ЧОРОС-ГУРКИН Григорий Иванович

Живописец, график, иконописец, педагог, общественный деятель.

1870
Родился 30 декабря в селе Улала (ныне г. Горно-Алтайск) Бийского уезда Томской губернии в крещенной семье кустаря-шорника Эркэ Гуркэ из рода Чорос, при крещении названным Иваном Григорьевичем Тыдыкиным. По преданию, основателем села был телеут Гуркэ (Григорий) Тыдык.

1878–1882
Учеба в Центральном Улалинском училище – миссионерской школе, в которой был иконописный класс, которым руководил о. Антоний, ставший первым учителем живописи.

1883
Переезд в город Бийск, куда, в связи с переездом центральной резиденции начальника миссии, было переведено Улалинское училище с его пансионерами-выпускниками. Училище переименовывается в Бийское катехизаторское училище.

1883–1885
В 1883 году заканчивается обучение в училище, но по просьбе начальника миссии о. Макария (будущего московского митрополита, в миру Михаила Андреевича Невского) полтора года работал в иконописной мастерской.

1885–1890
Работает учителем в Улале, а затем в инородческом селе Паспауле. Рисует и пишет маслом с натуры. Работая в Паспауле, посылает в журнал «Нива» свои алтайские рисунки. Один из них был опубликован, и за него по почте было получено 25 рублей, что послужило основанием оставить работу учителя и посвятить себя живописи.

1890–1894
Работал в иконописной мастерской в Бийске, основанной его бывшим соучеником по Улалинскому училищу Садоновым. Женитьба на Марии Агафоновне Лузиной, дочери купца из Бийска. Написаны первые две картины (1894).

1895
Работает у подрядчика по постройке иконостасов А.А. Борзенкова. Рождение сына Александра. Написана картина «Камлание (Ночь жертвы)».

1896
Летом в Бийске состоялось знакомство с приехавшим на каникулы в Бийск учеником регентских курсов Петербургской певческой капеллы А.В. Анохиным, который советует художнику ехать учиться в Академию художеств в Петербурге.

1897
Рождение дочери Марии. Осенью вместе с Анохиным едет в Петербург. По пути останавливаются в Томске, где получает рекомендательное письмо от художницы А.С. Капустиной. Неудачная попытка поступить в Академию художеств со своей картиной «Камлание (Ночь жертвы)». Однако работы алтайского художника-самоучки заметил И.И. Шишкин и пригласил его работать в свою мастерскую.

1898
Зиму жил в Петербурге и работал в мастерской И.И. Шишкина под его руководством. 8 марта Иван Иванович умер на руках своего ученика. В последующем, принимал участие в подготовке посмертной выставки Шишкина, которая открылась в Петербурге в августе месяце. После смерти учителя принимает решение поступать в Академию художеств. Возвращается на Алтай и перевозит семью в село Анос, где с конца 1880-х годов жили родители художника.

1899
2 марта подает прошение на зачисление в Академию художеств в мастерскую профессора А.А. Киселева. Его зачисляют вольнослушателем, но в конце марта, оформив академический отпуск по болезни, уезжает на Алтай. Написаны картины «Ледник Геблера. Истоки Катуни», «Весна в Улале».

1900–1901
Зимой живет в Петербурге, занимается в мастерской живописи. Остальное время работает на Алтае. Рождение дочери Ангелины (1901).

1902
Летом совершает первое путешествие по Чулышманской долине к Телецкому озеру. Впервые на этюдах появляется Катунь – «Оттепель. Река Катунь», «Ледоход на Катуни». Написан углем «Горный пейзаж». Рисунок был тогда же закуплен Академией художеств, хранится в Русском музее. В журнале «Нива» появились перовые рисунки алтайских пейзажей.

1903
Гуркин получает признание в Петербурге. Становится участником 31-й выставки передвижных художников в Петербурге. Художник переведен на второй курс Академии, ему назначена стипендия. Написана картина «Катунь весной». Начало строительства своей усадьбы в Аносе. Рождение сына Геннадия.

1904
Совершает последнюю поездку в Петербург. 2 ноября Совет профессоров Академии разрешает «представить картину на соискания звания художника». Рождение сына Геннадия.

1905–1907
Работает на Алтае, изучает природу. Совершает поездки на лошадях вместе с учеником Дмитрием Кузнецовым на озеро Лажа (1905), на Каракольские озера (1906), к горе Белуха (1907).  Написаны картины «Озеро в Лаже» (1905), «Устье Чемала» (1905), «Катунь» (1906), «Пучка» (1906), «Сосна Аската» (1906), «Хан Алтай» (1907), «Белуха со стороны ледника Ак-Кем» (1907), «Белуха с севера» (1907), «Весна на Алтае» (1907) и др.

Пробудившееся национальное самосознание побудило художника с этого времени подписывать свои произведения не просто Г.И. Гуркин, а Г.И. Чорос-Гуркин, подчеркивая свою принадлежность к алтайцам из рода Чорос.

