О Николае Бондаренко

Николай Бондаренко родился 9 апреля 1949 года в Донбассе, получил образование в художественном училище им. Грекова в Ростове-на-Дону. С тех пор судьба бросала его с одного места в другое, пока в 1978 году он не осел во Владимире. Владимир стал ему родным городом, с ним он связал всю свою дальнейшую творческую судьбу. Во Владимире он стал находить сюжеты и мотивы для своих пейзажей, причем это не только привычные памятники архитектуры, но и старые, уходящие в прошлое дома, живописные уютные дворики с их бытовым антуражем, старые улочки. Именно старый Владимир стал для него центром пристального внимания, именно в этой теме проявились его творческие пристрастия. Соответственно сложилась своя, характерная только для Бондаренко манера письма, цветовая гамма.

В дальнейшем он не стал ограничивать себя только городской владимирской тематикой. Появился и «чистый» пейзаж – деревеньки, перелески, короче – «земля Владимирская». Более того, сельский пейзаж стал для него весьма привлекательным.

Появились любимые места. Одно из них – д. Орехово, где находилось бывшее родовое имение отца русской авиации
Н.Е. Жуковского. Усадьба сохранилась, и там теперь расположен музей его имени. Живописные окрестности близлежащих деревень и стали той питающей средой творчества художника, которая вдохновляет его по сей день.

Для Бондаренко характерно, что он никогда особенно не задумывается, что писать. Что увидит – то и пишет. Это может быть сплошная стена леса, оказавшегося на пути. Другой бы и не подумал, что это интересно. Другой, но не Бондаренко. Удивительно, но в этом лесном хитросплетении он действительно находит интересные живописные решения. Не случайно у него и живопись имеет несколько хаотичный характер. Вместе с тем, именно в этой, казалось бы, хаотичности и проявляется особенность его живописи. Порой она так сложна, что просто диву даешься. Но, как ни странно, она этим и привлекает. Искусство всегда носит субъективный характер, и понимает его каждый по-своему. Так и с живописью Бондаренко – кому-то она нравится, кому-то нет – и это нормально. Но то, что она никого не оставляет равнодушным – очевидно.

Привлекает в его живописи еще и то, что он никогда ни под кого не подстраивается, никому не старается угодить. Как он видит, так и изображает. Он совершенно самостоятелен в выборе решения, тем оригинальнее выглядит то, что выходит из-под его кисти. Его не всегда понимают и принимают, но он считает, что это не его проблема.

Работает он много и азартно. Провел несколько персональных выставок своих работ. Принимал участие и в крупных выставках, например, в выставке «Художники владимирской земли» в Москве (Кузнецкий мост), областных художественных выставках. Но главным он считает не участие в выставках, а повседневную, захватывающую работу над очередным холстом, над решением новой живописной задачи которая не дает покоя.

(Опубликовано в издании «Николай Баранов. Заметки о художниках, воспоминания, размышления, публикации, репродукции». Владимир, 2000. Кн. 1, С. 47-49).

наверх