Эмилю Килдеску исполнилось 50 лет. Его работы — зстампы и акварели, книжные иллюстрации рисунки, с которыми можно познакомиться на персональной выставке автора, позволяют говорить об определенном художественном результате. На это дает право не только возраст художника, но и пройденный им творческий путь. Каков он, этот путь, из чего состоит? Сам Э. Килдеску считает, что из долгих и мучительных часов, проведенных за работой. Наброски с натуры, подготовительные эскизы, цветовые раскладки, иногда по шесть досок на одну линогравюру, пробные оттиски, а в результате… неудовлетворенность, И снова наброски, эскизы, доски… И так изо дня в день, год за годом.
Мы же не ощущаем всего этого в его работах. Напротив, они сохраняют всю непосредственность и живость этюда несмотря на то, что увиденное в натуре предстает перед нами в преображенном волею художника виде. Органичное соединение непосредственности с творческой дисциплиной и определяет зрелость искусства Эмиля Килдеску, его мастерство.
Одна из притягательных особенностей графики Э. Килдеску – открытость миру. Во всех работах художника, если внимательно в них всмотреться, перед нами предстает человек поэтического склада, скорее немного грустный и задумчивый, нежели импульсивно-восторженный.
Эмиль Килдеску родился в маленьком молдавском селе Скуляны Унгенского района, где, как считает он сам, облака удивительной формы, необыкновенные восходы солнца и самая красивая на свете радуга. Здесь, будучи ребенком, узнал он, что такое война, голод, тиф; здесь, выросший без отца, познал он всю силу материнской любви, перенял у односельчан благоговейное отношение к земле, чтобы пронести это чувство через всю свою дальнейшую жизнь.
Э. Килдеску благодарен всем, кто дал ему первые уроки профессионального мастерства в Республиканском художественном училище, куда он поступил в конце 50-х годов. Первые его преподаватели – Н. Саполов. ученик И.Е. Репина, Р. Окушко, интеллигентный, безмерно любящий искусство педагог, терпеливо учивший профессиональной грамоте, А. Васильев -– живописец. С признательностью вспоминает Эмиль Килдеску, как после окончания им училища известный уже в те годы график Л. Григорашенко открыл ему, начинающему художнику, сущность понимания системы композиции в графике. На этом и завершилась его ученическая пора, наступил период самостоятельных решений, как в жизни, так и в искусстве.
С тех пор прошло более двадцати лет. Имя художника прочно утвердилось в ряду имен известных молдавских графиков. Э. Килдеску – автор многих станковых гравюр, преимущественно пейзажного цикла, исполненных в технике линогравюры и офорта, акварелей и рисунков, а также книжных иллюстраций, постоянный участник республиканских, всесоюзных и зарубежных выставок. Думается, из того, что наиболее часто изображает художник, он лучше всего знает и больше всего чувствует Молдавию. Ее пологие холмы, покрытые виноградниками, маленькие крестьянские домики, буйные кодры, спокойные излучины рек, бескрайние поля, небо стали той первоосновой, на которой выросло его искусство и которая продолжает оставаться для художника источником тем и мотивов. Э. Килдеску много рисует с натуры, рисует весной и зимой, ночью и днем, в осенние дожди и летний зной. Конечный результат далек от непосредственной работы на натуре, но, тем не менее, необычайно верен предметности окружающего мира. Натура для Эмиля Килдеску лишь импульс, «провоцирующий» видение: художник впитывает ее колорит, пластику, настроение, чтобы впоследствии трансформировать, обобщить увиденное и сохранять в окончательном варианте то, что раскрывает суть явления.
Внешне простые и обыденные по своим мотивам листы одной из лучших серий художника «Родная земля», над которой он работал в течение 11 лет, несут в себе следы умиротворения и радости, иногда легкой грусти, реже – восторга. Графический язык Э. Килдеску разнообразен по своей динамике: цвет легок и прозрачен, иногда плотен, линия чаще замедленно-плавная, реже –мятущаяся и энергичная, форма пластична, композиция подчеркнуто спокойна. Все вместе точно передает многообразный лик природы.
В этом отношении интересен непритязательный по своим мотивам лист «Весна над Днестром». В гравюре легчайшим движением руки намечает автор плавное течение реки на первом плане, пологие холмы в неспешном разбега, такие же спокойные, размеренно плывущие облака. Река, холмы, птицы, парящие в небе, одинаково важны и значительны для общего восприятия гравюры: они части декоративного целого, как элементы вышивки или резьбы. Формы их обобщены и строги, объединены они архитектонической связью, придающей листу цельность. Но не только форма – цвет тоже создает условную среду листа. Э. Килдеску не раскрашивает свои листы под натуру. Исполнив работу в нежной, прозрачной монохромной гамме серовато-коричневых тонов (для чего автор использовал шесть досок), он воспроизводит не столько реальный свет и цвет первого весеннего дня, сколько воплощает свое представление об этом явлении природы.
