ГЕРАСИМОВ Сергей Васильевич (Москва)

1885-1964

Живописец, график, педагог, общественный деятель.

1885
Родился 14 сентября в Можайске Московской губернии в крестьянской семье кустаря-кожевенника. Отец – Василий Федорович (1848-1920), мать – Мария Гавриловна (до замужества Тютина, 1855-1942).

1896 – 1901
Учился в Можайской сельской школе и городском училище повышенного типа.
Из распространенного в то время журнала «Нива» узнал о существовании художников, картин, рисунков и скульптур.

1901
В возрасте 15 лет переехал в Москву поступать в Строгановское художественно-промышленное училище. 

1901 – 1907
Учился на декорационно-живописном отделении Строгановского училища у А.М. Корина, С.В. Иванова, К.А. Коровина, Д.А. Щербиновского, С.В. Ноаковского.
Вхождение в мир искусства начал с акварелей. В ярких жанровых сценках изображал жизнь русской провинции – ярмарки, карусели, праздничные гулянья.
Параллельно с учебой, под руководством С.С. Голоушева, осваивал технику литографии.
С 1904 года работал в типографии Товарищества И.Д. Сытина. 
В 1907 году дипломной работой – акварелью «Сергей Радонежский благословляет Дмитрия Донского на битву с золотоордынским ханом» закончил Строгановское училище, получив звание художника-декоратора.

1907 – 1913
Продолжил обучение в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ) у
А.Е. Архипова, С.В. Иванова, А.М. Корина и в мастерской К.А. Коровина. 

1908
Совершил поездки по Волге и Каме.

1911
Вступил в художественное объединение «Московский салон». 

1911 – 1912
Работал над росписью фронтона московского павильона на Промышленной выставке в Петербурге.

1912 – 1914
Преподавал на курсах для литографов в художественной школе при типографии Товарищества И.Д. Сытина.

1912 
Поездки в Вологодскую губернию, Новгород, Псков.

1913
За «Мужской портрет (Портрет И.Д. Сытина)» (1912, акварель, ГТГ) получил звание художника 1-й степени. 
Женитьба на Александре Гавриловне Малаховой-Садовниковой (1888-1972), поездка в свадебное путешествие на север России.

1914
Рождение сына Леонида. 
Построил дом-мастерскую в Можайске.
В июле призван на военную службу.

1914 – 1917
Служил писарем во Втором эвакуационном распределительном пункте на Покровке в Москве. Послабления в военной службе, жизнь вечерами дома, позволяли заниматься искусством.   

1918 – 1923
Преподавал в Москве в Государственной школе печатного дела при Первой образцовой типографии.

1918
Занимался праздничным оформлением улиц и площадей Москвы.

1920-е 
Продолжилась творческая и педагогическая деятельность, которая  занимала важное место во всей последующей жизни мастера.
В живописи художника произошли значительные изменения. Красочная цветовая гамма стала более сдержанной, а фокус внимания сместился на изображение главных людей новой эпохи – земледельцев, колхозников, пахарей.
Герасимов приезжал на долгие пленэры в Можайск. Родная Можайская природа всегда находилась в центре творчества художника.
В двадцатые годы были написаны картины «Весна» (1922), «Крестьянская девушка» (1923), «Крестьянин в картузе» (1925), «Фронтовик» (1926), «Пугачевец» (1927), «На Волхове. Рыбаки» (1928-30), «Паводок», «Плотина» (обе 1929) и другие.

1920 – 1929
Преподавал во Вхутемасе-Вхутеине. 

1921
Вступил в творческое объединение «Мир искусства».

1922
Становится одним из организаторов творческого общества «Искусство – жизнь», вскоре переименованного в «Маковец».
Член Маковца с 1922 по 1925 год.

1925
Совершил поездки в Великий Новгород, Италию, Грецию, Турцию.

1926
Посетил Новгород и Псков. Становится членом-учредителем Общества московских художников. Член Общества с 1926 по 1929 год.

1927
Совершил вторую поездку в Великий Новгород с художниками Н.М. Чернышевым и
М.С. Родионовым.

