ГРИГОРЬЕВ Борис Дмитриевич (Москва, Кань-сюр-Мер, Франция)

1886-1939

Живописец, график, театральный художник, работал в области журнального рисунка и книжной иллюстрации.
Автор стихов, мемуаров, статей об искусстве.

1886
Родился 11 июля в Москве. Борис был внебрачным ребёнком Дмитрия Васильевича Григорьева, выходца из семьи разорившегося волжского купца, сумевшего получить образование, должность и впоследствии стать почетным гражданином Москвы. Его мать, Клара Иоганновна Линденберг, шведка, рожденная на Аляске в семье Иоганна фон Линденберга, служившего вице-губернатором русской Аляски, была образованна, знала три языка, много читала, любила музыку и была моложе отца на 30 лет. 

1890
В возрасте четырёх лет был официально усыновлён и стал воспитываться в семье отца.

1892
Переезд семьи в Рыбинск, где отец стал управляющим Рыбинским отделением Волжско-Камского коммерческого банка.  Детские и юношеские годы будущего художника прошли в доме на Волжской набережной 47/49. В распоряжении пяти детей Григорьевых были шлюпка «Чайка», пара лошадей на конюшне, голубятня и огромная библиотека, насчитывавшая двадцать тысяч томов на четырех языках. В доме были музыкальные инструменты от рояля до гитары. Каждый из членов семьи играл на одном или нескольких из них. Семья абонировала ложу в рыбинском городском театре.
Первоначальные художественные навыки получил в Рыбинске в гимназии у
В.М. Староскольского.

1899 – 1902
Продолжая семейную традицию, учится в Московской практической академии коммерческих наук. Однако живопись настолько вытесняет из его жизни все остальное, что Григорьев в 1902 году оставляет учебу в академии и держит экзамен в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Мать, узнав об этом поступке сына, выступает категорически против его обучения живописи. 

1903 – 1907
Учеба в Центральном Строгановском художественно-промышленном училище у
К.К. Первухина, Д.А. Щербиновского, а также у А.Е. Архипова.

1907
Награжден за успехи в учебе заграничной поездкой в Мюнхен. 
Женитьба на студентке Строгановского художественно-промышленного училища Елизавете (Элле) Георгиевне фон Браше (1883-1968).  
После свадьбы переезд в Санкт-Петербург.

1907 – 1913
Жил в Петербурге, летом в Крыму. Вольнослушателем, посещал занятия в Высшем художественном училище живописи, скульптуры и архитектуры при Императорской Академии художеств у Г.Р. Залемана, Я.Ф. Ционглиновского, с 1908 года в мастерских
А.А. Киселёва, Д.Н. Кардовского и Н.Н. Дубовского.
Еще будучи «вольным студентом» начинает завоевывать славу в кругах современных российских живописцев.

1909 
Посетил родственников матери в Швеции.
Вошел в состав «Студии импрессионистов» – объединения молодых художников, творчески близких к футуристам, возглавляемого Н.И. Кульбиным.
Участвовал в организованной выставке «Импрессионисты», сблизился с поэтами-футуристами В.В. Каменским, В.В. Хлебниковым, Д.Д. Бурлюком. 

1909 – 1914
Побывал в Норвегии (1909), Австрии (1911), Италии, Греции, Румынии, Венгрии, Швейцарии, Франции (1914).
Иллюстрировал роман В.В. Каменского «Землянка» (СПб., 1910).
Опубликовал (под псевдонимом - Борис Гри) роман «Юные лучи» (СПб., 1912).
Иллюстрировал журналы «Досуги», «Свободные часы», «Мой журнал для немногих» и другие издания А.Е. Бурцева, сотрудничал в журналах «Сатирикон» (1911-1913), «Новый Сатирикон» (1914-1916).

1913
Впервые посетил Париж, где прожил четыре месяца, посещая занятия в Академии Гранд Шомьер, где окончательно сформировался как виртуозный рисовальщик, свободно владеющий всем спектром выразительных возможностей линии.
В Париже выполнил цикл работ, посвященный парижской жизни.
Вошел в творческое объединение «Мир искусства».
Рождение сына Кирилла.

1914 – 1916
Будучи уже признанным художником – одним из самых дорогих и престижных портретистов России, был своим человеком в богемных местах Петербурга: выступал в кабаре «Бродячая собака» и «Приюте комедиантов» с чтением своих стихов, которые восхищали многих знатоков. 
Григорьев становится одним из учредителей петербургской студии В.Э. Мейерхольда на Бородинской улице, в которой присутствовал почти на всех репетициях режиссера. 

1916
Совместно с А.Е. Яковлевым и С.Ю. Судейкиным расписал литературно-артистическое кафе «Приют комедиантов», оформил постановку водевиля П. Потемкина и К. Гибшмана «Блэк энд уайт». Написал известный портрет В.Э. Мейерхольда. 
Арест жены художника по «делу» генерала Сухомлинова. 

1917
Зимой жену художника с сыном выслали в Тулу. Григорьев добивается освобождения жены и приступает к циклу «Расея», работа над которым растягивается на несколько лет. 

1918 – 1919
Сотрудничал в журналах «Лукоморье», «Столица и усадьба», «Солнце России», «Свободная жизнь» и «Пламя».

1918
Вошел в организационный комитет и в Правление Первого профессионального трудового союза художников в Петрограде; участвовал в оформлении города к празднованию 1-й годовщины Октябрьской революции.
Опубликовал альбомы живописных и графических работ со статьями литераторов и собственным текстом: «Интимность» («Intimité»), «Расея».
Преподавал в 1-х Государственных свободных художественных мастерских. После большого скандала в Отделе изобразительных искусств Наркомпроса, где Григорьев имел неосторожность высказаться против монополизации искусства государством. Художника обвинили в контрреволюционных взглядах, он чуть не попал в Красную армию. Спасла его делегация учеников Строгановского художественно-промышленного училища, куда его пригласили на должность профессора.

