ЕГОШИН Герман Павлович (Санкт-Петербург)

1931-2009

Живописец, график.

1931                                                                                                                                                             
Родился 8 апреля в Ленинграде, в семье служащих. Отец—Егошин Павел Семёнович (1900—1984), мать — Егошина (Чемоданова) Августа Дмитриевна (1899—1986).

1941
В первые дни Великой Отечественной войны отец, будучи военнослужащим Красной Армии, был направлен в действующую армию и летом «пропал без вести» (попал в плен).
В начале июля Герман с матерью был эвакуирован с 321-й школой в Ярославскую область, затем в г. Киров и д. Елькино, Кировской области.

1944
Летом возвращение с матерью в Ленинград. 

1946
Возвращение отца, освобождённого из плена. Начало занятий в кружке изобразительного искусства при Ленинградском дворце пионеров им. А.А. Жданова у К.А. Кордобовского.

1948
Арест отца и осуждение его по ст. 58 Уголовного кодекса на 25 лет исправительно-трудовых лагерей.
Г.П. Егошин стал считаться сыном «врага народа».

1949 – 1950

Учёба в Ленинградском художественно-промышленном училище им. В.А. Серова (ныне Петербургское художественное училище им. Н.К. Рериха; неофициальное название «Таврическое училище») на трёхгодичном отделении мастеров (факультет керамики). 

1951 – 1953

Учёба в Средней художественной школе при Академии художеств.

1953 – 1959 

Учился в Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина при АХ СССР (ныне Санкт-Петербургский Государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина), факультет живописи, мастерская
Б.В. Иогансона. Дипломная работа — «Ленинградские пейзажи» («Окно», «Бульвар
С. Перовской»).

1953   
Знакомство с Валентиной Ивановной Рахиной.

1956   
Освобождение отца. 

1959
Кратковременное пребывание и работа в Курске (по распределению), возвращение в Ленинград. 
Женитьба на художнице В.И. Рахиной.
Устраивается на работу в Живописно-скульптурный комбинат художником «на общих основаниях без гарантированной оплаты труда».

1960-е
С начала 1960-х годов Егошин становится одной из самых заметных фигур в искусстве Ленинграда. Работая в разных жанрах, художник сознательно примеривается к наследию Сезанна, переиначивая на свой лад природу, осмысливая ее по-современному. В этот период написаны такие картины как «Цирк», «Автопортрет» (обе 1962), «Портрет
В.В. Маяковского» (1963-1964), «Пейзаж с поездом» (1964), «Лампа», «Мальчик на велосипеде» (обе 1965), «С самоваром», «Семейный портрет» (обе 1966), «Автопортрет в старинном костюме» (1967), «Ветреный день в Лосеве» (1968), «Бухта. Домик Чехова (1969) и другие.

1961
Становится кандидатом в члены Союза художников РСФСР. Увольнение из Живописно-скульптурного комбината.
Рождение сына Алексея.

1962
Принят в Союз художников СССР.

1963
В апреле исключён из Союза художников СССР (в сентябре данное решение было отменено). Причиной исключения стал «Портрет В.В. Маяковского», расценённый критикой как «формалистический», а также приём в своей мастерской в неформальной обстановке делегации итальянских художников. 

1963 – 1964
Преподавал в художественно-графическое училище в Ленинграде.

1964 – 1967
Работал преподавателем в Ленинградском высшем художественно-промышленном училище им. В.И. Мухиной на кафедре рисунка.

1965 
Начало выставочной деятельности на всесоюзной арене и за рубежом. Картина «Портрет В.В. Маяковского» показывается на всесоюзной выставке «На страже мира» в Москве. 

1965 – 1992
Совершал ежегодные поездки в Крым на творческую дачу им. К. Коровина в Гурзуфе. Крым становится особой любовью художника.

1967
Первая творческая поездка за границу в Индию.

1970-е
В работах художника, независимо от сюжета, уживаются радостная красочность Крыма и благородная сдержанность Ленинграда. В этот период написаны картины «Ветреный день. Деревья» (1970), «Пизанская башня» (1971), «Свеча и раковина», «Окно» (обе 1972), «На Петроградской стороне» (1975), «Цветущий миндаль», «Море и белье», «Осенний мотив», «С тарелкой» (все 1976), «Краснокаменка» (обе 1977), «Париж. Мост искусств», «Салют», «Улицы Парижа» (все 1978), «Февральский день в Крыму», «Гулянье в черноморском порту», «Розовый дом», «В горах под Коктебелем» (все 1979) и другие. 

1971
У друзей-художников Г. Егошина, З. Аршакуни и В. Ватенина возникает идея совместной выставки. Начало работы по организации выставки, привлечение к участию в ней других ленинградских художников, близких по творческим воззрениям. 

1972
11 ноября в новом выставочном зале Союза художников РСФСР на Охте состоялось открытие выставки группы ленинградских художников, которая получила название «Выставка одиннадцати». Участники выставки – художники Е.П. Антипова, З.П. Аршакуни, В.В. Ватенин, Г.П. Егошин, Я.И. Крестовский, В.И. Рахина, В.К. Тетерин, Л.А. Ткаченко, В.И. Тюленев, Б.И. Шаманов и скульптор К.М. Симун. 

1972 – 1976
Был участником творческой «Группы одиннадцати».