1930-е
Продолжение творческой и преподавательской деятельности, начало активной общественной работы в Союзе советских художников.
В тридцатые годы бытовые сюжеты предыдущего десятилетия сменили картины, воспевающие героические образы, отражающие торжество нового устройства жизни. Эти годы, по праву, считаются расцветом пейзажного творчества мастера. В его работах нашло отражение многообразной природы и старинной архитектуры Великого Новгорода, Архангельска, берегов Белого моря и Северной Двины и, конечно, Можайска.
В тридцатые годы были написаны картины «Вечер в порту. Архангельск» (1931), «Октябрь в Москве» (1932-33), «Белое море», «Колхозный сторож», «Клятва сибирских партизан» (все 1933), «Весенний разлив» (1934-35), «Председательница колхоза» (1935), «Туча» (1936), «Колхозный праздник» (1936-37), «Псков. Река Великая» (1938), «Зима», «Улица в Кисловодске» (обе 1939) и другие. 

1930
Вступил в Ассоциацию художников революционной России (АХРР).

1930 – 1936
Преподавал в Московском полиграфическом институте.

1931
Присвоено звание профессора.

1932
Вступил в Союз художников СССР.

1933 – 1935
Выполнены иллюстрации к поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

1934
Провел первую персональную выставку в Москве.

1936
Провел персональные выставки к 25-летию творческой деятельности в Москве и Ленинграде. 

1936 – 1950
Преподавал в Московском Государственном художественном институте, где занимал пост декана живописного факультета. 

1937
Присвоено звание «Заслуженный деятель искусств РСФСР».
Награжден серебряной медалью Всемирной выставки в Париже.

1938
Избран председателем Московского союза советских художников.
Начало работы над иллюстрированием романа М. Горького «Дело Артамоновых», которая продолжалась вплоть до середины пятидесятых годов.  

1940-е
Продолжение творческой и преподавательской деятельности.
В годы Великой Отечественной войны находился в эвакуации в Самарканде, вместе со студентами Московского государственного художественного института, где руководил им живописным классом института. 
В самаркандской графике художник погружался в воспоминания – изображал по памяти родителей, друзей, жителей родного города.
После возвращения из эвакуации была написана серия пейзажей, посвященная разорению городов – полуразрушенным храмам, звонницам и часовням. Были написаны картины «Мать партизана» (1943, доработка — 1950), «Восстание Пугачева» (1944-45), «Лед пошел» (1945), «Сын вернулся» (1947), «Колхозный урожай» (1949).
Путевой цикл Герасимова был показан в Москве вскоре после возвращения в 1943 году. 

1941 – 1943
Находился в эвакуации в Самарканде, где были написаны пейзажи «Ветреный вечер. Самарканд», «Улица в Самарканде. Весна» и другие. Создал серии акварелей «Москва - Самарканд – Москва», «Страницы жизни. Воспоминания о Можайске» и другие работы. 

1943
Возвращение из эвакуации в Москву.
Присвоено звание «Народный художник РСФСР». 

1944, 1946
За педагогическую деятельность награжден орденами Трудового Красного Знамени. 

1945
Провел персональную выставку к 60-летию со дня рождения и 40-летию творческой деятельности.

1946 – 1948
Работал директором Московского Государственного художественного института.

1947
Избран Действительным членом Академии художеств СССР.

1949
Избирается депутатом Московского Совета.

1950-е – 1960-е
Несмотря на то, что из-за обвинений в излишнем искажении образов природы и человека Герасимов был вынужден был в 1950-х годах оставить должность председателя Московского союза художников, уйти с работы в Московском государственном художественном институте им. В.И. Сурикова, художник продолжил творческую и педагогическую деятельность.
Совершил поездки по Греции, Италии, Франции, Голландии, Швеции и другим странам.
В этот период были написаны картины «Кутузов на Бородинском поле» (1952), «» (1954), «Улица в Венеции», «Венеция. Последние лучи», «Улица в Париже» (все 1956), «За власть Советов» (1957), «Англия. Оксфорд» (1959), «Париж. Киоск» (1960),  «Парфенон» (1961) и другие. Была написана серия «Можайские пейзажи» (1953-64).

