Живописец, график, книжный иллюстратор, театральный художник, педагог, автор искусствоведческих статей.
1891
Родился 16 января в Петербурге в семье купца второй гильдии Федора Васильевича Лапшина и Марии Николаевны Лапшиной.
Рассказывая о себе или заполняя анкеты, Лапшин изменял дату своего рождения (чаще всего называл 15 января 1888 года), скрывая свою принадлежность к купеческому сословию. Лишь недавно обнаруженное свидетельство о рождении и крещении художника помогло установить точную дату.
До 1900
Первое знакомство Николая Фёдоровича с искусством произошло в раннем детстве, когда он наблюдал за рисованием матери Марии Николаевны. Заметив увлечение сына рисованием, мать, ещё до реального училища, отдала его в Начальную школу барона А.Л. Штиглица.
1900
Учился в Начальной школе ЦУТР барона А.Л. Штиглица.
1900–1910
Учеба в реальном училище.
1900–1902
Рисует англо-бурскую войну и «усмирение Большого кулака в Китае» (Ихэтуаньское восстание). Увлечение Китаем: копирует иероглифы и рисунки китайских художников.
1903–1904
Первые опыты работы масляными красками – красками матери.
1905–1908
Рисунки и акварели, созданные под влиянием стиля модерн.
1909–1910
Этюды маслом, исполненные на острове Валаам; зарисовки карандашом на Кавказе.
1911–1912
Учеба на экономическом отделении Политехнического института в Петербурге.
Занятия в рисовальной школе Общества поощрения художеств у Н.П. Химоны, А.А. Рылова, И.Я. Билибина.
Увлечение искусством Древнего Египта.
Посещение лекций Археологического института, интерес к истории древне русского искусства (лекции профессора Н.В. Покровского).
Влияние искусства футуристов и кубистов.
1912
Учеба в мастерской художника Я.Ф. Ционглинского.
Увлечение творчеством А. Марке, произведения которого видел на выставке «Сто лет французского искусства» в Петербурге (январь).
1913–1915
Учеба в частной студии М.Д. Бернштейна в Петербурге.
1913
Знакомство в Москве с М.Ф. Ларионовым и Н.С. Гончаровой, под их влиянием обращение к изучению русской иконописи и народного искусства. Занимался вместе с Гончаровой росписью декораций для постановки оперы Н.А. Римского-Корсакова «Золотой петушок».
1915
Создал росписи кинематографа «Анонс» в Петрограде. Вступил вольноопределяющимся в Кавказскую туземную дивизию.
1915–1916
Воевал на австрийском фронте в Галиции. На фронте рисовал с натуры.
1916
Контужен и ранен в ногу, эвакуирован в Петроград. Переведен в Гренадерский полк в качестве художника-декоратора, создавал декорации для передвижных спектаклей.
Принимает участие в издании футуристического журнала «Безкровное убийство», оформив номера 14 и 15. Вместе с В.М. Ермолаевой оформил постановку пьесы И.М. Зданевича «Янко круль Албанска».
Вошел в литературно-художественный кружок «Квартира № 5», члены которого собирались в квартире хранителя музея Академии художеств.
1917–1918
Служил в нестроевом 171 запасном пехотном полку, демобилизован. Работал в издательском отделе Государственных свободных художественных мастерских в Петрограде.
Сотрудничает в издательстве «Сегодня», где из печати выходит первая, оформленная им книга – Н. Любавина «Как пропала Баба-Яга» (1918).
Участвует в праздничном оформлении Петрограда к первой годовщине Октябрьской революции (украшение Благовещенской и Измайловской площадей).
Входил в творческое объединение «Союз молодежи».
1918–1921
Создал серию кубистических акварелей «Петроград».
1919–1921
Служба в Воздухоплавательном парке во 2-м отделе по квартирному довольствию войск, затем в ЦУСНАБе (Центральном Управлении Снабжения Главлескома) в качестве агента и заведующего иногородним транспортом. Обучение ювелирному делу.
1920–1921
Преподает рисунок в художественной школе Московско-Нарвского района вместе с А.А. Успенским, Н.Б. Успенской.
1921
Заведующий подотделом художественного труда в отделе ИЗО Наркомпроса, входит в художественную коллегию при отделе ИЗО.
1921–1922
Профессор декоративной живописи ВХУТЕМАСа.
1921–1923
Заведующий отделением ИЗО Художественного отдела Петрогубполитпросвета. Член Художественного Совета Декоративного института. Работает в живописной мастерской Государственного фарфорового завода в Петрограде, выполняет ряд эскизов для тарелок и сервизов.
1921–1924
Помощник по научной части заведующего Музеем Художественной Культуры.
