа. Быть может, он и не мечтал о выставке в силу своей необычайной скромности, о которой писал И.Э. Грабарь в посмертной статье «Памяти художника и друга».

К сожалению, и в наши дни не просто было показать работы Мещерина. Лет пятнадцать потребовалось, чтобы убедить сменявшихся руководителей Союза художников РСФСР сделать вернисаж реальным событием. С того самого дня, когда я, познакомившись у Н.А. Гагмана (он — инициатор нынешней выставки) с подлинниками и слайдами произведений Мещерина, отправился в российский Союз, чтобы поделиться радостью открытия и договориться о том, чтобы ее разделили многие зрители. Оказалось это на удивление трудным и долгим делом. Однажды мне было сказано, что, мол, жаль, что Мещерин скончался в 1916 году, «не дотянув» всего одного года до революции, а то его можно было бы считать художником не только русским, но и советским, а тогда вопрос с выставкой решился бы автоматически.

К счастью, все окончилось благополучно, и теперь множество людей испытают радость встречи с полотнами «тихого, скромного, мечтательного» и столь щедро одаренного художника, воспевавшего неповторимую красоту российской природы.

Савелий Ямщиков,
заслуженный деятель искусств РСФСР

(Опубликовано в издании «Николай Васильевич Мещерин. 1864-1916. Живопись». Сборник материалов и каталог выставки произведений. Москва, 1987).

наверх