«Из записных книжек»

О видении

Мы окружены формами самых различных эпох и стран. Некоторые наши вещи очень стары. Вещь живет дольше, чем человек, и форма много дольше, чем собственно вещь. Тысяча лет не возраст для формы.

<.,.> Мой излюбленный материал акварель. В этой технике мне удаются лирические мотивы в пейзаже, где превалирует небо и вода, отражения. Архитектурный пейзаж, требующий большой строгости формы, принудил меня обратиться к смешанной технике. Основой в данном случае является рисунок (карандаш, уголь, фломастер), акварель же раскрашивает. Считаю, что и такой способ возможен. Говорят: рисовать акварелью и писать акварелью. Таким образом акварель — и живопись и графика. Акварель хороша своей легкостью и светоносностью.

В ленинградских сумрачных мотивах, особенно в композициях жанровых, мне понадобился материал более плотный, весомый. Я часто обращаюсь к гуаши, которой стремлюсь работать жидко, как акварелью, лишь постепенно уплотняя ее. Люблю работать на цветных грунтах, часто использую его (грунт) как цвет, не закрывая его так же, как и на белой бумаге. Стремлюсь к лаконизму и целостности цветовой и тоновой ткани вещи.

Такой метод работы гуашью не противоречит методу моей работы в акварели, где различная плотность акварельной краски также учитывает участие белой бумаги в цветовом строе вещи.

Искусство рождает образы во плоти и материале, которым оно оперирует. Поэтому знание и уважение к материалу необходимое условие художественного произведения. Уважение к материалу, но не преклонение перед ним — путь к овладению им, подчинению его. Жизнь и произведение. Голос материала должен звучать всегда, работая в то же время над выявлением образа и материальности мира.

Люблю, когда, смотря на работу, можно сказать, это сделано охрой, это кобальтом, то — жидко разведенной краской, а это полусухой кистью. Приходится иной раз прибегать к смешанным техникам. К этой технике у меня отношение настороженное. Это — когда говоришь по телефону и вдруг в разговор вплетается чужой голос или шум.

Уважение к материалу диктует его экономию и лаконизм — важнейшее средство выразительности и артистизма.

На мой взгляд, таково отношение реалиста к материалу, натуралист же к нему равнодушен.

(Опубликовано в альбоме С. Боим. Москва. 1990. С. 47).

наверх