1922
В Петрограде реквизирована квартира родителей Лапшина вместе с его мастерской, все находившиеся там работы раннего периода пропали.
1922–1923
Член «Объединения новых течений в искусстве».
1922–1930
Сотрудничает в журнале «Жизнь искусства»: зарисовки-шаржи, рисунки для цинковых клише, линогравюры, статьи. Заведующий художественно-техническим отделом журнала (с 1924 г.).
1923
Участвует в постановке «сверхповести» В. Хлебникова «Зангези» в МХК в роли чтеца.
Разрабатывает эскизы декораций оперы Н.А. Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии».
Поселился в комнате в квартире № 32 в доме № 64 на набережной Мойки, где он проживет всю оставшуюся жизнь, из окон этой комнаты написана значительная часть пейзажей 1930-1940-х годов.
1924
Командировка за границу: Ревель, Рига, Берлин, Прага, Загреб.
Зарисовки Праги для открыток (до 75 эскизов), исполняет открытки в технике линогравюры.
В Праге пишет маслом портреты сестры А.Ф. Тума и ее мужа. В Загребе вместе с матерью создает панно из цветных тканей. Вернувшись в Ленинград, женится на Вере Васильевне Спехиной.
1924–1925
Член «Общества художников-индивидуалистов».
1925
Сервиз «Белое с розовым», расписанный по эскизам Лапшина, получает золотую медаль на Международной выставке декоративного искусства и художественной промышленности в Париже.
Художественный руководитель журнала «Новый Робинзон», исполняет рисунки для журнала.
Начинает сотрудничать в только что организованной ленинградской редакции Отдела детской, и юношеской литературы Государственного издательства: первая книга для ГИЗа – «Наша кухня» Н. Чуковского.
1926
Работает в студии Дома искусств.
Читает лекции в Институте истории искусств (введение в теорию и историю искусств).
«Солнце на столе» – первая книга, созданная в соавторстве с М. Ильиным и открывающая серию книг тандема Ильин-Лапшин – писатель-художник в жанре научно-художественной литературы для юношества.
1927
Зарисовки Ленинграда для открыток.
1928
Пишет акварелью обнаженную натуру в квартире Н.А. Тырсы (ряд сеансов). Зарисовки Павловска, Детского Села, Петергофа, Ораниенбаума для открыток. Участвует в выставке общества «4 искусства» в Ленинграде.
1928–1931
Художественный редактор журналов «Чиж» и «Ёж».
1929
10 августа – рождение сына Михаила.
Летние работы акварелью (пейзажи).
1929–1933
Преподает графику и технику печати в Полиграфическом техникуме. 1920-е гг. Наряду с В.В. Лебедевым, Н.А. Тырсой, П.И. Львовым, А.Е. Каревым является членом артели «Обиход», организует производство деревянной обуви.
1931
Уволен из «Ежа» и «Молодой гвардии».
1931–1933
Преподает рисунок в Строительном техникуме при Ленинградском Институте Промышленного Строительства – ЛИПСе.
1932
Вступил в Союз художников СССР. Совместно с А.А. Успенским занимался оформлением Ленинграда к 15-й годовщине Октябрьской революции.
Исполнение увеличенных марок для Музея связи в Ленинграде. Становится членом бюро секции графики ЛОСХ.
1933
Участвует в международном конкурсе, объявленном нью-йоркским издательством «The Limited Edition Club». Летом – в деревне Батово исполняет около 200 рисунков для книги «Марко Поло». Получает первую премию за рисунки к этой книге.
В Сиверской, в Батово пишет пейзажи акварелью. Начало работы в литографии (цветная литография «В степи»).
1933–1937
Преподает живопись и рисунок на архитектурном факультете Института живописи, скульптуры и архитектуры Всероссийской Академии художеств.
1933–1940
Преподает рисунок и живопись в Ленинградском институте инженеров коммунального строительства (ЛИИКСе).
1934
Исполняет ряд пейзажей Ленинграда в технике масляной живописи; они экспонируются на Отчетной выставке художников, командированных ЛОСХ, в Академии художеств в Ленинграде.
1934–1935
Художник-конструктор по фарфору на Ломоносовском фарфоровом заводе.
1935
Создает ряд пейзажей Ленинграда в технике масляной живописи.
Начало работы над серией автопортретов.
1935–1940
Руководит студией живописи в Ленинградском Доме архитекторов; ведет занятия вместе с Т.В. Шишмаревой, В.А. Власовым и В.А. Гринбергом, позднее вместе с А.С. Ведерниковым.
1936
Работа над Пушкинским спектаклем в Государственном Большом драматическом театре им. М. Горького (режиссер В.В. Люце) – «Маленькие трагедии»: «Скупой рыцарь», «Дон Жуан» и «Каменный гость». Спектакль снят вскоре после премьеры.