1906
Рождение сына Василия.

1907
В декабре открывается первая персональная выставка в Томске. Написаны картины «Морозное утро на Катуни», «Катунь весной», которая готовилась к выпускному экзамену в Академии художеств.

1908
Работал в Аносе. Летом 1908 года посещает район горы Белухи. В трех месячной поездке написано до 50 этюдов.

1909
Совместно с Д.И. Кузнецовым совершает поездку на Каракольские озера. Написаны картины «Ледоход. Озеро Каракол», «Алтай. Горная долина», «Ледоход на Катуни».

1910–1911
Вторая персональная выставка в Томске. Затем выставка переехала в Иркутск, потом в Красноярск (все 1910). Написаны картины «Озеро горных духов» (1910), «Корона Катуни» (1910), «Озеро Тайменье» (1910), «Катунь весной» (1911). Персональная выставка в Барнауле (1911).

1912
Совершает длительную поездку в долину рек Чуи, Чулышман, на Улаганское нагорье, к Телецкому озеру. Написаны картины «Хан Алтай», «Телецкое озеро».

1913–1914
Находился в Аносе, лишь изредка выезжал в Томск и Улалу, писал этюды по Катуни. На отдых и поработать к Гуркину приезжали художники А.С. Капустина, Н.П. Ткаченко, Л.П. Базанова (из Томска), Е.Г. Тюменцева (из Киева), Д.И. Кузнецов (из Бийска), А.О. Никулин, М.И. Курзин (из Барнаула). Приезжали писатели Г.Д. Гребенщиков, Г.А. Вяткин, В.Я. Шишков. Написаны картины «Кочевье в горах» (1913), «Оттепель» (1914).

1915–1916
Оформляет «Аноский сборник», изданный Г.Н. Потаниным и Н.Я. Никифоровым, учителем-алтайцем из Аноса, собирателем алтайского фольклора (1915).  Персональная выставка в Томске (1915). Ее распорядителем был В.Я. Шишков. Написаны картины «Озеро горных духов» (1915), «Озеро Каракол» (1916), «Цветущий маральник» (1916).

1917–1918
На волне революционных событий в России втянут в общественно-политические дела, соглашается стать председателем Алтайской Горной Думы, а затем Каракорумской Управы – националистической организации, созданной эсерами.

1919
В апреле арестован колчаковцами за «сепаратизм и измену Родине», однако вскоре был выпущен под залог, так как в его административной деятельности не нашли «практических действий». В августе повторный арест. В декабре освобожден из тюрьмы в Бийске, приезжает в Анос, поспешно собирается и вместе с сыновьями Геннадием, Василием и приемным сыном Иваном уезжает в Монголию, вместе со всем своим художественным материалом.

1920–1921
Живет в северо-западной Монголии в небольшом городке Улан-Коме и в местечке Улясы. Бедствует, дети болеют тифом. В сентябре 1921 года вместе с отрядом тувинских партизан под руководством С.К. Кочетова, который совершал рейд по территории Монголии, перебирается в Туву.

1921–1925
Живет в Туве в деревне Атамановка (ныне село Кочетово). Летом 1923 года вместе с сыном Василием переезжает в город Кызыл. Выполняет заказ на иллюстрацию тувинского букваря, выполняет 25 листов эскизов для учебника «География Танна-Тувинской земли» и панораму «Геологического строения Танна-Тувинских гор».  В апреле 1924 года пишет заявление в Ойротский Обком РКП(б), где объясняет свои убеждения, свою готовность вернуться и трудиться на благо своего народа. Летом 1924 пишет письмо в Москву в Комиссариат иностранных дел с просьбой о восстановлении его прав гражданства и получает положительный ответ.

1925
В сентябре художник приезжает из Тувы в Новосибирск, где с успехом проводится персональная выставка его картин. В конце декабря художник вместе со своими работами приезжает в Москву.

1926
В Москве участвует в двух выставках. В апреле на Сибирской художественной выставке и в  мае на 8-й выставке АХРР, где его картины занимали половину экспозиции (было выставлено 220 картин). В начале июня едет на Алтай в район горы Белухи в составе геологоразведочной партии Ленинградского геологического музея, куда был зачислен в качестве съемщика. За время пребывания в районе Белухи было написано более 30 этюдов. В октябре возвращается после почти семилетнего отсутствия домой в Анос.

1927–1928
Борьба с чиновниками за возвращение дома-усадьбы в Аносе, национализированной во время его отсутствия и за восстановления избирательного права, которого он был лишен как бывший председатель Кара-Корумской Управы. В марте 1928 года, решением Облисполкома, художник получил свою усадьбу в арендное пользование и был восстановлен в гражданских правах.

1930
Состоялась передача Облисполкому художественного наследия художника в дар музею для открытия картинной галереи в Ойротии. Однако поскольку здание музея в Улале не было готово принять коллекцию его работ, она по акту приемки от 16 марта была передана на хранение самому художнику и картинная галерея была организована в доме-усадьбе художника в Аносе.