1950 – 1964
Преподавал в Московском высшем художественно-промышленном училище (ныне - Московская художественно-промышленная академия им. С.Г. Строганова), был руководителем отделения монументальной живописи и директором училища. 

1956
Провел персональные выставки к 70-летию со дня рождения и 50-летию творческой деятельности (Москва, Ленинград, Киев).  Получил степень доктора искусствоведения. 

1957
Избран секретарем Правления Союза художников СССР.

1957 – 1964
Был членом Президиума Академии художеств СССР, с 1957 по 1962 – академик-секретарь отделения живописи.

1958
Присвоено звание «Народный художник СССР». Награжден Золотой медалью Всемирной выставки в Брюсселе и Золотой медалью Министерства культуры СССР.

1960
Избран первым секретарем Правления Союза художников СССР.
Провел персональную выставку ранних акварелей (1905-1913) в Москве. 
Совершил путешествие во Францию.

1962
Награжден Золотой медалью Академии художеств СССР.

1963
Вторично избран первым секретарем Правления Союза художников СССР.

1964
Скончался 20 апреля в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище (участок № 6).

1966
Посмертно удостоен Ленинской премии за серию пейзажей «Земля русская».

Произведения художника находятся в ГТГ, ГРМ, ГМИИ им. А.С. Пушкина, ГЛМ, во многих областных и республиканских  и муниципальных музеях России, в галереях и частных собраниях в России и за рубежом.
В 1985 году в Можайске открыт Мемориальный дом-музей Сергея Герасимова.
В Можайске в его честь названа улица.

Личные страницы на сайтах https://www.rah.ru, https://artinvestment.ru, https://veryimportantlot.com, https://maslovka.org, http://www.artpanorama.su.

Выставочная деятельность началась в 1906 году с участия в выставке акварелей общества Леонардо да Винчи. Участвовал в выставках: «Московский салон» (1917), Профессиональный союз художников (1918, 1919, Москва), «Мир искусства» (1921), 1-я русская художественная (1922, Берлин), 14-я и 16-я Международные (1924, 1928, Венеция), «Паук» («Е Araignee»; 1925, Париж), 17-я, 19-я, 28-я, 29-я Биеннале (1930, 1934, 1956, 1958, Венеция), советского искусства (1927, Токио, Осака, Нагоя; 1929, Винтертур; 1930, Вена; 1930, Берлин, Стокгольм; 1934, Филадельфия и другие), Антиимпериалистическая (1931, Москва), «Художники РСФСР за 15 лет» (1932, Ленинград; 1933-1934, Москва), «15 лет РККА» (1933, Москва; 1934, Ленинград, Киев; 1935 Харьков), Всесоюзные художественные (1934-1944, 1946, 1947, 1950-1953, 1955, 1957-1958, Москва и другие), к 300-летию воссоединения Украины с Россией (1954-1955, Москва, Киев, Харьков), к 200-летию АХ СССР (1957, Ленинград) и другие.

Групповые выставки: 

1943 (Герасимиов С. и другие) Москва;
1945 (Грабарь И. и другие) Ленинград;
1947 (Герасимов А. и другие) Вена - София;
2000 (Герасимов С. и другие) Можайск.

Персональные выставки: 

1934, 1936, 1939, 1944, 1945, 1956, 1960, 1966, 1980, 1985/1986, 2005, 2012 Москва;
1936, 1956, 1985/1986 Ленинград;
1956 Киев;
1959 Бухарест;
1966 Рига;
1967 Варшава, Братислава, Прага;
1981, 2020 Можайск;
1982 Париж, Япония.

Сергей Васильевич Герасимов – выдающийся русский и советский художник, педагог и общественный деятель, оставивший большой след в истории русского искусства.

В коллекции творчество художника представлено этюдом к картине «Туча» (1936), находящейся в собрании Государственной Третьяковской галереи и графическими произведениями.

Если у Вас есть уточнения или дополнения по биографии художника или другая информация, прошу сообщить о них по адресу info@russkiy-peyzazh.ru
наверх