БОГАЕВСКИЙ Константин Федорович

Живописец, график, педагог. Пейзажист, автор декоративных панно, статей об искусстве.

1872                                                                                            
Родился 12 января в Феодосии в семье мелкого служащего Федора Константиновича Богаевского.

1878–1881                                                                                  
Мать художника Александра Михайловна с сыновьями Константином и Александром жили в местечке Топла при Топловском женском монастыре, расположенном в горах в 40 верстах от  Феодосии, куда они бежали в 1878 году от бомбардировки Феодосии турецкой эскадры. Здесь шестилетний  ребенок  увидел другой мир с гостеприимными дубравами и солнечными полянами, наполненными пением птиц, с кристально чистой холодной водой в каменном фонтане монастыря. Как вспоминал впоследствии  художник, эти детские впечатления положили отпечаток на его дальнейшее творчество.

1881                                                                  
Возвращение в Феодосию. Знакомство с семьей земского служащего Ивана Егоровича Шмитта, жена которого – Софья Антоновна была родственницей феодосийского художника А.И. Фесслера.

1881–1891                                                                   
Учеба в феодосийской гимназии, увлечение историей Крыма. В гимназии был дружен  братьями Лампси – внуками И.К. Айвазовского.

1883–1890                                                                                                                                                                      
С третьего класса гимназии занимался рисованием у А.И. Фесслера, который учил рисовать предметы и природу с натуры. Некоторое время посещал мастерскую И.К. Айвазовского, однако метод преподавания, основанный на копировании его морских видов, оказался Константину не интересен, и он отказался учиться у Айвазовского, хотя в последующем принял общие установки романтического искусства великого мариниста.

1884                                                
Семья Богаевских переезжает жить в Ялту, где Александра Михайловна получает в наследство небольшой дом. По просьбе Шмитта, и с согласия семьи Богаевских, Константин остается в Феодосии, становясь воспитанником семьи Шмитта, которая окружила мальчика заботой и лаской. Новая семейная обстановка способствовала формированию вкусов будущего художника и обретению интеллектуальной и духовной среды, в которой он долгие годы черпал вдохновение и художественные идеи. На средства Шмитта будущий художник учился в феодосийской гимназии и позднее в Академии художеств.

1891–1894                                                  
Учился в Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге. Первые годы учебы в Академии давались с трудом. Его восприятие лирического русского пейзажа Исаака Левитана  и Федора Васильева вошло в противоречие с методикой преподавания Ивана Шишкина. В течение трех лет Богаевский регулярно аттестовался неуспевающим по рисунку.  

1895                                                        
Богаевский, не дожидаясь  позорного часа отчисления, покидает Петербург и возвращается в Феодосию, где его ждет известие, что преподаватель Академии художеств Архип Куинджи зовет его продолжить учебу в его мастерской.  

1895–1897                                                        
Учеба в  мастерской А.И. Куинджи. В 1895 и 1896 работал в Крыму под руководством  Куинджи. За картину «На горах» (1897) получил звание художника.

1898                                                                                               
Вместе с другими учениками А.И. Куинджи совершил поездку в Германию, Францию, Австрию, организованную и финансированную Куинджи. В поездке художники посетили музеи и мастерские Берлина, Дрездена, Кельна, Парижа, Мюнхена, Вены, где познакомились с современным европейским искусством.

1898–1903                                                            
Жил и работал в Бахчисарае. Написаны картины «Древняя крепость», «Старый Крым» (обе 1902), «Пустыня. Сказка» (1903), «Последние лучи» (1903) и др.

1902                                                                          
Неудачная попытка познакомить Богаевского с М.А. Волошиным, обусловленная неблагоприятным отзывом на показанные ему акварели Волошина.

1903                                                                                 
Возвращается в Феодосию, в которой жил и работал до конца жизни. Знакомство с художником К.В. Кандауровым, ставшим художнику верным другом и добровольным импрессарио, помогая Богаевскому участвовать в выставках в Санкт-Петербурге, Москве и за границей. Начало дружбы с М.А. Волошиным.

1904–1906                                                                 
Воинская служба в Керченском крепостном пехотном батальоне. Написаны картины «Ночь у моря» (1904), «Солнце» (1906) и др.

1905–1907                                                      
Выполнил серию рисунков к книге стихов М.А. Волошина «Годы странствий» (СПб., 1910). Написаны картины «Солнце» (1906), «Звезда Полынь» (1907), «Генуэзская крепость» (1907), «Берег моря» (1907), «Жертвенники» (1907) и др.

1906                                                                              
Женится на Жозефине Густавовне Дуранте (1879–1969). Строит в Феодосии мастерскую, в которой работал до конца жизни.  

1907–1908               
Совершил поездку в Италию, Грецию.

1908–1909                                            
На стипендию имени Е.Д. Поленовой посетил Германию, Италию, Грецию. Написаны картины «Крым» (1908), «Пейзаж со скалами. Старый Крым» (1908), «Раннее утро» (1908), «Южная страна. Пещерный город» (1908), «Поток. Фантастический пейзаж» (1908), «Утро. Розовый гобелен» (1909) и др. Много работает в акварели.

1910                                     
Сотрудничал в журнале «Аполлон». Написаны картины «Утро», «Воспоминание о Мантенье», «Воспоминание об Италии», «Классический пейзаж» и др.

1911–1912                                                           
Создал три декоративных панно для особняка М.П. Рябушинского на ул. Спиридоновке в Москве (погибли во время пожара в 1995, ныне воссозданы по фотографиям). Написаны картины «Гора Святого Георгия» (1911), «Корабли. Вечернее солнце» (1912) и др.

1914–1918            
Вторично призван на воинскую службу. Служит в армии под Севастополем.