Участвовал в работе Алтайской этнографической экспедиции «Общества изучения Сибири и ее производительных сил».

1931–1932
Жил в Улале, преподавал в открывшемся Средне-Пензенском художественном училище.

1933
Летом по приглашению директора Чемальского совхоза Екатерины Ивановны Калининой жил 2 месяца в Чемале в санатории ВЦИК. Для санатория была написана картина «Белуха с северной стороны, ледник Ак-Кем». Осенью совершил поездку в Новосибирск на 1-ю Краевую выставку (привез 60 картин).

1934
Летом был в Чемале, писал картину «Панорама Алтая» по заказу Чемальского санатория в подарок для Кремля. В сентябре привлекался к суду по делу контрреволюционно-националистической организации «Пантюркисты». Суд походил в Новосибирске. Г.И. Гуркин был оправдан. Смерть жены.

1935–1936
Жил в Аносе. Ощущая нависшую над собой опасность ареста, много работал. Весной 1936 года был вызван в Новосибирск органами НКВД в числе других алтайцев, как бывший член Алтайской Горной Думы. После двух недель допросов был отпущен домой. Написаны картины «Хан-Алтай», «Ледоход на Катуни», «Пейзаж с орлами», «Река Ул», «Чуйская степь», «Альпийский луг», «Чемальская ГЭС», «Лесной пейзаж», «Горное озеро» (все 1936).

1937
12 июня арест художника. 11 октября художник был расстрелян.

1942–1943
Известный ученый-палеонтолог и писатель-фантаст И.А. Ефремов в рассказе «Озеро Горных Духов» выводит в качестве персонажа художника Чоросова (живущего недалеко от Чемала), упоминая его картины «Корона Катуни», «Хан-Алтай» и «Дены-Дерь» («Озеро Горных Духов»). Загадочные свойства озера, изображённого на последней картине, являются стержнем сюжета рассказа. В предисловии к собранию своих рассказов И.А. Ефремов прямо называет имя Г.И. Гуркина как автора.

1955
Реабилитация художника.

1992
На доме художника установлена мемориальная доска. В Республике Алтай учреждена ежегодная общественная республиканская премия имени Григория Ивановича Чорос-Гуркина, которая вручается ежегодно в день рождения художника лучшим людям творческого труда.

1995
Именем художника названа одна из центральных улиц Горно-Алтайска – столицы Республики Алтай.

1996
Постановлением Государственного Собрания – Эл Курултая Республики Алтай дом-усадьба в селе Анос занесена в перечень особо ценных памятников истории и культуры республики.

2002
В ноябре картины художника, хранящиеся в Национальном музее Республики Горный Алтай имени А.В. Анохина экспонировались в Государственной Третьяковской галерее.

2006
В доме-усадьбе художника в Аносе открыт музей (филиал Национального музея Республики Горный Алтай имени А.В. Анохина). В рамках празднования вхождения Горного Алтая в состав России в центре Горно-Алтайска был открыт памятник Г.И. Чорос-Гуркину работы скульптора В. Чукуева.

2015
Национальном музее имени А.В. Анохина в Горно-Алтайске состоялась Третья межрегиональная научно-практическая конференция «Г.И. Чорос-Гуркин и современность», посвященная 145-летию со дня рождения художника.

Произведения художника находятся в Государственном Русском музее, в музеях Барнаула, Иркутска, Красноярска, Новосибирска, Томска, в частных собраниях в России. Наиболее полное собрание произведений художника представлено в Национальном музее Республики Алтай имени А.В. Анохина.

Личные страницы художника на сайтах http://www.altai-photo.ru,  http://sib-guide.ru/siberia/ar, http://turizm-altay.ru/choros-gurkin

Выставочная деятельность началась в 1900 году с участия в выставке в Академии художеств. Участвовал в 31-й выставке передвижных художников в Петербурге (1903), в Сибирской художественной выставке в Москве (1926), в 8-ой выставке АХРР «Жизнь и быт народов СССР» в Москве (1926), в 1-ой Краевой выставке художников Западной Сибири в Новосибирске (1933).

Персональные выставки:

1907/1908, 1910, 1915 Томск;

1910 Иркутск, Красноярск;

1911 Барнаул;

1913 Бийск (совместно с Д.И. Кузнецовым).

Григорий Иванович Гуркин, алтаец из древнего рода Чорос, был первым профессиональным художником Алтая. Ученик И.И. Шишкина воспевал неповторимую красоту могучей и прекрасной природы горного края, его древнюю культуру и народные традиции. В первой трети ХХ века яркий и самобытный художник по праву снискал славу лучшего пейзажиста Сибири, коим остается и по настоящее время.

В коллекции творчество художника представлено алтайским этюдом, написанным в окрестностях высочайшей горы Алтая – Белухи в 1926 году.

Если у Вас есть уточнения или дополнения по биографии художника или другая информация, прошу сообщить о них по адресу info@russkiy-peyzazh.ru
наверх