Валерий Сергеевич Егоров

Искусство Валерия Егорова формировалось рядом с известными мастерами В. Юкиным, К. Бритовым, В. Кокуриным,
Н. Модоровым и многими талантливыми художниками владимирской школы живописи. Поистине, счастливая судьба предоставила ему возможность жить, дышать накаленным до предела воздухом творческих открытий и живописным темпераментом каждой личности. Но это, с одной стороны. С другой же — постоянное преодоление себя, внутреннее желание дотянуться до высот столь прославленных художников, обрести индивидуальность. Все это давалось нелегко, Егоров искал свой путь основательно, работая до исступления в мастерской, в поездках на этюды, сосредоточив внимание на тех задачах, без которых невозможен самостоятельный путь развития.

Целеустремленность, напористость характера, талант и неукротимая работоспособность помогли перешагнуть грань некоторой подражательности старшим мастерам и доказать, утвердить только ему присущий эмоциональный заряд живописной энергии.

Развитие художника происходило в направлении познания реальности и цветового синтеза в образном восприятии природы. Работа с натуры стала для автора профессиональной потребностью, художник очень дорожит короткими мгновениями и состояниями природы, схваченными с быстротой и непосредственностью. Многие наблюдения, впечатления, словно жемчужины, откладываются в памяти художника и затем, в мастерской, воплощаются в различные по глубине образы, от лирических до романтически-приподнятых. Фантазия живописца, основанная на реальных исследованиях состояний природы, нередко вызывает восторг и удивление зрителя. Живопись Егорова раскрывается в разных эмоциональных звучаниях в зависимости от настроения самого художника и творческих задач, требующих комплекса средств выразительности. С годами меняется цветовая палитра живописца, от стихийной звонкости до более сложной нюансировки цвета. Гармонично соотнесены между собой предметные формы и цветовые созвучия. Зритель видит не столько предметы, сколько формы, сколько цветовые пятна. Широкие мазки не растворяются в живописной стихии цвета, а наоборот, организуют красочную поверхность, обозначают основные изобразительные акценты, насыщают образ энергией.

На протяжении творческого пути менялась манера художника, но неизменной оставалась любовь к родной владимирской земле. Каждый мотив для автора самоценен и требует особого живописного осмысления, композиционного решения. Следуя своему убеждению, внутреннему голосу, он достигает творческой свободы и живописной гармонии. Душа художника чутко отзывается на своеобразные красоты владимирских ополий, с их пространственными планами, ритмами самой структуры земли. Особое вдохновение вызывают в сердце Валерия Сергеевича древние памятники архитектуры Суздаля, Владимира, Юрьева-Польского. Художник достигает необычной выразительности цвета, совершенствуя свой метод работы над образами произведений. Нет темы главной или второстепенной, все для него имеет смысл воплощения в искусстве. Погружаясь в мир образов Егорова, с особенной остротой ощущаешь красоту каждого мотива, открывая новое, неожиданное в окружающей природе. В переосмыслении своего творчества требуется немалое мужество и решительность. Ими в завидной степени обладает Валерий Егоров.

Его творческим девизом остается: не отступать, постоянно совершенствовать мастерство. Любая тема, любой выбранный мотив — чисто пейзажный, или архитектурный — возводится художником на уровень философского осознания природы и человеческой жизни в непосредственной взаимосвязи истории и современности. Этим определяется гражданская позиция автора, его искренний интерес к родной земле. С опытом приходит новое осмысление жизни, наполняясь более глубоким содержанием. Этот путь для живописца непрост в столь сложной соревновательной и необычайно творческой владимирской среде художников. Именно так хочет жить, творить Валерий Егоров.

(Опубликовано в издании «Художник Валерий Егоров. Живопись». Набор открыток. Тула, 1990).

наверх