О Викторе Константиновиче Дмитриевском

Народный Художник РСФСР (1976). Награждён Золотой медалью им. М.Б. Грекова (1968). Дипломант Российской Академии Художеств. Кавалер ордена Красной Звезды, ордена «Знак Почёта», ордена «За вклад в Победу». Участник Великой Отечественной войны. В 1944 г. вступил в Студию военных художников им. М.Б. Грекова. В 1951 г. окончил Московский Государственный Художественный Институт им. В.И. Сурикова.

Широкую известность автору принесли работы на военную тему: «Здесь стояли насмерть» (1955), «В родных местах» (1957), «На привале» (1959), «Цветёт черёмуха» (1971).

«Война и Греков сделали меня военным художником» – так философски определяет свою творческую судьбу сам Дмитриевский. В 1942 году он окончил московскую среднюю художественную школу. Ох как хотелось писать картины, учиться дальше у больших мастеров! Учиться вновь действительно пошел, но только в военно-инженерное училище. Что делать –война. И уже через год стал офицером. А в 1944-м однажды набрался смелости и показал свои этюды и рисунки художественному руководителю Студии военных художников имени М.Б. Грекова Н.Н. Жукову и через неделю
в составе группы грековцев отбыл на Белорусский фронт.

Именно оттуда – с фронтовых дорог, с выставок, которые открывались прямо в окопах, – вышли яркие образы будущих его картин, которые впоследствии художественные критики объединили одним емким названием «Родина и солдат». Студия имени М.Б. Грекова станет с той поры родным домом художника. Но сначала ему еще предстояло дойти до Праги в составе 4-го Украинского фронта, а затем, после Победы, без отрыва от работы в студии окончить Московский государственный институт имени В.И. Сурикова. Вместе со своими товарищами И. Сорокиным, Г. Прокопинским,
Б. Неменским Виктор Дмитриевский стал студентом первого послевоенного набора, а его педагогами были замечательные живописцы Г. Савицкий и Д. Мочальский. «Мы учились у своих педагогов и особенно у Грекова», – часто говорит
В.К. Дмитриевский. «В его картинах я находил то, что особенно импонировало мне: соединение образа человека с образами природы». Именно такими были первые послевоенные картины Дмитриевского: «Сталинградская переправа» (1951), воссоздающая события Сталинградской эпопеи – переправу через Волгу дивизии генерала Родимцева, и полотно «Здесь стояли насмерть» (1955), посвященное памяти защитников Синявинских высот под Ленинградом.

Надо заметить, что в поисках своего оригинального выразительного стиля Дмитриевский прошел прекрасную школу классического батального жанра. В 1953 году в соавторстве с И. Евстигнеевым и Г. Прокопинским он создает крупномасштабное батальное полотно «Рождение Красной Армии», ставшее уже хрестоматийным. А в самом начале
60-х началась совместная с группой грековцев грандиозная работа над эскизом панорамы «Разгром немецко-фашистских войск под Сталинградом». Даже теперь, десятки лет спустя, когда уже давно написана и стала художественным достоянием страны сама панорама «Сталинградская битва», поражает художественным мастерством тот первый огромный эскиз, в который художник вложил весь свой фронтовой опыт и незабываемые впечатления военных лет.

Виктор Константинович всегда любил ездить в войска. Будучи на протяжении многих лет старшим военным художником, а затем начальником творческого отдела студии, он часто напоминал художникам слова М. Грекова: «...Военным художником может быть не всякий даже самый замечательный жив писец и рисовальщик. Надо непременно побывать в шкуре военного человека, понюхать пороху...»

Война открыла в его душе лирика, воспевающего непреходящую ценность окружающего человека мира. Виктору Дмитриевскому принадлежит большая заслуга в том, что он утвердил пейзаж как самостоятельный жанр в военно-патриотическом искусстве, в том, что он сумел доказать военным руководителям его великую воспитательную силу.
В его пейзажах запечатлены дорогие сердцу уголки среднерусской полосы, уходящие вдаль просторы, поля и реки, плывущие над ними облака и тишина, и покой, которые надо защищать.

(Опубликовано на сайте https://dshi21.ru).

наверх