К.К. Сазонова «Петр Тимофеевич Фомин»

В одном из залов Государственного Русского музея экспонируются полотна «Северная деревня», «Осень под Капорьем», «Весенний лес» (1960), «У истоков Онеги» (1964). Это произведения ленинградского ху­дожника Петра Тимофеевича Фомина. Неброские, они настолько поэтич­но и тонко передают состояние природы, что даже хорошо знающему северный край вдруг заново открывается проникновенная красота, за­ключенная в самом обычном мотиве. В них талант живописца, тонкого лирика, любящего и понимающего природу. Продолжая в своем творче­стве высокие традиции русского лирического пейзажа, Фомин создал произведения, вошедшие в историю советской пейзажной живописи. Хотя пейзаж и занимает значительное место в творчестве художника, он не исчерпывает художественных устремлений живописца. Фомин пишет картины на исторические и революционные темы, батальные полотна, произведения о жизни советской деревни, портреты современников. Это национальный художник, художник-гражданин, выражающий свое пред­ставление о жизни в ярких, самобытных образах.

 Фомин живет напряженной творческой жизнью. Труд, труд постоянный, ежедневный, упорный. И лишь выставки являются подлинной оценкой его художественных поисков. Много их было на творческом пути худож­ника, много они принесли ему радости. Но навсегда останется в памяти первая выставка и первая работа. Это было накануне Великой Отечест­венной войны. Фомин в числе наиболее талантливых самодеятельных живописцев Ленинграда участвовал своей работой «Г. Котовский» на московской выставке 1941 года «Оборона СССР». Выставка была уже готова, но так и не открылась: началась война. Фомин ушел на фронт, но мечта стать художником не покинула его.

 В 1946 году он поступил в Институт живописи, скульптуры и архитекту­ры имени И.Е. Репина. Большое значение для формирования Фомина-художника имели годы, проведенные в мастерской В. Орешникова, став­шие для него серьезной школой реалистического искусства. Именно здесь, в институте, наметилась дорога, по которой пошел в дальнейшем художник. Многому он научился у своего педагога и, в первую оче­редь, любви к человеку, внимательному, проникновенному отношению к натуре.

 Уже в учебных эскизах Фомин обращается к созданию композиций, пре­имущественно связанных с русской историей. Поэтому вполне понятно было обращение молодого художника в конце своего обучения к теме Отечественной войны 1812 года, тем более, что тема войны и мира была особенно созвучна времени и настроению Фомина, совсем недавно вер­нувшегося с фронта.

 Война 1812 года, подвиг русского народа в Бородинской битве, патрио­тизм русского солдата стали содержанием картины художника «Куту­зов» — одной из лучших дипломных работ выпуска 1952 года. Закончена учеба, начинается трудная самостоятельная работа — упор­ный труд, творческие поиски. Быстро летит время, жизнь меняет свой характер, но война, которую прошел художник, была еще слишком па­мятна. Война, научившая его глубже понимать и любить жизнь, людей, становится основной темой его творчества.

 В 1957 году Фомин заканчивает картину «Год 1941. В леса», экспониро­вавшуюся на выставке «40 лет Советской власти». «Желание написать картину о 1941 годе возникло у меня давно, — рассказывает художник, — сразу после окончания войны. В картине, посвященной этому трудному времени, мне хотелось рассказать о простых людях, которым пришлось на своих плечах вынести все тяготы и лишения первых лет войны. Осо­бенно велики были страдания людей, живших в пограничных районах, принявших первый удар врага. Мне довелось видеть, как уходили люди в леса целыми деревнями, бросая дома, где они прожили всю жизнь, уходили, чтобы не оставаться у врага, чтобы бороться за освобождение родной земли. Уходили быстро, брали с собой только то, что могли уне­сти или увезти на оставшихся лошадях. Народ не хотел покориться врагу».

 Перед Фоминым встала сложнейшая творческая проблема — передать тяжелую атмосферу войны, горе и мужество людей. Художник в этом произведении попытался воплотить свое представление о русской деревне военных лет, о героическом русском человеке.

Из деревни уходят люди, тянется обоз. Огонь, разрушения, смерть идут сюда, настигая людей. Картина захватывает силой выраженного чув­ства, верной передачей духа времени. Активную роль в раскрытии ху­дожественного замысла играет здесь пейзаж. Природа как бы замерла. Тоскливо и одиноко смотрятся опустевшие дома, виднеющаяся вдали церковь. Насыщенный колорит картины усиливает драматизм происхо­дящего.

