Родная природа

Бывают зимние дни, когда стихает ветер, ослабевает мороз и рассеянный свет, пробивающийся сквозь перистые облака, придает всем силуэтам в природе четкость и строгость. Наполненная торжественной тишиной, она производит впечатление величавости. Именно такой предстает природа в пейзаже Федора Петровича Глебова «Зима». Цветовая сдержанность, лаконичность силуэтов, строгие ритмы композиции определяют ясность замысла картины. Художник как бы диктует последовательность прочтения картины. Большие белые пятна снега, тонкий ажур ветвей, четкий ритм березовых стволов, плотная стена дальнего леса, постепенно попадая в поле внимания зрителя, заставляют его глубоко проникнуться настроением мудрого спокойствия, значительности бытия. Другая картина Глебова «Май» воспринимается как песня вечному движению жизни. Напряженность цветовых пятен, эмоциональная приподнятость, стремительное движение моторной лодки и полет птиц — все говорит о торжестве жизни. Здесь художник фиксирует наше внимание на красоте запечатленного мгновения.

Глебов — мастер лирической миниатюры. Эмоциональная ткань его работ построена на тончайших цветовых отношениях, увиденных в едва уловимых нюансах состояния природы. Верность натуре, постоянный, осмысленный поиск изобразительных средств помогают художнику найти свой пластический язык. В произведениях Глебова рационализм исследователя сочетается с взволнованностью поэта, точность с художественной свободой. Работая в реалистической манере, он увлекает зрителя оптимизмом мироощущения, образным богатством восприятия натуры. Его пейзажи современны в лучшем смысле этого слова. Дар пейзажиста — дар редкий. Ф. Глебов обладает этим даром.
И все же его путь к пейзажу был долгим и трудным.

Детство Федора Петровича Глебова прошло под Звенигородом, в одном из живописнейших уголков Центральной России. Рано полюбив природу, он много рисует с натуры. В 1932 году его принимают на 2-й курс Московского художественного училища памяти 1905 года. С 1934 года в училище преподавал Н. Крымов. Встреча с этим замечательным художником и педагогом предопределила всю дальнейшую творческую судьбу Глебова. В 1936 году он заканчивает училище и поступает в Московский художественный институт им. В.И. Сурикова, где учится у
С. Герасимова и А. Осмеркина. Но дружба с Н. Крымовым не прекращается. «У Крымова я учился не два года, — вспоминает он, — а всю жизнь».

Весной 1941 года в мастерской А. Осмеркина Глебов работал над дипломной картиной «Чкалов на Волге». Завершить работу не удалось. Началась Великая Отечественная война. Доброволец Ф. Глебов уходит на фронт рядовым пулеметчиком. В феврале 1942 года в бою под Юхновом командир роты лейтенант Глебов был ранен. По возвращении из госпиталя он становится художником армейской, а затем фронтовой газеты. Так начинается его самостоятельный творческий труд. Сколько героических судеб и характеров прошло перед художником за годы войны! В его строгих рисунках, созданных в тускло освещенных землянках, в окопах на передовой, без ложной патетики отражены воинские будни людей, вынесших на своих плечах всю тяжесть нелегкой борьбы.

В 1947—1948 годах он вновь в мастерской А. Осмеркина, где написал уже другую дипломную работу — «На фронтовой дороге». Жизнь продиктовала новую тему. Она позволила художнику рассказать о пережитом сдержанно, точно, мужественно.

В конце 40-х и в 50-е годы Глебов много работает в книжной графике. Он иллюстрирует романы В. Кетлинской
«В осаде», В. Каверина «Два капитана», А. Фадеева «Молодая гвардия». Вспоминая этот период своего творчества, художник говорит, что работа над иллюстрациями этих книг была данью пережитому в годы войны. Наряду с книгами о войне, Глебов иллюстрирует детские книги, связанные с образами природы, и, наконец, книгу М. Пришвина «Весна света». Война заставила молодого художника острее почувствовать прелесть родной природы, заново открыть для себя ее глубокий и значительный мир.

Пейзажи Ф. Глебова конца 50 — начала 60-х годов — «Утреница» (1957), «Ночное» (1960) и другие полны пришвинского очарования. В этих картинах воскресают впечатления детства и юности. Художник умеет увидеть в жизни природы то, что доступно проницательному взгляду человека, влюбленного в нее.

Цикл пейзажей, созданных в Заполярье, — новый качественный скачок в творчестве художника. В работах «У Белого моря», «Нижняя Кандалакша» (1960), «Рыбный порт в Заполярье» (1961) Ф. Глебов добивается большого эпического звучания.

