Федор Петрович Глебов

Произведения живописи могут рассказать об их авторе гораздо больше, чем любые сведения о его жизни и творчестве. Они правдиво и бескомпромиссно раскрывают перед зрителем самые сокровенные и глубинные чувства художника, которые ему порой бывает очень трудно сформулировать. Творчество художника показывает нам круг его интересов, его гражданские идеалы, живописную культуру, симпатии и приверженности.

Работы заслуженного художника РСФСР Федора Петровича Глебова дают возможность познакомиться с творчеством мастера, обладающего яркой и самобытной индивидуальностью, очень цельного в своих эстетических критериях и последовательного в методе воплощения замыслов.

Родившийся в 1914 году, Глебов принадлежит к поколению художников, которое в начале шестидесятых годов впервые заявило о себе в полный голос. Это было время, когда пересматривались и переоценивались многие тенденции в искусстве, складывалось отношение к действительности, характеризующееся пристальным вниманием к окружающему миру, к человеку. Этот процесс сопровождался поиском новых пластических форм, выразительных декоративных решений и одновременно углублением и сохранением достижений искусства прошлого. В основе творчества Глебова лежат черты классического пейзажа, осмысленного художником с позиций современного искусства. Его интерес к картинной форме, к принципам декоративности, к нерасчлененным большим плоскостям цвета сочетается с тончайшей выверенностыо колористических отношений, живописной гармонией. Его полотна всегда несколько созерцательны, они наполнены неторопливой, размеренной жизнью природы. И, несмотря на то, что часто несут в себе долю вымысла, удивительно достоверны в своей сути, в своем образном выражении. Глядя на его картины, мы постепенно становимся подвластны их настроению, проникаемся спокойствием серебристого озера, нас привлекает тишина летнего вечера, когда угасающие лучи багряного солнца окрашивают на мгновение алым пламенем верхушки деревьев, или тревожит синева теней леса, застывшего у воды в молчаливом оцепенении.

Глебов — не просто художник, влюбленный в природу, он исследователь и открыватель ее гармонии и красоты, он ищет в ней созвучия своим собственным настроениям и переживаниям. Чувство восторженности перед ее совершенством сочетается в его произведениях со стремлением проанализировать и понять основы сложения прекрасных и выразительных форм. Он пытается постигнуть закономерности рисунка силуэтов деревьев, очертаний берегов реки или озера, передать состояние солнечных дней, утренних зорь, вечерних закатов. Поиском отмечены все лучшие произведения художника. На этом пути его иногда подстерегают неудачи и разочарования, но в целом — это движение вперед. Становление Глебова как пейзажиста было постепенным и длительным. Начало его творческой деятельности относится к середине тридцатых годов, но практически только через двадцать пять лет он окончательно смог посвятить себя любимому жанру. В период шестидесятых — начала семидесятых годов им созданы произведения, дающие возможность говорить о его творчестве как о значительном явлении в современном изобразительном искусстве.

В 1934 году, будучи студентом Московского областного художественного училища памяти 1905 года, Глебов встретился с замечательным мастером пейзажной живописи Николаем Петровичем Крымовым, который в то время начал преподавать в училище. Занятия у Крымова способствовали активному творческому росту начинающего художника, они помогли ему определить свои позиции в искусстве, привили интерес и любовь к пейзажной живописи. Это знакомство в дальнейшем переросло в искреннюю дружбу между умудренным большим опытом мастером и начинающим свой путь в искусстве молодым художником. Через два года, окончив училище, Глебов поступает в Московский институт изобразительных искусств, где учится у известного живописца Александра Александровича Осмеркина, также оказавшего на него большое влияние.  

Великая Отечественная война прервала занятия Глебова в институте. Он ушел добровольцем в действующую армию, участвовал в боях под Москвой, а с 1943 года работал художником сначала в армейской, а затем фронтовых газетах Брянского и 2-го Белорусского фронтов. Перелистывая сегодня их пожелтевшие страницы, ставшие документами героических событий, невольно осознаешь значение скромных карандашных зарисовок, портретов воинов, жанровых набросков, антифашистских плакатов, выполненных им в те годы.

После демобилизации, вернувшись в институт, Глебов в 1948 году защищает диплом картиной «На фронтовой дороге», и в дальнейшем, уже в пятидесятых годах, неоднократно обращается к военной теме. Опыт работы в области графики в годы войны послужил основой для творческой деятельности в мирное время. Глебов активно участвует графическими произведениями на республиканских и всесоюзных художественных выставках пятидесятых годов. Особенно широко известны его иллюстрации к двум изданиям романа А. Фадеева «Молодая гвардия». 

