ЛУГОВСКАЯ Нина Сергеевна (Владимир)

1918–1993

Живописец, театральный художник.

1918                                                                                                                                                       
Родилась в Москве 25 декабря в семье профессионального революционера. Отец — Сергей Фёдорович Рыбин (1885 – 1950-е, с 1917 — Рыбин-Луговской), член ЦК партии левых эсеров с 1900, четырежды арестовывался, был в сибирской ссылке, вёл активную политическую деятельность после революции, снова подвергался арестам, ссылкам и высылкам (1919, 1929 – 1932, 1935, 1936). Мать – Любовь Васильевна Самойлова (1887 – 1949), педагог, преподаватель математики. 

1927 – 1937 
Училась в московской школе.

1932 – 1937 
В эти годы вела личный дневник, который послужил одной из причин последующего ареста и осуждения. 

1937 
В марте была арестована с матерью и двумя старшими сестрами по обвинению в контрреволюционной деятельности. Все были приговорены к пяти годам лагерей и
28 июня отправлены на Колыму, в Севвостоклаг [1].

1942                                                                                                                                                                       
17 июня освобождена из лагеря, но из-за условий военного времени её полное освобождение было отсрочено до окончания войны, поэтому после окончания срока началась её жизнь на поселении на Колыме. 

1943 – 1945 
С января месяца жила в п. Эльген вместе с матерью и сестрами Ольгой и Евгенией. Работала художником в клубе. 

1945 – 1948 
Видимо, в 1945 году произошло знакомство с художником Виктором Леонидовичем Темплиным, который помог устроить ее на работу театральным художником в Магаданский музыкально-драматический театр имени Горького. Не позднее 1948 года выходит за него замуж. 
Во время работы в театре познакомилась с художником Василием Ивановичем Шухаевым, в дальнейшем считала себя его ученицей.

1949 – 1954
После окончания срока ссылки, супруги совместно работали художниками-постановщиками в Стерлитамакском драматическом театре в Башкирии.

1954 – 1957 
Супруги совместно работали художниками-постановщиками в Драматическом театре в 
г. Кизеле Молотовской (ныне Пермской) области.

1957                                                                                                                                                                   
Переезд во Владимир к мужу, начало работы художником-постановщиком во Владимирском областном драматическом театре.

1960-е
Годы становления Луговской как живописца, совпали со временем огромного творческого подъема, связанного с формированием художественного стиля, именуемого в дальнейшем «Владимирской живописной школой». Художественный мир этого направления, сотканный из колористических гипербол, находит свое отражение в творчестве художницы. В конце 1960-х годов в работах художницы («Выходной день», «Первый снег» (обе 1969) видна техника, ставшая в дальнейшем ее визитной карточкой: это пульсирующая, декоративная живопись, с характерными непрокрасами, проглядывающим сквозь живопись светлым грунтом, освежающим общее восприятие произведения.

1960                                                                                                                                                                     
Первое участие, совместно с В.Л. Темплиным, в областной художественной выставке во Владимире.

1962 
В конце года ушла из театра и поступила на работу в мастерские Владимирского отделения Художественного фонда РСФСР. С 1962 года постоянно участвовала в областных художественных выставках, выезжала на этюды в деревню и на творческие дачи. 

1963                                                                                                                                                         
Реабилитирована после личного письма Н.С. Хрущеву.

1964 
Временное возвращение к работе театральным художником – оформление спектакля Владимирского драматического театра «Снегурочка».

1970-е – 1990-е
Годы работы и неустанных поисков вывели художницу на собственную стилистику, неповторимую, узнаваемую. Луговская сознательно избегает повествовательности в живописи. Её задача иного, чувственного порядка – выражение эмоции цветом. Палитру художницы отныне определяют смелая изумрудная зелень, голубые и синие, розово-красные и фиолетовые тона. Основные картины, написанные художницей: «Окно с кошкой» (1971) «Лето. Материнство», Купавки (обе 1972), «Осенние листья» (1974), «Летний дождик» (1978), «Отдых художника», «Суздальские поля» (обе 1979), «Пионы» (1980), «Полдень. Пейзаж» (1986), «Ветерок на реке» (1987), «Апрельские сумерки» (1990), «Весенний разлив» (1992).

1977                                                                                                                                                     
Персональная выставка во Владимире. Прием в Союз художников СССР, по рекомендации В.Я. Юкина, Н.А. Мокрова и В.Г. Кокурина.

