МЕЩЕРИН Николай Васильевич (Москва)

1864-1916

Живописец, график, фотограф.

1864
Родился 16 февраля в Москве в семье купца первой гильдии, основателя Даниловской текстильной мануфактуры Василия Ефремовича Мещерина (1833—1880). Мать – Мария Яковлевна. С детства Николай Васильевич любил рисовать. Позже это увлечение пришлось на время оставить ради коммерческой деятельности.

1870-е
По воле отца учился в Московской практической академии коммерческих наук.

1880
Скоропостижная смерть отца. Не окончив курса академии, как старший сын, был вынужден принять управление делами.

1880-е – 1890-е 
После смерти отца, приняв дела, в том числе и по устройству усадьбы, Мещерин много времени проводит в Дугино. Здесь в нем снова просыпается тяга к творчеству. Он начинает заниматься художественной фотографией, пытаясь передать красоту окружавшей его природы, и мало-помалу переходит к занятиям живописью; заботы купеческие постепенно отходят на второй план. 
В усадьбе Дугино побывали многие знаменитые московские художники того времени.
К Мещерину приезжали Илья Остроухов, Валентин Серов, Исаак Левитан. В Дугино Левитан написал свой последний этюд.
Женитьба на Лидии Ивановне Горячевой.

1896
Начало серьезного занятия живописью. Понимая, что без опытного руководителя ему не обойтись, обращается к своему знакомому по Московской практической академии коммерческих наук художнику В.В. Переплетчикову, у которого берет первые уроки рисования.

1897
Николай Васильевич круто меняет свою судьбу – передает ведение коммерческой деятельности своему брату Михаилу и решает остаток жизни посвятить живописи.
Вступает в Московское общество любителей художеств.

1897 – 1898
Берет уроки живописи у художника М.Х. Аладжалова.

1898 – 1900
Берет уроки живописи у художника А.М. Корина.

1900-е – 1910-е
Почти безвыездно живет в своем имении в Дугино, упорно занимаясь пейзажной живописью в своей мастерской и на пленэре.
В Дугино постоянно гостят художники, для которых была устроена вторая мастерская. При Николае Васильевиче здесь подолгу жили и работали многие русские живописцы –
И.Э. Грабарь, А.М. Корин, А.М. Васнецов, С.В. Малютин, А.С. Степанов, С.Ю. Жуковский,
В.А. Серов, В.Э. Борисов-Мусатов, И.С. Остроухов, В.В. Переплетчиков. 
В этот период написаны картины «Избы» (1901), «Весна», «Лесная поляна» (обе 1903), «На пашне» (1904), «Перед рассветом. В июньскую ночь», «Ноябрь. Крылечко» (обе 1905), «Осенняя лунная ночь» (1906), «Морозный вечер» (1907), «Морозная ночь», «Ясный день» (обе 1908), «Зима в феврале» (1909), «Под солнцем. Вечер апреля» (1910), «Поля» (1911), «Иван-чай» (1912), «Оттепель. Февраль» (1913), «Иван-да-Марья», «Полянка» (обе 1914), «Весна. Задворки» (1915), «Весна. Вид на Колычево» (1916) и другие.

1900
Избран в действительные члены Литературно-художественного кружка. 

1903
В декабре на художественной выставке происходит знакомство с Игорем Эммануиловичем Грабарем.

1904
В начале года Грабарь приезжает погостить в усадьбе Дугино, где он с перерывами жил до осени 1917 года. Здесь были написаны его наиболее известные картины дореволюционного периода «Февральская лазурь», «Неприбранный стол», «Хризантемы», «Сирень и незабудки», «Белая зима. Грачиные гнезда», «Вешний поток», «Утренний чай» и многие другие.
Мещерин вступает в «Союз русских художников».

1910
Передает свои картины Вятскому художественному музею, чем в значительной степени способствует созданию местного собрания живописи.

1916
Скончался 9 октября в своём имении, где последние годы жил почти безвыездно. Похоронен в близлежащем Крестовоздвиженском Лукинском монастыре.
Поскольку его брак был бездетен, наследницей всего собрания картин стала его жена — Лидия Ивановна Горячева-Мещерина.

Произведения художника хранятся в ГТГ, ГРМ, в музее изобразительных искусств в Казани, в Астраханской, Курской, Вологодской, Орловской, Пермской картинных галереях, Иркутском, Краснодарском, Тульском, Вятском, Самарском, Ярославском художественных музеях, в Киевском музее русского искусства, в Доме-музее И.И. Левитана в Плесе, в частных собраниях в России.

Личные страницы художника на сайтах https://goskatalog.ru, https://www.tg-m.ru, https://www.rusimp.su,  https://artifex.ru, https://pro100-mica.livejournal.com, https://is-tok.ru

Выставочная деятельность началась в 1899 году с участия на Периодической выставке Московского общества любителей художеств. Всего при жизни участвовал в 27 выставках: МОЛХ (1899-1901, 1903-1905, 1908-1909); ТПХВ (1900-1904); «Мир искусства» (1903); СРХ (1904-1911, 1914-1915).
На устроенной С.П. Дягилевым в 1906 году в Париже, а затем в Берлине выставке древних икон, скульптуры, портретной живописи среди полотен В.А. Серова, А.Н. Бенуа, М.А. Врубеля, И.Э. Грабаря, К.А. Коровина — пять полотен Николая Васильевича Мещерина: «Ноябрь», «Дикая рябина», «На пашне», «Осень», «Перед рассветом».

Персональные выставки:

1917/1918, 1987, 1994, 2019 Москва.

Николай Васильевич Мещерин по праву считается одним из величайших русских импрессионистов. Большинство его работ были посвящены воспеванию красоты родной земли: степей, лугов и полей. 

В коллекции творчество художника представлено живописным произведением.

Если у Вас есть уточнения или дополнения по биографии художника или другая информация, прошу сообщить о них по адресу info@russkiy-peyzazh.ru
наверх