Но пейзажная тема вновь постепенно начинает увлекать художника, он создает серии листов, посвященные природе средней полосы России, делает многочисленные гравюры, рисунки к детским книжкам, по преимуществу связанные с изображением природы и, наконец, берется за иллюстрирование книг М.М. Пришвина.

Этой работе суждено было стать важным этапом в творческой эволюции Глебова. Она потребовала глубокого и проникновенного вживания в натуру, невольно воскресила юношеские мечты, связанные с пейзажной живописью, те устремления и надежды, которые были прерваны годами войны. Произведения Пришвина, содержащие удивительно тонкое понимание и своеобразное восприятие природы, были близки и созвучны художнику.

Возвращению Глебова к жанру пейзажа во многом способствовала продолжавшаяся дружба с Н.П. Крымовым, которая в пятидесятых годах стала особенно близкой и сердечной. Нескончаемые беседы об искусстве помогли Глебову углубить те знания, которые он получил первоначально в художественном училище. Через двадцать лет он как бы вновь возвращается к тому, чем занимался в пору юношества в мастерской учителя. Но это было не просто обращение к прошлому, а уже новый этап развития, пробуждение чувств, которые подспудно вызревали в нем, чтобы с новой силой раскрыться в его работах. С конца пятидесятых годов Глебов неоднократно совершает поездки в Калининскую область. С природой ее красивейших мест была связана деятельность многих выдающихся русских и советских мастеров изобразительного искусства. Здесь писали этюды А.И. Куинджи, И.Е. Репин, И.И. Левитан, В.К. Бялыницкий-Бируля,
А.А. Рылов. Сюда и по сей день приезжают художники со всех концов страны. В творчестве Глебова природа этих мест сыграла важную роль. Она привлекла живописца разнообразным характером ландшафта, сочетающего в себе бескрайние лесные массивы с широкими раздольями озер, с живописными перелесками, холмами и просторами полей. В первых же пейзажах, написанных на калининской земле, мы видим своеобразный и глубоко индивидуальный подход художника к пониманию природы, неоднократно служившей натурой для многих поколений живописцев. Он создаст произведения, передающие не столько зрительное правдоподобие окружающих мест, сколько смысл и содержание их образного начала. Картины Глебова отличаются особой драматургией, в них всегда присутствует индивидуальное восприятие натуры. В одних случаях художник стремится передать динамику пейзажа, в других, наоборот, покой и тишину в природе. Но в каждом из произведений зритель всегда чувствует глубоко пережитое отношение автора к изображаемому мотиву. На полотнах Глебова воссоздан не просто облик полюбившихся живописцу мест, вдохновивших его творческое воображение, а, прежде всего, изображен ландшафт, содержащий определенную и вполне конкретную образную и живописную концепцию. И это позволяет нам говорить о творческой зрелости мастера. Внимательно изучая натуру, следуя се законам, Глебов в своих композициях изображает се в соответствии со своими замыслами   и поставленными задачами, добиваясь наиболее полного и исчерпывающего выражения образной  идеи.

В этом аспекте интересно рассмотреть два его произведения — «Цветет черемуха» (1968) и «Лето» (1972), наглядно демонстрирующие разносторонность задач, которые ставит перед собой художник при создании пейзажного образа в каждом конкретном случае.

Картина «Лето» наполнена спокойствием и торжеством природы, полной силы и величия. Высокие, с могучей развитой кроной деревья горделиво господствуют на полотне, возвышаясь над спокойной рекой и купальщицами, фигурки которых в системе художественного построения картины подчеркивают монументальность окружающего ландшафта. Композиция организована таким образом, что внимание зрителей сосредоточено на зеленой подвижной массе листвы, вызывающей интерес многообразием форм и оттенков. В ней четко выявлены отдельные объемы деревьев и кустарников, которые создают линейный и колористический строй всего полотна.

В этом произведении Глебов возвеличивает природу, он отыскивает в ней черты гармонии и красоты, добиваясь ритмической и цветовой согласованности силуэтов деревьев, стройности их пространственного размещения. В результате пейзаж наполняется торжественным звучанием, а фигурки купальщиц уподобляются образам классических нимф, расположившихся среди буйной растительности. Картина привлекает цельностью замысла, единством композиционного и колористического решения. Состояние знойного летнего дня передано очень точно найденным общим тоном, детальной выверенностью колористических отношений, построенных на сочетании голубого и зеленого, поддерживаемых нежными розовато-охристыми цветовыми пятнами тел купальщиц и золотистой реки.