1918–1920                                                   
Работал в Крымском комитете по делам музеев и охране памятников искусства и старины, в том числе над учетом произведений И.К. Айвазовского, выполнял зарисовки памятников исторического прошлого Крыма.

1921                                      
Участвовал в организации и преподавал в Феодосийских ГСХМ.

1922–1923                                                                                                                                                               
Написан «Пейзаж со скалами» (1922). В 1923 году работал над панно для Сельскохозяйственной Выставки в Москве. Работа над альбомом автолитографий (1923).

1924–1932                                                               
Преподавал в Народной студии при Феодосийской галерее. Написаны картины «Средневековый город с синим заливом» (1925), «Феодосия» (1926), «Пейзаж с деревьями» (1927), «Феодосия» (1930), «Крымский пейзаж» (1930), «Старая гавань» (1931), «Биби-Эйбат» (1932) и др. Много работает в акварели.

1927
В Феодосийской галерее отрыт зал картин художника.

1930                                                                                         
Поездка в Баку. В июне смерть преданного друга Константина Васильевича Кандаурова, опекавшего художника на протяжении едва ли не трех десятилетий. Написана картина «Киммерия».

1930–1932                       
Совершил творческие поездки на строительство Днепрогэса. Написаны картины «Днепрострой. Вид плотины с остова Хортица» (1932), «Панорама Днепростроя» (1930-е), «Порт воображаемого города» (1932) и др.

1932
Умирают близкие друзья художника: в июне –  Александр Грин, а в августе – Максимилиан Волошин.

1933                                                                                     
Присвоено звание «Заслуженный деятель искусств РСФСР».

1934–1935                                                              
Поездки в Донбасс. Написаны картины «Берег Понта Эвксинского» (1934), «Пантикапей» (1934), «Феодосия XIV-XV» (1934) и др.

1936                                                      
Поездка на завод «Азов-сталь» в Мариуполь. Написаны картины «Индустриальный пейзаж», «Азовсталь. Вид с бухты», «Побережье Крыма».

1937, 1939
Летние месяцы провел в Тарусе. Написаны картины «Южный берег у Крыма. Героический пейзаж» (1937), «Тавроскифия» (1937), «Над Окой» (1939) и др.

1938
Написаны картины «Старые башни», «Крымская Кампанья» и др.

1940-е
Написаны пейзажи «Вечер у моря» (1941), «Пейзаж с водопадом» (1942), «Горный пейзаж» (1940-е), «Чертов Палец» (1940-е) и др.

1943                                              
Погиб 17 февраля во время бомбардировки в Феодосии. Похоронен на Старом городском кладбище.

Произведения художника находятся в ГТГ, ГРМ, ГМИИ им. А.С. Пушкина, во многих областных музеях России и Украины. В Феодосийском Музее, при галерее Айвазовского, имеется специальный зал, посвященный художнику, где собраны произведения, относящиеся к разным периодам его творчества.

Личные страницы на сайтах: http://culture-art.ru; https://biograf.academic.ru; http://smallbay.ru; https://www.liveinternet.ru

Выставочная деятельность началась в 1897 году с участия в конкурсной выставке в ИАХ в Петербурге. В дальнейшем участвовал в весенних выставках ИАХ до 1904 года. Участник выставок: «Нового Общества Художников» (1905–1910); «Московского Товарищества Художников» (1908–1911); объединений «Мир Искусства» и «Союз Русских Художников» (1911–1914); общества художников «Жар Цвет» (с 1924); «Союза Советских Художников» (1931–1932). За границей принимал участие в выставках: в Мюнхене («Сецессион» 1903, 1905, 1907); в Париже на «Осенних Салонах», устраиваемых С. Дягилевым (1906, 1907) и у Бернгейма (1919); в Венеции на Международных выставках (1903, 1907, 1911, 1913, 1924, 1928); в Льеже (1905); в Лейпциге, Дрездене, Мальме и в Лондоне (с 1908 по 1912); в Нью-Йорке, Чикаго (1929); в Питтсбурге, Сан-Франциско (1934–1935).

Групповые выставки:

1926 Феодосия. Богаевский и др.

Персональные выставки:

1927 Казань;

1927, 1932, 1938, 1961, 1964, 1972, 2006, 2012 Феодосия;

1928, 1961, 1972 Москва;

1967 Симферополь;

1972 Абрамцево;

1977 Новосибирск (совместно с М.А. Волошиным);

2009 Тюмень.

Константин Федорович Богаевский – выдающийся пейзажист первой половины XX века. Он вошел в историю русского искусства как создатель героико-романтических картин, посвященных преимущественно восточному побережию Крыма – легендарной стране Киммерии

Творчество Константина Федоровича Богаевского было особо любимо Виталием Серафимовичем Маниным, который еще в 1972 году, будучи директором музея-усадьбы «Абрамцево», организовал и провел в нем персональную выставку художника, а позднее, уже в ХХI веке, написал монографию о его жизни и творчестве, в которой в частности отметил: «Богаевский обладал даром видеть в обычном необычное. Он прозревал реальность, природу в свете космических законов движения и исторических легенд, хотел вернуть человека к истокам, к тому счастливому времени, когда им владело безмятежное чувство гармонии. Его пейзажи лучезарны, наполнены радостным упоением земной благодатью, солнечным светом, дарующим жизнь природе. Его мировосприятие проникнуто ликованием от сознания совершенства и разумности вселенной. Земная благодать — вот удивительное явление, ради которого стоит жить под прекрасным мирным небом».

В коллекции творчество художника представлено автолитографиями из альбома 1923 года.

Если у Вас есть уточнения или дополнения по биографии художника или другая информация, прошу сообщить о них по адресу info@russkiy-peyzazh.ru
наверх