КИПРЕНСКИЙ Орест Адамович (Санкт-Петербург, Рим)

1782-1836

Живописец, график.

1782 
Родился 13 марта на мызе Нежинской, близ Копорья Ораниенбаумского уезда Петербургской губернии. С большой вероятностью, Орест был внебрачным сыном некрупного помещика, бригадира Алексея Степановича Дьяконова, но был записан сыном его крепостных – Адама Швальбе и Анны Гавриловой, в семье которых провел раннее детство.  Дьяконов заботился о ребенке, в шесть лет дал ему вольную и определил в воспитательное училище Петербургской Академии художеств, где детям давали базовые знания по всем предметам, учили языкам и давали возможность постичь азы рисования.
При поступлении в воспитательное училище Орест получил фамилию Кипрейский. Позже фамилия была изменена на Кипренский.  

1788 – 1797
Учился в Воспитательном училище Петербургской Академии художеств. Уже в начале своего учебного пути Кипренский был отмечен как одаренный мальчик. Преподаватель и гувернер Академии художеств В.С. Дмитриев отмечал, что Орест сильно выделялся среди сверстников чутким восприятием цветовой гаммы, был способным, живым и темпераментным, рисовал непринужденно и легко, получая всевозможные медали за композиционные эскизы и штудии.

1797 – 1803 
Учеба в Петербургской Академии художеств у Г.И. Угрюмова, Г.-Ф. Дуайена. Во время обучения постоянно получали награды Академии художеств — малые золотые и серебряные медали.

1803
Оканчивает Академию художеств, но конкурса на Большую золотую медаль и пенсионерскую поезду не выигрывает. Однако, с разрешения директора Академии и покровителя художника Алексея Строганова, остается в учебном заведении еще на три года для выполнения программы на соискание Большой золотой медали.

1804
Показывает на выставке в Академии художеств портрет своего названного отца
А.К. Швальбе
. Кипренский до конца жизни хранил этот портрет как самую большую драгоценность и не расставался с ним.

1805
За программную композицию «Дмитрий Донской на Куликовом поле» получает Большую золотую медаль и право на пенсионерскую поездку в Европу, которая была отложена из-за наполеоновских войн.

1806
Пишет образа для Казанского собора.

1807
Делает копии с картин Ван Дейка и Корреджо. 

1809
Вместе со скульптором Иваном Мартосом отправляется из Петербурга в Москву для работы над памятником Минину и Пожарскому. Художника командировали на месяц, который в итоге растянулся на три года.

1809 – 1812
Живет и работает в Москве и Твери, где непрерывно пишет портреты, будучи завален заказами, в том числе и от «малого двора» великой княгини Екатерины Павловны, жившей тогда в Твери. 
В эти годы выполнил невероятное количество блестящих работ, ставших важными вехами на пути становления русской живописной школы. Это были, в частности, портреты полковника Е.В. Давыдова, Е.П. Ростопчиной, Ф.В. Ростопчина, Автопортрет (с розовым шейным платком), юного А.А. Челищева (все 1809), И.А. Гагарина, Н.С. Мосолова, принца Г.П. Ольденбургского (все 1811). В графике были исполнены работы «Портрет г-жи Прейс (?), «Слепой музыкант» (обе 1809), «Бурлаки на Волге» (1811–12) и другие.

1812
Возвращается в Петербург, получает звание академика за портретные работы.

1812 – 1816
Создает блестящую сюиту графических портретов: участников Отечественной войны 1812 года (Н.М. Муравьева, А.Р. Томилова в форме ополченца, Е.И. Чаплица, П.А. Оленина, А.П. и М.П. Ланских и других), представителей интеллигенции (гравера Н.И. Уткина, художника А.Г. Варнека, поэта К.Н. Батюшкова, баснописца И.А. Крылова), обаятельных современниц (В.А. Томиловой, мадам Вилло, Н.В. Кочубей, М.А. Кикиной), подростков (калмычки Баяусты, Петрушки-меланхолика, мальчиков Моськи и Андрюшки).

1814
Пишет портреты Д.Н. Хвостовой и В.С. Хвостова. Участвует в академической выставке, представив живописные и карандашные портреты. В обозрении выставки «Прогулка в Академию художеств», опубликованном в журнале «Сын отечества», К.Н. Батюшков называет Кипренского «любимым живописцем нашей публики».

1815
Назначен советником Академии художеств.

1815 – 1816
Пишет живописные портреты С.С. Уварова и В.А. Жуковского.

1816
В мае, в качестве пенсионера, уезжает за границу. Пенсионерская поездка стала возможной благодаря личной протекции и спонсированию императрицы Елизаветы Алексеевны, супруги Александра I, ценившей талант живописца.
По пути в Италию останавливается в Женеве, где выполняет серию живописных и карандашных портретов, за которые его в 1817 году избирают членом Женевского общества любителей искусств.