Первоначальной основой для картины послужил небольшой этюд. В нем уже было определено цветовое решение будущего произведения, правильно найден общий тон, выверены ритмические отношения. В дальнейшем, работая над картиной уже в мастерской, Глебов уточняет ее детали, добиваясь гармоничной цельности и выразительности всего образного и художественного решения.

В ином ключе написан пейзаж «Цветет черемуха». Простой по замыслу, он отличается особой выразительностью в своем живописном воплощении. Куст цветущей черемухи с еще клейкими зелеными листьями, растрепанный порывами свежего ветра, как бы олицетворяет собой пробуждающуюся природу. Этюдный мотив осмыслен здесь как значительное явление, позволяющее достигнуть картинного звучания. Несмотря на то, что эта работа целиком написана с натуры, она вобрала в себя широкий круг впечатлений, навеянных весенним пейзажем. Для творчества Глебова характерно разнообразие тем и сюжетов. Он много путешествует по стране, пишет картины в Крыму и Краснодарском крае, на дальнем Севере и в Мурманской области, в Подмосковье и на Псковщине, в Пушкинском заповеднике. И каждый раз он находит в окружающей природе то, что созвучно его настроению и складу характера. 

Так, из серии крымских работ обращает на себя внимание небольшая картина «Цветение персика» (1973). Она отличается тонкостью колористического решения. В ней сказалась редкая способность автора смотреть на окружающую природу с позиций общих категорий и вместе с тем умение углубиться в ее, на первый взгляд, незначительные, но характерные особенности и уже через них осмыслить явления. Так, прекрасный мир весенней природы, полный трепетного обаяния, свежести и чистоты, художник раскрывает и передает в образе хрупкого цветущего персикового деревца. Обращает на себя внимание колористическое построение этой картины. Яркие, излучающие свечение цветы дерева контрастно проецируются па темный фон, на пропитанную весенней влагой землю. И образ весны воспринимается через нежные и изысканные сочетания цвета, которые покоряют тонкостью и многообразием своих градаций. Эта работа песет в себе высокую живописную культуру, глубокое знание и понимание законов природы и искусства.

Характер пейзажа сам подсказывает автору то или иное решение. Особенно примечательны в этом плане зимние работы Глебова. В них больше, чем в других, выражено графическое начало, ажурность живописного рисунка. Это и понятно, ведь в тихие дни на фоне белого снега силуэты деревьев читаются особенно четко и лаконично, а сквозь их обнаженные ветви просматриваются дальние планы. Эта тема «прозрачности», как условно называет ее художник, давно увлекла его и присутствует во многих картинах. В частности, в пейзаже «Зима» (1968) Глебов достигает особой легкости и воздушности. Силуэты деревьев здесь представляют собой своеобразное кружево, сквозь которое тонко просвечивает нежно-охристый кустарник и темная полоса леса на втором плане, сообщая композиции пространственность, свободу и особую торжественность. Невольно приходят на память слова Н.П. Крымова о том, что мастерство живописца можно уподобить искусству музыканта, что в том и другом виде искусства необходимо соблюдать тональность каждого произведения. Достоверность передачи состояния пейзажа достигается верным выбором общего тона картины, при котором соблюдена тончайшая выверенность колористических отношений, создающая в итоге правдивый и выразительный образ природы в определенном ее состоянии.

Глебов всегда остается верен этим принципам живописи. Он считает, что можно так изучить природу, настолько глубоко и верно ее понять и осмыслить, что при написании произведения в мастерской достаточно довериться памяти, так как она сохраняет самое яркое и сильное впечатление от увиденного. Опыт художника, владеющего живописным мастерством, пристально изучающего закономерности природы, позволяет безошибочно выразить верное ощущение натуры, подчинив его сложившемуся замыслу.

Именно так в 1971 году художником была написана большая картина «Озеро». Это произведение привлекает широтой охвата пейзажа, беспредельно раскинувшимся пространством неба и воды, смыкающихся у линии горизонта. Ощущение бескрайности подчеркнуто единством колорита, построенного па сочетании голубоватого и молочно-серебристого цвета. Нежная утренняя дымка подернула поверхность озера, перекинулась от воды к небу. Сквозь нее призрачно вырисовывается рыбачья лодка и полоса берега вдали. Перед нами сочиненный образ природы, созданный на основе многочисленных реальных наблюдений. Его убедительность обусловлена точностью живописного решения, правильностью общего тона картины, передающего зрителю реальное ощущение раннего летнего утра. Это произведение с наибольшей ясностью подтверждает, что Глебов различает в пейзаже тончайшие цветовые отношения и обладает способностью преобразовывать их в единую колористическую систему, дающую возможность воссоздать естественное состояние природы.