1919
Художник с семьей жил в Москве, преподавал в Строгановском художественно-промышленном училище.
Выполнил эскизы декораций и костюмов для неосуществленной постановки оперы
Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка» в Большом театре. 
В октябре с женой и сыном нелегально по Финскому заливу пересек границу России, оказавшись в Финляндии и после недолгого карантина переехал в Берлин. 

1920-е
Период интенсивной творческой работы и успешной выставочной деятельности. География выставок и поездок художника очень широка. Его персональные выставки проходят во многих городах Европы, Северной и Южной Америки. Григорьева называют «историк славянской души». Иллюстрировал книги для русских издательств, сотрудничал с журналами «Русь», «Жизнь», «Русский эмигрант», «Wieland». Издал альбомы: «Лики России» (Париж, 1923; Лондон, 1924), «В приморских кабачках» (1924).

1920
Переезд в Париж.

1921 – 1926
Летом жил и работал в Нормандии и Бретани.

1922 – 1923
Во время гастролей Московского художественного театра в Европе и Америке, художник исполняет ряд портретов известных русских актеров театра в сценических костюмах, пишет портрет Сергея Есенина (местонахождение неизвестно).

1923
Совершил поездку на юг Франции в Тулон и Марсель, в результате которой родился цикл работ «В приморских кабачках». 

1926
Работал в Италии. 
Покупка участка земли в Кань-сюр-Мер близ Ниццы, где семья на своей вилле «Борисэлла» (от «Борис» и «Элла»). В дальнейшем проводили там лишь краткие периоды между путешествиями (в том числе в США и по странам Латинской Америки). 

1928
В течение нескольких месяцев преподавал и возглавлял Национальную Академию художеств Чили в Сантьяго.
Путешествовал по Латинской Америке.

1930-е
Продолжение творческой и преподавательской деятельности.  В эти годы занимался в основном книжной графикой. Были выполнены циклы рисунков к «Детству» М. Горького (1931), «Братьям Карамазовым» Ф.М. Достоевского (1932–1933). 

1930
Преподавал в Париже в Русской художественной академии, организованной
Т.Л. Сухотиной-Толстой. 

1931
Открыл в своей мастерской в Кань-сюр-Мер Школу рисунка и живописи.

1935
Занимал пост декана Академии объединенных искусств в Нью- Йорке. 

1936
Путешествовал по Латинской Америке, посетив Бразилию, Чили, Перу.

1938
Тяжело заболел, перенес сложную операцию.

1939
Умер 8 февраля в своем доме в Кань-сюр-Мер. Похоронен на местном кладбище.

Произведения художника находятся в ГТГ, ГРМ, ГМИИ им. А.С. Пушкина, ММСИИ, НИИ РАХ, в музеях Кирова, Краснодара, Новосибирска, Пскова, Самары, Тулы, в зарубежных музейных собраниях, в частных собраниях в России и за рубежом.

Личные страницы на сайтах https://artrz.ru, http://www.nasledie-rus.ru, https://www.stydiai.ru, https://nandzed.livejournal.comhttps://veryimportantlot.com.

Выставочная деятельность началась в 1909 году с участия в выставке «Импрессионисты» в Санкт-Петербурге.
Член и экспонент объединений: «Мир искусства» (с 1917; участник выставок 1913, 1915-1918), Товарищества независимых (1912-1913), Берлинский Сецессион (1919), Осенний салон в Париже (с 1921; участник выставок 1921, 1927, 1929, 1930, 1932), Объединение русских художников в Париже «Мир искусства» (с 1921: член комитета; участник выставок 1921, 1927). Член комитета парижского «Союза русских художников» (с 1922). 
Участвовал в выставках: Международная печатного дела и графики (1914, Лейпциг), 1-я Государственная свободная (1919, Петроград), картин русских художников (1920, Псков), Международные (1920, 1926, 1927, Венеция; 1924, Рим; 1925, 1926, 1932, Питтсбург; 1926, Филадельфия; 1927, Бордо; 1927-1928, Питтсбург, Нью-Йорк, Сан- Франциско; 1928, Брюссель, Бирмингем; 1929, Копенгаген; 1930, Белград; 1931, Антверпен; 1932, Париж; 1932, 1934, Чикаго; 1938, Чикаго, Филадельфия), «От реализма к сюрреализму» (1932, Велмингтон), славянского искусства (1932, Прага) и другие.

 Персональные выставки:

1920 Берлин;
1921, 1922, 1925, 1928, 1930 (2 выставки), 1937, 1940 Париж; 
1923, 1924 Ворчестер; 
1923 (2 выставки), 1924-1925, 1933 (2 выставки), 1934, 1935, 1938 Нью-Йорк; 
1926 Милан, Прага; 
1927 Чикаго, Филадельфия; 
1928 Сантьяго; 
1929 Буэнос-Айрес, Монтевидео;
1932 Прага;
1936 Рио-де- Жанейро;
1949, 1979 Ницца, Кань-сюр-Мер; 
1960 Майами; 
1989 Псков;
1990 Москва, Киев; 
2006 Санкт-Петербург, Детройт.

Борис Дмитриевич Григорьев – один из крупнейших художников в русском искусстве первой трети ХХ столетия, чье творчество за рубежом более известно, чем в России.

В коллекции творчество художника представлено графическим произведением.

Если у Вас есть уточнения или дополнения по биографии художника или другая информация, прошу сообщить о них по адресу info@russkiy-peyzazh.ru
наверх