1816 – 1822 
Живет и работает в Италии, где пользуется дружбой и уважением крупнейших итальянских и других европейских мастеров: В. Камуччини, Б. Пинелли, Б. Торвальдсена. Создает ряд живописных и графических портретов (полковника Альбрехта, аббата Сартори» (1818), А.М. Голицына (около 1819), А.И. Нелидова, Великого князя Михаила Павловича, А.Я. Италинского, Ф.С. Лагарпа, С.С. Щербатовой (все 1819), аббата Скарпеллини» (1819-21), Е.С. Авдулиной (1821-23), создает картины «Молодой садовник» (1817), «Девочка в маковом венке» («Мариучча»), «Цыганка с веткой мирта в руке» (обе 1819), композиции «Крещение народа Иоанном» (1818-19), «Анакреонова гробница» (1820) и другие.

1819
Весной с успехом участвует в римской выставке, устроенной по случаю приезда австрийского императора.  Галерея Уффици заказывает у художника автопортрет для Вазарианского коридора.

1820
Пишет автопортрет для галереи Уффици.

1822
В мастерской художника в Риме нашли мертвой обожжённую натурщицу, мать девочки, изображенной на картине «Девочка в маковом венке». Несколько дней спустя в городской больнице «Санта-Спирито» от неизвестной болезни скончался слуга Кипренского – молодой итальянец. Римская полиция, начав расследование уже после смерти слуги, ничего не установила. Римские обыватели, а за ними и кое-кто из художников открыто говорили, что убил натурщицу не слуга, а Кипренский. Спасаясь от пересудов, художник уезжает в Париж, где показывает в Салоне «Анакреонову гробницу» и другие работы.  Перед отъездом из Рима, Кипренский письменно обратился к кардиналу Гонзальви с просьбой определить осиротевшую девочку в монастырский пансион и оставил деньги на ее воспитание.

1823
Возвращается на родину, по дороге посещает в Мариенбаде Гёте, делает с него два карандашных портрета. 
Петербург встречает художника холодно. За время долгого его отсутствия у публики появились новые фавориты-портретисты. Заказов у художника было мало, но его поддержал граф Дмитрий Николаевич Шереметьев, который предложил Кипренскому стать личным живописцем.

1823 – 1828
Живет в Петербурге, много занимается портретной живописью. В это время были написаны портреты графа Д.Н. Шереметева (1824), В.С. Шереметьева, А.С. Шишкова (оба 1825), О.А. Рюминой, Н.П. Трубецкова, Д.Н. Философова (все 1826), Г.Г. Кушелева,
М.М. Черкасова, К.И. Альбрехта, А.Ф. Шишмарева, А.С. Пушкина (все 1827), А.Р. Томилова, Автопортрет (оба 1828) и другие. Написана картина «Бедная Лиза» (1827). 

1828
Уезжает в Италию.

1829 – 1832
Живет и работает в Неаполе.

1829
По заказу неаполитанского короля пишет картину «Неаполитанские мальчики».

1830
В октябре участвует в неаполитанской художественной выставке, где его работы принимают за картины старых фламандских мастеров.

1831
Избирается членом Неаполитанской Академии художеств по классу рисунка.
Пишет картину «Читатели газет в Неаполе». Через А.X. Бенкендорфа обращается к Николаю I с просьбой о ссуде под залог ряда картин.
Назначен профессором второй степени Петербургской Академии художеств.

1832 – 1836
Живет и работает в Риме, выезжая в другие города Италии для выполнения заказов.

1833
В сентябре участвует в выставке картин итальянских и иностранных художников во Флоренции, где показывает «Плачущего ангела», «Тибуртинскую сивиллу», портрет
Б. Торвальдсена и другие новые свои работы, выполненные в Неаполе и Риме.

1836 
17 июня  принимает католичество. В июле венчается по католическому обряду с 24-летней Анной-Марией Фалькуччи, повзрослевшей натурщицей, с которой он в 1819 году писал портрет маленькой девочки с маковым венком. Но вскоре после свадьбы Кипренский слег с пневмонией и умер 5 октября, не дождавшись рождения дочери Клотильды.
Как католика его погребают в церкви Сант-Адреа-делле-Фратте в Риме, где на средства русских художников была установлена памятная стела.

В память о художнике его именем названы улицы в Москве, Астрахани, Волгограде, Донецке, Ломоносове, Макеевке, Алматы (Казахстан).
В селе Нежново в Ленинградской области художнику установлена памятная доска.

Произведения художника находятся в ГЭ, ГРМ, ГТГ, во многих музейных и частных собраниях в России и за рубежом.

Личные страницы на сайтах https://www.rah.ru, https://goskatalog.ru, https://veryimportantlot.com, https://www.culture.ru, https://gallerix.ru.

Выставочная деятельность началась в 1804 году с участия в академической выставке в Санкт-Петербурге, где были выставлено несколько произведений, в том числе и «Портрет А.К. Швальбе». В дальнейшем участвовал в многочисленных выставках, в том числе и персональных, в России и в Европе. После смерти Кипренского его произведения участвовали в многочисленных выставках в России, в том числе в персональных, приуроченных к юбилейным датам художника.

Орест Адамович Кипренский – выдающийся портретист-романтик XIX века, первый из русских художников, получивший признание в Европе.

В коллекции творчество художника представлено графическим произведением.

Если у Вас есть уточнения или дополнения по биографии художника или другая информация, прошу сообщить о них по адресу info@russkiy-peyzazh.ru
наверх