Живописец, график, художник книги, популяризатор творчества А.Ф. Софроновой и художников группы «Тринадцать».
1917
Родилась 24 июля в Орле в семье художников Антонины Федоровны Софроновой (1892–1966) и Генриха (Андрея) Матвеевича Блюменфельда (1893–1920). До переезда в Москву жила в семье дедушки, земского врача в селе Дросково Орловской области.
1926
Переезд в Москву.
1928
Начало систематических занятий живописью и рисунком под руководством матери.
1933–1937
Учеба в художественном техникуме ОГИЗа в Москве, где познакомилась с Сергеем Ивановичем Евстафьевым, в замужестве с ним взяла его фамилию.
1935
Становится членом Московского объединенного комитета художников-графиков.
1937–1972
Работает в московских издательствах.
1939
Рождение сына Евгения.
1941-1943
Эвакуация в Башкирию.
1957
Рождение дочери Нины.
1960-е
Начиная с 1960-х годов совершала поездки по городам русской провинции, создавая серии городских пейзажей. Поездки в Крым (Бахчисарай) и на Кавказ (Гудауты). Написан цикл портретов «Звенигородские старухи».
1972–2000
С лета 1972 года, как правило, отдыхала и творчески работала в Звенигороде, где общалась с деятелями искусств
и наук. Была завсегдатаем Дома-музея А.Н. Скрябина в Москве, дружила с его директором Татьяной Григорьевной Шаборкиной.
1980–1990
Создает серии графических произведений «Купальщицы», «Бахчисарай», «Старый Тифлис».
1984
Создает триптих «Арбатская трилогия» (холст, темпера) – единственное программное произведение, посвященное матери.
1993
Участие в подготовке персональной выставки А.Ф. Софроновой в Государственной Третьяковской галерее.
1995
Становится членом Международной федерации художников.
2001
Скончалась 22 апреля в Москве. Похоронена на Востряковском кладбище.
Наряду с художественным творчеством И.А. Евстафьева занималась сохранением, изучением и пропагандой творчества А.Ф. Софроновой, М.К. Соколова и в целом художников группы «Тринадцать». В 2001 году в издательстве «RA – Русский авангард» в серии «Архив русского авангарда» вышел подготовленный Анатолием Лейкиным с её большим участием 530-страничный «письменный мемориал» Софроновой — её «Записки независимой», в 2003 году — «Воспоминания о М.К. Соколове» и переписка Соколова-Софроновой 1920-1940-х годов в книге «Михаил Соколов в переписке и воспоминаниях современников», Москва. «Молодая гвардия».
Также она способствовала возрождению интереса к наследию вдовы искусствоведа Николая Михайловича Тарабукина (1889–1954), художницы Любови Ивановны Рыбаковой (1882–1972), математика и философа Евгения Евгеньевича Слуцкого (1880–1946), художницы Надежды Васильевны Верещагиной-Розановой (1900–1956), а также многих других деятелей русской культуры 1920–1980-х годов. Евстафьева написала первый очерк о творчестве Г.М. Блюменфельда (альманах «Панорама искусств – 13», Москва, 1990, стр. 94-102, в соавторстве с М.Н. Яблонской).
Личные страницы на сайтах: http://cultobzor.ru; https://peoplelife.ru; http://www.wikiwand.com; https://www.facebook.com
Произведения художницы находятся в Государственной Третьяковской галерее, Музее изобразительных искусств в Орле, в музеях Звенигорода, Сыктывкара, Ярославля, в Государственном историко-литературном музее-заповеднике А.С. Пушкина в Больших Вяземах, а музее С.И. Танеева в деревне Дютьково, в частных собраниях в России и за рубежом.
В селе Дросково (Покровский район Орловской области) открыта Библиотека имени Ф.В. Софронова с экспозицией, рассказывающей, в частности, о деятельности земского врача Фёдора Васильевича Софронова (1859—1936) и его культурном круге, о художницах А.Ф. Софроновой и И.А. Евстафьевой.
Выставочная деятельность началась в1948 году с участия в выставке произведений художников графиков в Москве. Участница московских, всероссийских и всесоюзных выставок рисунка, выставок книги, графики, плаката.
Групповые выставки Московского Объединенного Комитета Художников Графиков:
1948–1983 Москва (в ЦДРИ).
Персональные выставки:
1981, 1985, 1988, 1997, 2007 (2 выставки), 2017 (совместно с А.Ф. Софроновой) Москва;
1988 Звенигород Московской обл. (в историко-архитектурном и художественном музее);
1996 Большие Вяземы Московской обл. (в Государственном историко-литературном музее-заповеднике А.С. Пушкина);
2003 Музей-усадьба Л.Н. Толстого «Ясная поляна», Тула;
2003 Орел (в Музее изобразительных искусств);
2005 Ярославль (в Ярославском художественном музее);
2014 д. Дютьково Московской обл. (в музее С.И. Танеева).
«В натюрмортах, пейзажах цикла «Города и городки», а также пейзажах Москвы, где с конца двадцатых годов жила и работала И. Евстафьева, чувствуется традиция богатейшей художественной культуры десятилетий начала двадцатого века.
Это и понятно – первые занятия живописью и рисунком начались под руководством матери, художницы Антонины Софроновой, участницы выставок «Бубнового валета», «Мира искусства», группы «13». Дочери Софронова «передала свое красивое видение
мира и красивое же письмо, что сейчас редкость», – писала позднее в воспоминаниях Татьяна Маврина, другой известный участник этой группы».
(Опубликовано на сайте: http://www.kovcheg-art.ru).
В коллекции представлены живописные и графические произведения художницы.