Не сама тема весны и осени, особенно любимая художником, а нечто более сложное – его ассоциации и чувства характеризуют лучшие работы этой серии «Пробуждение», «Зреют хлеба», «Весенние сумерки», «Утро», «Июньская ночь». Так, живое, трепетное ощущение природы в работе «Пробуждение» соединяется с обобщением образа. В чуть тронутой льдом заводи стоят большие белые птицы – аисты. Справа – тонкие, обнаженные стволы деревьев, холм, пашня и светлое безоблачное небо. Напоенный влагой воздух простирается над земным простором.
Одухотворенность природы передается при помощи бережной проработки форм и воссоздания световоздушной среды. Вертикальные ритмы деревьев вносят в композицию ноту торжественности и одновременно тревоги. Удивительная мелодичность цветовых переходов, их золотистый цвет с просвечивающейся белизной бумаги рождают ощущение светлого, набирающего силу дня, вселяют мысль о вечном круговороте жизни.
Не все в творчестве Э. Килдеску идиллично. Привычной гармонии природы в работе «После грозы» из серии «Кодры» угрожает недоброе. Непосредственно через сюжет и адекватное ему пластическое решение, вызывающее в памяти традиции русской живописи 2-ой половины ХIХ века, выражает пейзажный образ это чувство. Штрихи и линии, обозначившие намокшую, склоненную от порыва ветра и дождя пшеницу, втянуты в какой-то смерч, который захватил деревья, небо, воздух, землю. Взаимоотношения предметов и среды в композиции полны драматизма и порождают тревожное настоение.
К числу творческих удач Эмиля Килдеску следует отнести выполненную в технике офорта серию листов «Измаил», которая была приурочена к 175-летию освобождения Бессарабии от османского ига и присоединении к России. Серия делится на два цикла: прошлое и настоящее. В основе композиций, посвященных штурму Измаила («Восход солнца в Измаиле», «Огонь», «Взятие крепости Измаил», «Падение Измаила», «Виктория»), лежат конкретные исторические завязки и четко выражена эмоциональная атмосфера того или иного события. В подчеркнутой «классичности» изобразительного строя каждого из этих листов – глубокое уважение к традициям графического мастерства. Плотно сбитые, компактные группы парусников и лодок, клубы дыма, обобщенные очертания крепости в листе «Огонь» обретают единый силуэт и общую массу. Динамика и порыв овеществляются в энергичных штрихах, межпредметных «силовых линиях», в противоборстве белого цвета с черным, благодаря чему и воспроизводится накал сражения.
Сегодняшний Измаил живет в офортах художника в немногих, зато с абсолютной точностью отобранных приметах. Здесь и виды самого города, и его трудовой ритм, и его прошлое. Таковы листы «На вечной стоянке»,»Измаильский судостроительный», «Дунай-труженик», «На Дунае».
В 1983 г, в издательстве «Литература артистикэ» вышла в слет книга классика молдавской литературы К. Негруци «Александру Лэпушняну». Иллюстрации к ней были подготовлены Э. Килдеску. Несколько позже художнику снова было предложено оформить ту же новеллу, и он, прекрасно понимая, как трудно отойти от однажды найденного решения, ответил согласием. Сейчас в его мастерской можно увидеть десять цветных иллюстраций, выполненных в технике линогравюры, над которыми он работает последние четыре года. Эмиль Килдеску ищет наиболее точное художественно-иллюстративное решение темы, пытаясь изобразительными средствами раскрыть характер литературного произведения, передать драматический накал описанных в нем событий.
Цикл иллюстраций к новелле «Алекрвндру Лэпушняну», многие из которых представлены в экспозиции, перекликается с ключевыми эпизодами произведении и решен в драматическом плане. В листах «Смерть Лапушняну», «Резня» главным является не столько само конкретное событие, сколько образ Беды, вторгшейся в человеческую жизнь. Этому способствуют лаконичность, монументальная выразительность, цветовая цельность листов. Иллюстрации построены на четких силуэтах: темных на светлом и светлых на темном фоне – усиливающих драматическую напряженность действия.
Думается, что повторное обращение к художественному оформлению исторической новеллы К. Нвгруци не случайно для художника. Новые листы свидетельствуют о более зрелом его отношении к проблемам книжной иллюстрации.
На протяжении всех лет творческой работы Эмиля Килдеску его графика трансформировалась, меняла свой строй сообразно течению жизни, поискам современного искусства. Но независимо от появления новых образов, новых мотивов в произведениях художника он всегда остается самим собой.
И. Калашникова, искусствовед
(Опубликовано в буклете «Эмиль Килдеску». Каталог выставки. Кишинев, 1988).