1974
Творческая поездка в Италию.

1976 
В выставочном зале на Охте состоялась вторая и последняя выставка группы. Участников выставки было 9 человек (из прежнего состава в выставке не участвовали Я.И. Крестовский и Б.И. Шаманов) и выставка получила название «Выставка девяти».

1979 – 1984 Неоднократно избирался в бюро живописного отделения секции и правления ЛОСХ, а также делегатом съездов СХ РСФСР и СХ СССР.

1980-е
Живопись Егошина сложилась в самобытную, устойчивую систему, в которой главная стихия – цвет. Неброский, небогатый эффектами колорит строится на взаимном сцеплении множества цветов-оттенков-нюансов. Сплошное красочное марево, из которого выступают, словно выхваченные светом, очертания предметов, готовые вновь раствориться в мерцании фона. Вибрация света создает особую атмосферу картин. В этот период были написаны такие картины как «Бильярд», «Розовый день в Крыму», «Концерт старинной камерной музыки», «Художник Я. Крестовский. Ярослав отдыхает», «И. Голицын с рюмкой», «Улочка на Монмартре» (все 1980), «Двор на Мойке» (1981), «Мертвый сезон в Аркадии» (1985), «В Петергофе», «Филармония» (обе 1986), «Фонтанка. Мороз» (1988), «Троицкий собор» (1989) и другие. 

1984 
Начало тяжёлого заболевания, операция по удалению опухоли. 

1987
Покупка дачи в Сиверской, которую ранее семья художников снимала несколько лет. Ежегодно жил там с мая по октябрь; последние годы творчески работал преимущественно там.

1990-е – 2000-е
Продолжилась творческая работа в Петербурге и на даче в Сиверской, где были написаны такие картины, как «Свечи и раковины» (1990), «Будка», «Яблони» (обе 1992), «Голубое и зеленое» (1993), «Автопортрет в кожаной кепке» (1994), «Вечер (На троих)» (1995), «Бегство в Египет» (1995-1999), «Двор на Загородном», «На Сиверской», «Наш дом на Сиверской» (все 1998), «Голгофа» (2002), «Котя и рыбка», «Объедают каринку» (обе 2005), «Две бутылки», «На даче» (обе 2006), и другие.

1995
Получил премию мэра С-Петербурга за работы последних лет.

1999 
Награждён серебряной медалью Российской Академии Художеств. 

2007
Присвоено звание «Заслуженный художник Российской Федерации».

2008
Избран членом-корреспондентом Российской Академии художеств.

2009
Скончался 2 октября на семьдесят девятом году жизни, похоронен на Смоленском кладбище в Санкт-Петербурге.

Произведения художника находятся в Государственном Русском музее, Третьяковской галерее, в музеях и частных собраниях России; в частных собраниях Великобритании, США, Японии, Франции, Испании, ФРГ и других стран; в зарубежных музеях— Галерея Людвига (Кёльн, ФРГ), Дрезденская картинная галерея (ФРГ),

Личные страницы на сайтах https://www.rah.ru, https://rusmuseumvrm.ruhttps://www.stydiai.ru, https://www.lyssak.com.

Выставочная деятельность началась в 1959 году с участия в групповой выставке студентов в ВТО им. К.С. Станиславского на Невском проспекте в Ленинграде. Участник более 150-ти художественных выставок в стране и за рубежом: в Австрии, Бельгии, Германии, Испании, Италии, Канаде, США, Чехословакии, Швеции, Японии.

Групповые выставки:

1959, 1962, 1972 (Выставка «Группы одиннадцати»), 1976 (Вторая выставка «Группы одиннадцати»), 1990 (Выставка 26-ти ленинградских и московских художников) Ленинград;
1979 (Выставка трех ленинградских художников – З.П. Аршакуни, Г.П. Егошина,
В.И. Тюленева) Москва;
1983 (Выставка ленинградских и немецких художников) Ленинград, Дрезден (ГДР);
1989 Одесса;
1997, 1998 (Выставка к 25-летию «Группы одиннадцати»), 2002 (Выставка к 30-летию «Группы одиннадцати»), 2012, 2013 (обе к 40-летию «Группы одиннадцати») Санкт-Петербург.

Персональные выставки: 

1982, 1986, 1987 Ленинград;
1982, 1986 Вологда, Сыктывкар;
1983 Дрезден (Музей Цвингер);
1995 (ГРМ), 1999, 2006 (ГРМ), 2021 (МИСП) Санкт-Петербург;
2007 (ГТГ), 2010 (РАХ) Москва.

«Герман Егошин – одно из крупнейших имен в истории ленинградского искусства. Художник, которого признают – и любят. В чем секрет его неизменного обаяния для ценителей искусства? Вероятно, в том, что все его творчество последовательно и основательно утверждает ценность Живописи. Живописи, неподвластной суетной моде, не заигрывающей со зрителем, но утверждающей извечное право на сотворение мира».
(Л.А. Скобкина цитата из альбома «Герман Егошин» в серии «Мастера Искусств Петербурга». Санкт-Петербург, 1999).

В коллекции творчество художника представлено живописными произведениями.

Если у Вас есть уточнения или дополнения по биографии художника или другая информация, прошу сообщить о них по адресу info@russkiy-peyzazh.ru
наверх