О Николае Бобкове

В областном Доме художника осенью 1988 года состоялась персональная выставка работ Николая Николаевича Бобкова. Экспозицию выставки составили глазным образом офорты, хотя здесь были и карандашные зарисовки, акварели, линогравюра — всего более ста пятидесяти произведений. Именно в этой технике художник нашел себя и занял свое особое место среди владимирских мастеров офорта, ставших заметными не только в Российской Федерации, но и во всесоюзном масштабе.

Творческий путь Николая Бобкова начался на палехской земле, где он родился и в местном художественном училище получил образование. Но вскоре он оставляет лаковую миниатюру и ищет новые изобразительные средства, пробуя свои возможности в линогравюре, акварели и простом карандаше. Этому поиску отдает более десяти лет. В этих же материалах и участвует на выставках уже во Владимире, куда по сложившимся обстоятельствам переезжает на постоянное жительство в 1954 году. Среди лучших — «Путепровод», «Рабочий поселок», «Автостанция», «Старый вокзал», «В выходной день», «На лыжне», «Родные просторы»— были отмечены тематической широтой и свежестью авторского взгляда, хотя по форме были еще слабыми. И только к концу семидесятых годов он берется за офорт, используя опыт ведущих мастеров владимирского офорта В. Рыбакова, Б. Французова, В. Леонова, Н. Баранова и В. Шумова. За сравнительно короткий срок он осваивает эту технику.

Офортам Николая Бобкова присущи гармония человека и природы. Они прозрачны и живописны, в них всегда есть активная нота авторского голоса, уловлено владимирское уважение к пейзажу, подчеркнуто декоративное чувство, унаследованное у палешан.


Мы видим и «чистый» пейзаж — «Утро», «Иней», «Травы луговые», село и город — «Реконструкция стадиона», «Дорога в Кижаны», «Учебные полеты», «Утро в деревне», «Шефы», «Никитская церковь», «Городской пейзаж» и другие.


Особое место в творчестве Бобкова уделено памятникам древнерусского зодчества, которыми славится Влади- мирщина. Они в его работах не характерная деталь местного пейзажа, а отзвук культуры прошлого: «Золотые ворота», «Городской пейзаж», «В загородном парке», «Снежная зима», «Боголюбово. Лестничная башня» и др. Особенно сильно прозвучала эта тема в офортах, участвовавших в выставке «Памятники Отечества» (г. Москва).


В ряде станковых листов, выполненных за последнее время, убедительно решаются тема труда — «Строительство стадиона «Торпедо», «Новостройки Владимира», «На заливных лугах», «Пора сенокосная», спортивная тема — «На лыжной трассе», «Футбол зимой», «На байдарках по Клязьме».


Подлинного расцвета достигает его творчество в восьмидесятые годы. Появляется ряд офортов, в которых кажущаяся простота исполнения говорит о профессиональной зрелости, о том найденном «чуть-чуть», от которого ничего не отнимешь и к которому ничего не прибавишь. В числе их «Футбол зимой» и «Иней. Золотые ворота».

Это первая персональная выставка Николая Бобкова, и, может быть, поэтому она как бы открыла для нас заново в полном объеме его творческую состоятельность, личность творца неравнодушного и целеустремленного.

А. Антонов

(Опубликовано в журнале «Художник», 1989, № 4. С. 31).

наверх