Памяти Н.В. Мещерина

(из личных воспоминаний)

9 октября от приступа грудной жабы скончался, в возрасте 52 лет, Николай Васильевич Мещерин. Это имя мало говорит широким кругам нашего общества и даже далеко не всем из тех, кто близок к художественным интересам, известно, каким художником был покойный. Между тем его труды, несомненно, заслуживают уважения, и историк искусства не пройдет мимо них равнодушным.

Н.В. Мещерин родился в 1864 году в богатой купеческой семье. Покойный учился в Московской Практической академии коммерческих наук, и ему предстоял, при его происхождении и связях, внешне более блестящий путь, чем дорога художника. Но призвание сделало свое дело. Он порвал с Академией, а вместе с тем и с заманчивыми перспективами,
и посвятил себя живописи. Сначала он занимался самоучкой, отдавшись пейзажу, а затем в 90-х годах пользовался указаниями таких пейзажистов, как Аладжалов, Переплетчиков и И.И. Левитан.

Его работы появились впервые на выставках Московского общества любителей художеств; затем они выставлялись
у передвижников, «36 художников» и в «Союзе русских художников»*.

Рихард Мутер, упоминая в своей «Истории живописи XIX века» о молодом, рано умершем художнике Васильеве, справедливо указывает, что мастер пейзажа лишь тогда оправдывает свое призвание, когда делается посредником между человеком и природой, переводчиком того музыкального языка, на котором природа повсеместно говорит человеческой душе**.

Н.В. Мещерин чутко понимал ее символический язык и в своих работах с редкой задушевностью изображал лирические мотивы нашего русского ландшафта. Вместе с тем он был прекрасным колористом. Его приятный, нежный колорит так гармонирует с лиризмом его произведений. «К весне», «Теплый весенний день», «Весна», «Осенью», «В феврале», «Березка», «Осина», «Поздняя осень», «В марте», вот что передавал он своей кистью. Покойный не только никому не подражал, но и не писал в духе какого-либо художника: он оставался самостоятельным, цельным. Охраняя свою оригинальность, он избегал поездок за границу, не желая подвергаться разнообразным художественным влияниям,
с которыми неизбежно должен был там повстречаться. Но здесь сказалась излишняя робость: он мог пережить какие угодно воздействия, оставаясь все-таки самим собою.

Н.В. Мещерин был вполне образованным человеком, человеком высшей культуры, и это, несомненно, дало ему возможность глубже, тоньше понимать и изображать в своих полотнах ту русскую природу, которую он любил любовью нежного и преданного сына. Он интересовался историей искусства и хорошо знал историю своего родного искусства, Следил он особенно охотно за трудами товарищей по кисти и умел критически отнестись к достоинствам и недостаткам их произведений. Гармонию, ритм он признавал одним из основных элементов художества.

Таков был <...> Мещерин. Пусть же его светлый облик будет памятен также нашим потомкам, как и тем из его современников, кто с ним был близок и следил за развитием его таланта.

* В каталогах выставок «36 художников» работы Мещерина не упоминаются.
** Русский художественный архив. 1894-1895. Р. Мутер. История живописи ХIХ века. Россия, с. 145 (примечание автора воспоминаний
Н.В. Некрасова).
Некрасов Николай Васильевич (? – 1943) – автор статей в периодической печати о художественной жизни в начале века.

Н.В. Некрасов

(Опубликовано: в Известиях общества преподавателей графических искусств. Москва, 1916, № 7—10, с. 66—68; в издании «Николай Васильевич Мещерин. 1864-1916. Живопись». Сборник материалов и каталог выставки произведений. Москва, 1987).

наверх