Окно в мир

Имя этой художницы еще мало знакомо любителям живописи, но каждый, кто видел ее произведения на выставках, несомненно, надолго сохранит в памяти эти картины. Возможно, со временем потускнеет впечатление от изысканной цветовой гаммы, сотрутся воспоминания о такой непривычной, сложной и причудливой композиции, но образ произведения, его атмосфера, настроение навсегда останутся в душе благодарного зрителя.

Весь творческий путь Ирины Андреевны Евстафьевой проникнут стремлением найти новые формы и средства для большей художественной выразительности образа. Этой главной задаче подчинено все: от композиции до цветового строя картины.

Художница нередко совмещает на плоскости холста в единой композиции разновременные события, различные пространственные планы, умело сочетает предметы, написанные с разных точек зрения.

Использование подобных приемов дает удивительный эффект при восприятии картины: зритель словно включается в сюжетную канву: сидит у раскрытого окна, вдыхая аромат стоящих на подоконнике цветов, слышит разговор двух приятелей, остановившихся посередине улицы, устало бредет летним вечером между высокими домами по узкой, петляющей улочке старого Тбилиси...

Художница очень любит мотив раскрытого окна; он позволяет наполнить ее работы сложными ассоциациями. Это как бы окно в особый мир, реальный и иллюзорный одновременно. Реальный — потому что мы видим на картине отражение реальных форм и отношений действительности, и иллюзорный, потому что этот мир создан воображением художницы и подчинен своим законам красоты, гармонии.

Безупречный художественный вкус, чувство меры и творческая интуиция подсказывают художнице ту неуловимую грань, когда содержательная, образная и формальная сторона произведения не противоречат друг другу, а находятся в органической взаимосвязи.

Одним из важных факторов воздействия работ И.А. Евстафьевой является цвет. И здесь художница в неустанном поиске. Она не останавливается на варьировании какого-то одного удачно найденного приема. Цветовое решение ее картин чрезвычайно разнообразно. Колорит одних строится на тончайших нюансах дополнительных тонов, других — напротив, на резких цветовых контрастах, третьи решены в едином тональном ключе.

Каждая работа И.А. Евстафьевой еще раз показывает неисчерпаемое богатство живописного языка, огромную силу эмоционального воздействия произведения изобразительного искусства, созданного тонким, наблюдательным и ищущим художником.

 Н. Дровецкая.

(Опубликовано в каталоге выставки «Ирина Евстафьева. Живопись и графика». Звенигород, 1988).

наверх