Большая персональная выставка произведений Глебова, организованная в Москве в 1973 году, а затем показанная в Ленинграде, наглядно продемонстрировала широту его интересов, помогла увидеть связь его творчества с традициями русской и советской пейзажной живописи, в частности, с пейзажной школой Крымова. Принципы учителя — стремление к завершенной картинной форме, с тщательной разработкой и выверенностыо тональных отношений цвета, традиционностью композиционных построений и внимание к декоративности — находят продолжение в работах Глебова. Эти принципы явились основой, на которой он вырос как художник. Глебов развивает их и находит особый язык для выражения собственных чувств, вызываемых природой. Произведения семидесятых годов, посвященные теме Пушкинского заповедника, особенно наглядно свидетельствуют об этом.

В течение ряда лет Глебов ездит работать в живописные места Псковщины, связанные с именем поэта, и в результате создаст целый цикл пейзажей: «В Михайловском» (1973), «Сороть» (1973), «Озеро Кучане» (1973), «В Тригорском» (1973). В каждом из них при всем различии мотивов и тем решалась общая задача — сохранить достоверный облик природы, не исказить его домыслами, способными нарушить объективную правду образа, и вместе с тем передать свое отношение к этим истинно русским по характеру местам, вдохновившим Пушкина на создание замечательных поэтических произведений.

Началом цикла можно считать картину «В Михайловском». С террасы старого дома, сквозь густую зелень деревьев и кустарников открывается живописный вид на долину реки Сороть, яркой голубой лентой искрящейся среди освещенных вечерним солнцем лугов. В композиционном построении этого полотна есть своя традиционность: две симметрично фланкирующие передний план колонны как бы приглашают зрителя пройти меж ними в сад и дальше к реке, к полям, теряющимся у самого горизонта.

Передний план воспринимается почти силуэтно, он окутан прозрачной синевой надвигающихся сумерек, зато дальний план привлекает своей яркостью. Теплые солнечные лучи усиливают интенсивность рыже-охристой травы луга, подчеркивающей контраст лазурно-голубой реки. Перед нами ликующая природа, полная жизни и оптимизма. В этой картине у автора нет стремления реставрировать облик прошлого, и все восприятие пейзажа, живописная его трактовка вполне современны, но вместе с тем художник тонко передает ощущение связи эпох. Пейзажем-раздумьем можно назвать другое полотно Глебова из этой серии — «Сороть». Оно написано с высокой точки в окрестностях Михайловского, с Савкиной горки — места, имеющего свою давнюю историю и упоминаемого в произведениях
А.С. Пушкина. Отсюда открывается живописный вид на излучины реки, убегающей вдаль, на прибрежные заливные луга. Глаз спокойно скользит по изгибам берегов Сороти, любуясь причудливыми линиями их очертаний, и устремляется дальше к горизонту, где блестит озеро Кучане, к выразительной гряде кучевых облаков над ним.

Оказавшись на вершине горы и охватив взглядом окружающее пространство, невольно предаешься размышлениям о судьбе этих мест, явившихся свидетелями важных исторических свершений и источником вдохновения для
А.С. Пушкина. Художнику удалось в этой работе сохранить ощущение преемственности времен, подчеркнуть, что пейзаж, видоизменяясь, все же хранит в себе первоначальную основу, с которой связано далекое прошлое, проглядывающее сквозь наслоения эпох. При всей достоверности в изображении природы заповедника перед нами предстают картины, в которых невольно прослеживаются личные симпатии автора, его раздумья и настроения. В них подчеркнуто стремление не только передать на полотне документальную правду, точно изобразить, например, дом в Тригорском и старый липовый парк, но и воссоздать эмоциональный характер ландшафта. Это сложная задача, требующая не только проникновения в существо окружающего пейзажа, но и глубокого знания пушкинской поэзии, понимания причинной взаимосвязи между натурой и созданным поэтическим произведением. Пейзажи из цикла «Пушкинский заповедник» следует рассматривать лишь как первый этап работы художника над этой сложной темой. Впереди его ждут новые образы, новые полотна. Некоторые из них уже сегодня стоят в мастерской. Одни близятся к завершению, замысел других только рождается. Во всяком случае, эта тема глубоко захватила Глебова, она близка складу его мышления, поэтической направленности его творчества.

(Опубликовано в издании «Федор Петрович Глебов. Шестнадцать репродукций». Ленинград, 1975).

наверх