Оформление «Флоридсдорфа» Ф. Вольфа в БДТ (совместно с Н.П. Янкиным). Спектакль снят с постановки на стадии работы над макетами.
Летом – поездка по Волге и Каме с А.С. Ведерниковым.
Вторая половина 1930-х гг. Работа над опереттой «Роман и Юлия» в Народном Доме (режиссер В.В. Люце). Спектакль снят с постановки после генеральной репетиции.
1937
Летом – поездка с Н.П. Янкиным в Карелию: в Петрозаводск, деревню Матросы и по Беломорканалу, по Онежскому озеру в Кижи.
Совместно с А.С. Ведерниковым работает над эскизом оформления помещения Горьковской области для Всесоюзной сельскохозяйственной выставки в Москве (эскиз не реализован).
1938–1941
Профорг Детиздата, член правления ЛОСХа, заместитель председателя секции графиков ЛОСХа.
1939
Исполняет в технике акварели значительное количество пейзажей Ленинграда и сельских видов в деревне Вяз.
Избран в члены правления ЛОСХ, избран заместителем председателя секции графики.
Июнь–июль 1940
Председатель художественного совета Торговой палаты, состоит в художественном совете Главхлоппрома. Весенняя серия акварелей.
Командировка в Новгород от ЛИИКСа, серия пейзажей Новгорода (акварель). Поездка на Волхов, в Пчеву с Б.Я. Карамышевым. Пишет пейзажи акварелью в Ленинграде, в деревне Вяз. Командировка в Грузино от ЛИИКСа, серия пейзажей (акварель). Декабрь - болезнь сердца: инфаркт миокарда.
1941
Февраль–март – лечение в санатории Зачеренье, исполняет пейзажи акварелью.
Работа с А.С. Ведерниковым над литографированными открытками – видами Ленинграда для издательства ЛОСХа.
Оформление «Как человек стал великаном» М. Ильина и географического сборника «Глобус» – последние работы в книге.
Апрель – Расстройство речи, паралич правой руки и лица.
Май – Тромбоз сосудов мозга, частичная утрата зрения. Дальнейшая художественная работа невозможна. Начало работы над частью автобиографических записок, посвященных детству.
Июнь – Поездка в Вяз.
Июль – Возвращение в Ленинград.
Осень – Пишет автобиографические записки (краткий вариант).
Ноябрь – Пишет воспоминания о А.А. Успенском, автобиографические записки (расширенный вариант).
1942
29 января – От голода умирает жена художника В.В. Спехина.
24 февраля – Умирает Н.Ф. Лапшин. Его могила неизвестна.
Начало марта – сын художника Михаил эвакуирован в интернат художественного фонда ССХ в село Емуртла Тюменской области.
Произведения художника находятся во многих музейных коллекциях, в том числе в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, ГМИИ имени А.С. Пушкина, в галереях и частных собраниях в России.
Личные страницы на сайтах: art-spb.info; artru.info; wikipedia.org; famous-birthdays.ru
Выставочная деятельность началась в марте 1914 года с участия в выставке «N4. Выставка картин: футуристы, лучисты, примитив» в Москве, организованной М.Ф. Ларионовым (в каталоге фамилия художника искажена – указано: Н. Лопатин). В двадцатых годах ХХ века участвовал в выставках творческих обществ и объединений: «Общества художников-индивидуалистов (1924, 1925 Ленинград); «4 искусства» (1928 Ленинград). Участвовал в выставках ленинградских художников, в республиканских, всесоюзных, а также в зарубежных выставках русских художников в Берлине и Амстердаме (1923), в Париже (1925, 1931), в Лейпциге, Нюрнберге (Германия, 1927), Монце (Италия, 1927), в Кельне (Германия, 1928), в Винтертуре (Швейцария, 1929), в Лионе (Франция, 1931), в Лондоне, Глазко (1934), в Дедли, Бэртоне, Блекпуле (Великобритания, 1936), в Брюсселе (1937).
Персональные выставки:
1956, 1989 Ленинград;
2005, 2023 Москва;
2021 Санкт-Петербург.
Николай Федорович Лапшин является ключевой фигурой Ленинградской школы живописи, которая в тридцатых годах прошлого века объединяла круг мастеров, чьё творчество (по методу работы и по мировосприятию) имело ряд общих черт, таких как колористическая сдержанность и акварельная прозрачность цвета, работа с тоном. Ленинградская школа живописи в известном смысле противопоставлялась живописи московских художников, связанных с традициями «Союза русских художников» и «Бубнового валета».
В коллекции творчество художника представлено акварелью «Вязы – дождь».
Составлено с учетом сведений, опубликованных в альбоме «Николай Лапшин». Москва. 2015.