Потрясенный разрушениями, которые принесла война, Фомин создал картину «Вернулись» (1959), посвятив ее людям, вернувшимся в свои села и деревни. С большой теплотой говорит художник о душевной стой­кости и красоте простых русских женщин. Они пришли в свою деревню, к месту, где когда-то стоял их дом, а теперь — остатки печи да ворота. Кругом следы прошедшей войны. Сюит пора весны, пора пробуждения природы, уже кое-где появилась яркая зелень молодой травы, поблески­вают на солнце своими легкими белыми стволами березки. Образный строй этого произведения решается художником путем противопостав­ления. Контраст ранней весны, хрупкой и нежной, и развалин сожжен­ных изб помогает раскрыть всю сложность переживаний людей. Как и в предыдущей работе, природа здесь играет значительную роль. Это произведение уже полностью определяет Фомина как тонкого, лирически настроенного художника с четко выраженным национальным харак­тером.

Фомин постоянно обращается к тематической картине. Им было создано много произведений на исторические и жанровые темы — «Поле русской славы» (1953), «Восстание на броненосце «Потемкин»», «Разгром нем­цев под Псковом» (1954), «Заседание рабоче-крестьянского комитета обороны» (1956), «Год 1941. В леса» (1957), «Колхозная весна» (1961). «Синие воды» (1964), «Огородницы» (1964), «Люди русские» (1967) и другие. Лучшие из них по выразительности образов и жизнеутверж­дающему началу занимают видное место в советской живописи. Глубиной раскрытия характеров привлекает к себе внимание работа художника «Земля крестьянам» (1969).

 На протяжении многих лет не оставляла Фомина мысль о создании образа русского крестьянина в первые годы Советской власти. «Мне хо­телось показать русских крестьян. Поведать об их самой сокровенной мечте — о свободе и земле», — говорит художник.

 Первая послереволюционная весна. На холме у деревни, которая уютно разместилась в лощине, собрались крестьяне, они пришли на раздел земли. В центре фигура пожилого мужика, он опустил топор на межевой столб. Крестьяне, вконец разоренные, не имеющие ни земли, ни прав, теперь стали хозяевами полей, которые они из поколения в поколение обрабатывали для своих господ. Локоть к локтю стоят вернувшиеся домой в деревню солдаты, прошедшие фронт и революционные бури. Группа фигур выдвинута художником на передний план. Такое компози­ционное решение разрушает границы между происходящим действием в картине и зрителем.

 Вся группа нашлась в масштабе, в ритме, четко определилось пластиче­ское и смысловое решение каждой фигуры. Очень интересен по своей трактовке образ уже немолодой женщины. За плечами у нее трудный, полный лишений жизненный путь. Она даже испугалась обрушившегося на нее счастья, и только робкая улыбка говорит о ее радости. Опоэтизи­рованные образы людей гармонично перекликаются с образом светлой, сияющей весны. Как будто яркий весенний свет пробудил к новой жизни оттаявшую землю, и вот-вот она зацветет зеленью душистых трав. При­ход в деревню новой жизни, утверждение свободного радостного труда— основная мысль этой картины.

 Здесь наиболее ярко раскрылись характерные особенности творчества Фомина. Как правило, во всех его тематических произведениях действие происходит на открытом воздухе, на фоне пейзажа, который является активным началом в создании образа. Художник постоянно обращается к своему излюбленному приему, к проведению аналогии между состоя­нием людей и состоянием природы. Эта одна из существенных особен­ностей художника выразилась здесь в мастерски найденном компози­ционном и цветовом решении, позволившем органически связать фигуры людей с природой, передать душевное состояние человека и состояние природы. В образах крестьян художник дает собирательный народный тип. Конкретное историческое событие перерастает в нечто значитель­ное, получающее символическое звучание.

 Если в ранних произведениях Фомин не всегда достигал нужной силы обобщения, то теперь, основываясь на более глубоком понимании жиз­ни, оп создает произведение, передающее дух времени. Художник под­чиняет натуру большой мысли, поэтическому чувству. Последняя работа свидетельствует о том, что искусство Фомина становится глубже, слож­нее, в нем больше размышлений, в то же время оно сдержаннее, лако­ничнее, проще.

 Фомин часто обращается и к портретному жанру. В портретах художник передает не только внешнее сходство, но и своеобразие и неповтори­мость характера.

 Для каждого полотна находит он свое решение, свой композиционный и живописный строй. Выразителен образ русской женщины в портрете «Мать» (1960), привлекателен и по-детски задорен образ мальчугана в «Портрете сына» (1961).

Но особенного внимания заслуживает работа Фомина в области пей­зажа.