Природа Севера для художника — среда обитания мужественных людей-тружеников, наших современников. Продуманность композиционных построений и богатство цветовых отношений в этих картинах наметили основные пути дальнейшего творческого поиска. Художника влечет тема человека — преобразователя природы. В лучших работах этого плана «Варзинские пастухи» (1967), «Семья рыбака» (1967) — ему удается передать подлинную героику будней, ту героику, что не нуждается в декларациях, — она естественна и в жизни встречается часто.

В работах, показанных художником на республиканской художественной выставке 1964 года, «У переправы», «Водохранилище», «Утро на Московском море», «Москва. Бережковская набережная» он добивается большой светоносности цвета. В пейзажах много солнца и живого ощущения окружающей жизни.

Многие свои пейзажи Ф. Глебов пишет не в мастерской, а целиком с натуры, стараясь при этом избежать этюдной случайности. Для него природа — нечто единое, находящееся в постоянном движении, и постоянно прекрасное, неиссякаемый источник эстетических переживаний.

Глебов — неустанный ученик природы. Он умеет увидеть красоту в изгибе ветвей дерева, в ритме архитектурных ансамблей современного города, в извилистом беге проселочной дороги. Художник стремится донести до зрителя своеобразие природы в бесконечных ее проявлениях. Пожалуй, излюбленным для него временем года является весна. Сюжеты самые разнообразные: от последнего снега до первой зелени и цветения.

В картинах «Деревья и море» (1970), «Весенний вечер в Крыму» (1970) художник внимательно изучает пластику деревьев, красоту в логике законов природы, следует за орнаментом ветвей, вот-вот готовых покрыться прозрачным убором первой зелени. Тема весны, тема радости жизни находят образное воплощение в целом ряде картин с цветущими деревьями («Цветущая черешня», «Цветущие персики», «Цветущая черемуха»). И здесь художник, очарованный цветовым богатством, прослеживает гармонию форм, пластику движения.

Содержание полотен Глебова невозможно исчерпать словами. И сам художник в названиях своих работ никогда не прибегает к пояснениям, фиксируя в них только очевидное: «Майский полдень», «Проталины», «Первая зелень», «Цветущая сурепка», «Апрель».

Художник учится сам и учит других — в осмыслении величия природы осмыслить величие человека. Как говорил
М. Пришвин, задача пейзажиста в том, чтобы искать и открывать в природе прекрасные стороны души человеческой.

Пять полотен Глебова, показанных на выставке произведений московских художников, а затем на республиканской выставке ««Советская Россия», посвященных 100-летию co дня рождения В.И. Ленина, — итог творческих поисков пейзажиста за последние годы. Это картины «Рассвет», «Летний вечер», «Зима» и «Май». В них в полной мере нашли воплощение острое чувство современности, связь природы с деятельностью человека, эпичность, оптимизм мировосприятия. Все это говорит о многоплановой структуре композиций последних работ, о богатстве их образного содержания. Таков и пейзаж «Под Звенигородом». Начало осени. Холмистая местность, уходящие в бесконечность леса, вспаханное поле, пересекающая овраг дорога, взметнувшиеся вверх три сосны с плотной массой крон, серое небо, летящие облака. Некоторое чувство тревоги, ощутимое в живописном строе полотна, его тонкая лиричность обогащают общий смысл картины.

Ф. Глебов четко осознает, что творческий процесс не заканчивается на создании художественного произведения, что восприятие искусства зрителями — продолжение этого процесса, его смысл. По мнению художника, законы творчества порождены законами натуры. И знание этих законов — кратчайший путь к творческой самостоятельности. Поэтому Глебов пристально изучает закономерности в природе, ищет цветовую характеристику для передачи состояния утра, дня, вечера, солнечного и пасмурного освещения, ищет закономерности в распределении масс, в наклоне стволов деревьев, в направлении и изгибе ветвей, ищет меру обобщения в своих полотнах. Все эти поиски направлены к единой цели — передаче зрителю своего волнения, своих чувств и мыслей. Не удивить, а взволновать! Вот в чем видит Ф. Глебов свою задачу.

Уже много лет пейзажи художника постоянно экспонируются на крупнейших художественных выставках. Вспоминая своих учителей, Ф. Глебов говорит, что они научили его любить искусство и природу. Для него любить искусство — значить любить жизнь. Поэтому его искусство нужно людям.

В. Курган

(Опубликовано в журнале «Художник» №3 1973. С. 24-26).

наверх