Об Александре Харченко

С десяти лет Саша Харченко мечтал стать художником. Не имея возможности получить профессиональное художественное образование, ему приходилось учиться живописи самостоятельно, перенимая опыт других художников. Конечно, помогли начальные навыки и знания, полученные в изостудии Дома Культуры при заводе им. В.А. Дегтярева в Коврове, но главные «творческие университеты» состоялись во время работы в художественном фонде при Владимирском отделении Союза художников РСФСР. Творческая среда владимирских живописцев старшего поколения — основателей школы владимирского пейзажа сыграла большую роль в развитии Харченко как художника и как пейзажиста. Однако решающим фактором, способствующим становлению живописца, был его большой природный талант и трудолюбие. Все свое свободное время Александр Харченко посвящал живописи. В творческой биографии художника была одна поездка в дом творчества Союза художников в «Горячий Ключ» в Краснодарском Крае в начале семидесятых годов. Два месяца, проведенных на юге, были очень плодотворны и способствовали его творческому росту.

Уже с середины 70-х годов можно говорить об Александре Харченко как о художнике владимирской школы пейзажа. Обладая высокой восприимчивостью ко всему новому, художник принял основные принципы живописи, присущие утверждающейся в эти годы владимирской школы пейзажной живописи. Следует отметить особо ценное качество творчества художника – отсутствие эпигонства. Харченко был присущ поиск собственного творческого пути. Он сумел найти свою тему, свою солнечную гамму красок, свое видение натуры. Художник писал этюды. Как правило, они были наполнены солнцем, сияющим на траве, на кронах деревьев, на стенах сараев. Его этюды выставлялись на областных и зональных выставках во Владимире, Иванове, Смоленске, на групповой выставке «Художники Владимирской земли» в Москве.

Самородок Александр Харченко был одним из самых тонких лириков среди художников владимирской школы пейзажной живописи, оставившим память о себе своими замечательными произведениями.

Последние годы своей жизни художник прожил в селе Любец, раскинувшемся на берегу Клязьмы. Окрестности села очень живописны. Они облюбованы многими владимирскими и даже московскими художниками, которые приезжают сюда на этюды. У Александра Харченко в селе был свой дом, свое хозяйство. Здесь было легче выживать в смутные «перестроечные» времена 80-90-х годов. Все свободное от хозяйства время, посвящалось живописи. Можно только сожалеть, что этого времени у талантливого художника было немного.

В. Воронин

наверх