1993                                                                                                                                                                     
Скончалась 27 декабря. Похоронена на кладбище «Улыбышево» близ Владимира.

2003                                                                                                                                                                     
Впервые опубликован под название «Хочу жить…» школьный дневник художницы, случайно обнаруженный в архиве ФСБ. В дальнейшем дневник школьницы переиздавался в России в 2004 и 2010 годах, был переведен на иностранные языки и издан в Великобритании, Германии, США, Франции. 

2016                                                                                                                                                                   
Издана книга «Нина Луговская. Жизнь еще вернется», в которой опубликованы дневники и записные книжки 1940-1993.

Произведения художницы находятся в Государственном Владимиро-Суздальском музее-заповеднике, в ОЦИИ г. Владимира, в музейных собраниях Александрова, Коврова, в галереях и частных собраниях в России и за рубежом.

Личные страницы художницы на сайтах: http://www.vshr.ru, https://izo33.ru,  http://www.lib33.ru 

Выставочная деятельность художницы началась в 1942 год, о чем свидетельствует Грамота за активное участие в выставке от Политотдела Южного Горно-Промышленного управления строительства Дальнего Севера НКВД СССР. Участница областных выставок.

Групповые выставки:

1973 Вологда;
1975 Владимир;
1979 Москва;
1994 Париж (Франция).

Персональные выставки:

1977, 2011, 2013 (в залах ГВСМЗ), 2018 Владимир (2011, 2013 и 2018 совместно с
В.Л. Темплиным);
2003, 2008 Москва (обе совместно с В.Л. Темплиным);
2007 Ковров Владимирской обл. (совместно с В.Л. Темплиным);
2013 Нижний Новгород (совместно с В.Л. Темплиным).

[1] Имеются расхождения с данными следственного дела семьи Луговских, приведенными на сайте https://www.sakharov-center.ru, и данными из личного дела Нины Сергеевны Луговской, хранящегося во Владимирском Областном Отделении ВТОО «Союз художников России». Согласно листку по учету кадров из личного дела Луговской следует, что она с 1927 по 1937 год училась в средней школе в Москве, а с 1937 по 1939 год занималась в художественной студии в городе Серпухов.

Из материалов следственного дела семьи Луговских следует, что Нина Сергеевна в конце 1930-х годов не жила в Серпухове и не могла посещать художественную студию. Можно предположить, что при вступлении в Союз художников СССР, Луговская посчитала возможным указать, что она училась в художественной студии в Серпухове, о существовании которой она знала со слов своего мужа – Виктора Леонидовича Темплина. Поскольку ни подтвердить, ни опровергнуть данное утверждение художницы, ввиду закрытости следственного дела семьи Луговских, было невозможно, появилась версия, что жизненные пути Луговской и Темплина впервые пересеклись в художественной студии в Серпухове.
 

Нина Сергеевна Луговская получила признание как яркая самобытная художница, представительница художественного направления, получившего в искусствоведческой среде наименование «Владимирская школа пейзажной живописи». Будучи сильным и самостоятельным человеком, она не стала эпигонски повторять то, что уже было найдено до неё. Работа и неустанные поиски вывели ее на собственную стилистику, неповторимую, узнаваемую, где главное – выражение эмоции цветом. Ее живописи одновременно присущи и экспрессия, и изящество.

Имя художницы сегодня получила очень широкую, можно даже сказать, мировую известность. К сожалению, это связано не с ее замечательной живописью. Ее имя, как автора школьного дневника и жертвы сталинских репрессий, сегодня используется в политической борьбе против тоталитаризма всякого рода правозащитными организациями, которых меньше всего интересует собственно живопись. Смею предположить, что самой Нине Сергеевне, если бы она была жива, менее всего понравилась бы эта политическая спекуляция на ее судьбе. Можно только пожелать, чтобы вместо западных спонсоров, выделяющих деньги на очередное переиздание Нининого дневника, нашлись бы русские спонсоры – настоящие любители русского искусства, которые бы проспонсировали бы научное изучение творчества замечательной русской художницы и издание альбома ее произведений, качество которого соответствовало бы высокому качеству ее живописи. 

В коллекции творчество художницы представлено живописным произведением.

Если у Вас есть уточнения или дополнения по биографии художника или другая информация, прошу сообщить о них по адресу info@russkiy-peyzazh.ru
наверх