Уже серия ладожских пейзажей, созданных вскоре после окончания ин­ститута, раскрывает своеобразие дарования художника, наделенного острым восприятием и пониманием природы. Ему не свойствен интерес к эффектным состояниям, художника влекут обычные, скромные моти­вы — душистые луга со стогами сена, опушки и перелески среднерусских и северных лесов, березовые рощи, деревни по берегам озер и рек. Поэ­тические одухотворенные пейзажи Фомина несут в себе светлый и ясный образ, которому присуща необыкновенная чистота и благородная скром­ность. Он передает тонкость и нежность переходных состояний приро­ды — раннего утра и вечера, весны и осени, ранней зимы. Подлинным поэтом русского пейзажа выступает художник в изображе­нии природы северного края — Псковской, Великолукской, Архангель­ской земли. Чем больше крепнет его мастерство, чем пристальнее всматривается он в природу, тем сильнее его желание в пейзаже выра­зить свое отношение к жизни. Природа дает пищу богатому воображе­нию художника. Непосредственные ощущения наполняют произведения Фомина правдивостью и теплотой.

«Меня как художника воспитала природа», — говорит Фомин. Родился он на псковской земле в 1919 году, в деревне Ледяха — недалеко от Великих Лук. Он любит вспоминать, как с деревенскими мальчишками пас коров и овец, ездил в ночное, вспоминает своего деда Ивана Да­ниловича, которому было без малого сто лет, его рассказы, хождения с ним по лесам. Бескрайние просторы Псковщины, луга, леса и холмы, деревни и села запечатлелись в сознании как нечто самое родное и пре­красное и на всю жизнь оставили неизгладимый след. Ощущение родного края, его красоты определило в дальнейшем весь путь художника.

 С 1960 года художник постоянно пишет пейзажи Псковщины. Каждый из них несет радостное ощущение своего края, открытие красоты. Здесь утверждается тема близости человека к природе, слитности, неразрыв­ности настроений человека и «состояния природы». Художника начина­ют больше интересовать тонкие, сложные переживания, которые он стре­мится передать через зримую жизнь природы. Это помогает найти свой пластический язык, более строгий, тонкий колористический строй, более сложную форму обобщения. В его пейзажах — и ранняя весна, с тонень­кими серенькими стволами осинок, украшенных сережками, и нежность пробивающейся зелени («Ранняя весна под Псковом», 1962; «Весна», 1963), и темнеющие пятна сосен в серебристо-серой массе леса синих далей («Осень под Псковом», 1965), и зябь фиолетово-синего озера («Псковщина», 1966).

 Река Великая — излюбленный мотив художника. Сверкая на солнце белыми силуэтами, вырисовываются вдоль берегов сказочно прекрасные творения древнерусского зодчества, церкви и колокольни, кремлевские башни и стены.

 Фомин восторгается всем подлинно русским,глубоко зная и любя его, он стремится, проникнув в суть народного художественного мышления, создать произведения со своим обобщенным пониманием России. Имен­но поэтому художника неодолимо тянет Север, земля нетронутых лесов, порожистых рек, гранита и озер, земля мужественных и трудолюбивых людей.

 Север — постоянная тема многих замечательных русских и советских живописцев, таких как К. Кокорин, В. Серов, А. Архипов, М. Нестеров, А. Рылов, С. Герасимов. И это неслучайно. Пожалуй, Север, как ника­кая другая область страны, сохранил нетронутость и самобытность уклада жизни русского человека. По-своему трактует эту тему Фомин. Во многих северных селах и деревнях пришлось побывать ему, путе­шествуя пешком и на лодках по дорогам и рекам Архангельского края. В чистых, легких линиях деревянных древнерусских церквей, сказочных и тонких росписей прялок и берестовых коробов, в строгой красоте по­строек видит художник поэтическую душу народа. Рассказывая о своих поездках, Фомин с волнением говорит о том, что в его воображении ожила, встала из глубины веков былинная Русь.

Каждый художник ищет в окружающей его жизните явления, которые больше соответствовали бы его внутреннему миру, чтобы, выражая их в художественных образах, передать свои чувства, мысли, раздумья. Интересен поисками образа пейзаж этой серии «Северная деревня» (1960).

 Ранняя холодная осень. У берега озера близко друг к другу теснятся потемневшие от времени высокие избы. Легкое серое небо поблескивает в зеркальной глади воды, у берегов совсем черной от тяжело улегшихся просмоленных лодок. Казалось бы, столь мало примечательный мотив, скромный и незатейливый, но какая сила проникновенности образа, как верно передан характер северной деревни с ее суровым неторопливым укладом жизни!

Много и увлеченно работает художник на Севере. Его завидной особен­ностью является то, что он умеет увидеть в том или ином жизненном явлении, пейзаже большие композиционные возможности. «Природа всегда поражает красотой состояний — гармонией или контрастами колорита», — говорит художник. И скромные, непримечательные мотивы превращаются в его творческом сознании в интересные художествен­ные образы.

Каргополь — центр древнего Севера, некогда многолюдный и богатый, овеянный былой славой и легендами, на долгое время привлекает вни­мание художника. Много пейзажей посвящено этому удивительному городу.

