О Владимире Хамкове

Будущим биографам художника Владимира Хамкова придется нелегко. Он ве­дет далеко не богемный, даже чересчур скромный образ жизни. Ну, бывают, конечно, поводы к застолью... А у кого их нет? Но бессребреник. С отвращением отвергает любые попытки пиара и, похоже, даже не догадывается о существо­вании электронных и печатных СМИ. В итоге каталоги и сайты в Интернете сооб­щают разные даты его рождения – то 1954 год, то 1958-й. Так, вероятие, и будут писать потомки: «родился приблизительно...».

Все, что вы найдете в прессе и во всемирной паутине о Владимире Хамкове, написано и сделано помимо и вопреки его воле. Совсем недавно страничка художника появилась на сайте Владимирской областной универсальной научной библиотеки. Это инициатива давнего почитателя его таланта заведующего отделом редких рукописей областной библиотеки Александра Ковзуна. Изображения картин живописца из коллекции Владимира Чеботаева выложены на сайте «Владимир виртуальный».

Помните, были у нас «передвижники»? А вот Хамков – «подвижник». И с возрастом становится все более похож на библейский персонаж. Мудрый высокий лоб. Ясные внимательные глаза с безумной искоркой. Натруженные мощные руки.

Глядя на него, нипочем не скажешь, что он пишет пейзажи. Человек с такими физическими данными может запросто ходить за плугом, копать колодцы или служить в миссионерском храме где-нибудь в Новой Гвинее. Среди легкомысленных сверстников в свое время он был единственным, кто по утрам занимался гимнастикой и не предавался ежедневным возлияниям в честь Бахуса. По складу души он Работник, смысл жизни которого в труде и мучительном поиске истины.

В студенческие годы, будучи бойцом строительного отряда, встав спозаранку, Хамков все выходные дни, несмотря на погоду, пропадал где-нибудь в желдыбинских или бельтеевских полях. Пока соседи по вагончику нежили в теплых постелях тело, он воспитывал душу. Никогда не держался стаи, не был частью толпы. И писал, писал...

Начиная с 1985 года paботы Хамкова регулярно появлялись на областных художественных выставках. И неизменно привлекали внимание специалистов. В 1994 году, в период лихого безвременья, когда вся страна с энтузиазмом вступала в рынок, он, по-настоящему одержимый любимым делом, вступил в Союз художников России. Рекомендовать молодого мастера со средним специальным образованием (между прочим, оформителя-декоратора!) в профессиональный союз рискнули Евгений Телегин, Михаил Изотов, Анатолий Кувин. И не ошиблись.

В 1994 году пять художников – Владимир Хамков, Олег Модоров, Евгений Захаров, Александр Тихонов, Юрий Мокшин – организовали во Владимире свою групповую выставку. Тогда все они еще были начинающими, а некоторые даже не успели стать членами Союза художников России. Прошло более 10 лет. Все изменились, и все вокруг изменилось. «Надо как-нибудь повторить этот опыт», – мечтает Олег Модоров, разыскивая старый коллективный снимок в приложении к альбому репродукций.

– Володя от природы обладает врожденным даром видеть цвет, ярким образным мышлением, – говорит он. –  Его работам присущи колорит, живописность, пластичность. У него свой узнаваемый почерк, который сложился естественно. На его творческую манеру наложила отпечаток русская природа, которая была частью его детства, ведь родом он из деревни. Эта самобытность играет большую роль в его творчестве.

Есть художники профессиональные, окончившие академии живописи и обладающие великолепными техническими навыками, неповторимость же Хамкова – в народности и органичности манеры письма. Этот живописец своеобразен по своей природе, по складу мышления, по манере общения с коллегами по цеху. Он живет в своем мире и покидает созданное им пространство крайне неохотно.

 «Он у нас тихий» – так в противовес стремящимся к публичности завзятым тусовщикам охарактеризовали Хамкова в секретариате Владимирского Областного отделения ВТОО «Союз художников России». Событиями его жизнь действительно небогата: работа, работа, работа... Но и великий фантаст, футуролог, философ Станислав Лем тоже писал о себе: «Я был так занят мирами, которые придумывал, что никогда не чувствовал недостатка в обществе».  

Талант Хамкова наиболее ярко проявляется в небольших форматах. Мастером этюда, настроения, эмоции называют его владимирские живописцы. Эту стезю в свое время словно напророчил ему Михаил Изотов.

– Масса красивого этюдного материала в последнее время вызвала в нем (Хамкове. – Ред.) потребность выхода на более емкие образы в пейзаже, – написал художник в рекомендации младшему коллеге.  –  Думаю, пока наиболее тонко он выражает свои чувства в малом формате, но надеюсь, что при его работоспособности и видении прекрасного лучшее и неожиданное впереди.

– Яркий живописец картин малого размера, – характеризует творчество Владимира Хамкова председатель Владимирского областного отделения ВТОО «Союз художников России» Игорь Черноглазое. – Он умеет создать целый мир в камерном полотне. Это один из продолжателей традиции Владимирской школы живописцев…

А тем временем продолжатель традиций упоенно штудирует цветовые и композиционные особенности творчества Альбера Марке («как француз добивается такой выразительности – непонятно!») и словно соревнуется с объектом изучения в сдержанности, искренности и поэтичности выбираемых сюжетов. Впрочем, непрерывный творческий поиск и увлеченное пополнение арсенала используемых выразительных средств — это обычное состояние Владимира Хамкова.

Ольга РОМАНОВА.

(Опубликовано в ............................).

наверх