 «Старый город (Каргополь)»(1965). На полотне одна из замкнутых пу­стынных улиц города. Начало осени. Теснятся вдоль деревянных насти­лов двухэтажные добротные северные дома. От непогоды и ветров они стали серебристо-серыми. Потемневшие от времени, они светятся на неярком северном солнце, проглядывающем сквозь белые облака, затя­нувшие узкую полоску неба. Кажется, что порывистый ветер рвет эту бе­лую пелену на отдельные клочья и они быстро летят над городом. Не­ожиданная яркость изумрудно-зеленой травы на фоне серебристо-серых домов, настилов удивительно точно передает чувство внутреннего покоя и умиротворения.

 Четко установленные планы пейзажа дают возможность передать глу­бину пространства. Дома, улицы, фигурка женщины в яркой юбке как бы постепенно появляются и уводят дальше, к церкви, что виднеется за крышами домов. Художник находит тонкое колористическое решение. Линии развития холодных и теплых отношений перекликаются между собой, от тона звучной травы до тонкого, легко взятого серого цвета по­мостов. Особенность художника видеть все в несколько смягченном цвете соответствует цветовой характеристике состояний северной природы.

Путешествуя по Северу, Фомин пишет многочисленные этюды, которые являются основой его пейзажей. В непосредственно увиденных натурных этюдах обладает лирическое начало. Обладая хорошей памятью, зорким глазом, художник создает произведения, основанные на обоб­щенном понимании Севера, единстве реальности и художественного во­ображения. Хорошо сказал о Фомине художник А. Мыльников: «Лири­ческое ощущение русского пейзажа было всегда присуще Фомину.. . Произведения его пережиты за многие годы, как выводы его на­строений».

 В лучших пейзажах Фомин выступает непосредственным продолжате­лем традиций А. Архипова, А. Рылова, С. Герасимова. Но, продолжая эти традиции, он находит свой собственный язык, свою силу пластиче­ской выразительности для передачи новых чувств, новых идей. Его про­изведения современны по верному ощущению жизни, по национальному духу и художественному выражению.

 Значительное место в творчестве Фомина занимают серии пейзажей пушкинских мест. Села Михайловское. Тригорское, Петровское — по­стоянный источник его вдохновения («Озеро Петровское», 1962; «Весна в Михайловском», 1963 и др.). В просторных лугах, в спокойном раз­ливе реки Сороть и озера Кучана, в необозримой голубизне неба нахо­дит Фомин характерные черты русской природы.

 В свободное от педагогической работы время Фомин(он преподает жи­вопись и композицию в Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина) подолгу живет в деревне Малы Псковской обла­сти. В исконно русских местах Псковщины увлеченно работает худож­ник. Здесь рождаются замыслы будущих произведений. Большой инте­рес представляют его пейзажи «Осень в Малах» (1969), «Синее озеро» (1970), «В Малах» (1970). Художник постоянно обращается к поразив­шей его красоте Мальского озера. В плавном разливе его синих вод, в широком пространстве земли С белым пятном высокой звонницы быв­шего Мальского монастыря художник видит ликующее пробуждение природы, всепобеждающую силу жизни. Все настойчивее в его пейзажах появляется эпическое начало.

 Серия работ, выполненная здесь,говорит о том, что расширяются гра­ницы и содержание живописи. Художник усиливает интенсивность зву­чания цвета — от тонкой серовато-серебристой световой гаммы до яркой, звучной, мажорной, передающей аромат полноты жизни, внутрен­него движения природы. Художник теперь все чаще и чаще обращается к образу свободной и могучей природы. Богаче и виртуознее становится его колористическое мастерство. О поисках большей художественной вырази­тельности, о тонкой наблюдательности и разнообразии красочной палитры художника свидетельствует его пейзаж «Весенняя дорога» (1970). Казалось бы, как незначителен его мотив — дорога и уходящие вдаль по шоссе машины. Все просто, буднично и вместе с тем сколько поэзии, торжества пробуждающейся весны! Сколько одухотворенной красоты в прозрачности, легкости перспективы, в золотисто-розовом мареве неба, в чуть тронутых краской озаренных солнцем деревьях и траве! Удачно найденное живописно-пластическое решение выявляет сверкаю­щую красоту весеннего освещения. Умение находить цветовую гармо­нию — большое искусство живописца. В этом пейзаже Фомин достиг простоты и ясности художественного обобщения.

 Фомин — мастер со своим оригинальным, ярко выраженным характером. Своеобразный творческий почерк художника органически соединен с его мировосприятием, с влюбленностью в жизнь.

К. САЗОНОВА

(Опубликовано по изданию «Петр Тимофеевич Фомин. Девять репродукций». Ленинград, 1973. С. 1-7).

наверх