БЕНЬКОВ Павел Петрович (Самарканд)

1879–1949

Живописец, график, театральный декоратор, педагог.

1879
Родился 8 декабря в Казани в семье владелицы небольшой мастерской меховых изделий и железнодорожного служащего. Детские годы проходили попеременно в Казани и в Перми, куда по службе был переведен отец. 
Увлечение рисованием пришло в раннем возрасте — рисовать начал в 6 лет. Учитель рисования в Казанском городском училище поручал ему рисовать животных и птиц. Это были первые живописные опыты.

1895
Родители хотели, чтобы сын получил ремесленную специальность обувщика. Но Павел, наперекор родительской воли, поступил в первый набор только что открывшейся в Казани художественной школы. Мать будущего художника Матрена Мефодьевна, будучи властной женщиной, лишила сына финансовой поддержки.

1895 – 1901
Учеба в Казанской художественной школе у Н.Н. Бельковича, И.А. Денисова, 
Г.А. Медведева, X.Н. Скорнякова, Ю.И. Тиссена.
Знакомство и начало дружбы с Николаем Фешиным, с которым вместе учились и жили в заброшенном доме перебиваясь случайными заработками с воды на хлеб.

1901
Вместе с Николаем Фешиным едет в Санкт-Петербург, где оба без экзаменов приняты в Высшее художественное училище при Императорской Академии художеств (ВХУ), как окончившие Казанскую художественную школу с аттестатом 1-й степени.

1901 – 1909
Учился (с перерывами) в ВХУ у Я.Ф. Ционглинского, Г.Г. Мясоедова, Г.Р. Залемана,
с 1903 – в мастерской Д.Н. Кардовского, одновременно по собственной инициативе посещал занятия у И.Е. Репина. Во время учёбы много путешествовал: на Урале в 1900-х годах изучал быт вогулов (устаревшее название угорского народа манси); как стипендиат Академии ездил во Францию, где брал уроки в Академии Жюлиана в Париже (1905-1906), путешествовал по Италии (1906, 1907, 1908), Испании (1908).
В 1907 году женился на балерине Л.А. Тарасевич. Супруги вскоре разошлись, а родившийся в этом браке сын Виктор (1909-1926) воспитывался сестрой Бенькова – Александрой.
В конце 1908 года Павел Беньков опаздывает к началу учебного года. Следствием этого стало отчисление из Академии и возвращение в Казань. Однако совет профессоров разрешает выставить 1 ноября 1909 года работу на соискание звания художника.
В 1909 году окончил ВХУ, получив за картину «Покорность» звание художника и педагога.

1909
Вернулся в Казань с сыном Виктором, жена в Казань ехать отказалась.  

1909 – 1919
Работал преподавателем Казанской художественной школы; давал частные уроки живописи и рисунка, в частности, знаменитому впоследствии поэту-футуристу Велимиру Хлебникову и его сестре — художнице Вере Хлебниковой.
В живописи казанского предреволюционного периода художник раскрылся как мастер лирического пейзажа и портрета. Предпочитал писать виды Волги, городские усадьбы и загородные дачи; модели для портретов находил в близкой для себя среде — в своей семье, среди учениц Казанской художественной школы, актрис, университетской профессуры.
С 1911 года неоднократно ездил в Италию, где его застало начало Первой мировой войны. Возвращаясь в Россию через Африку и Турцию, написал свой единственный ночной пейзаж «Стамбул ночью» (1914).
В этот период написаны картины «Венеция» (1911), «На террасе» (1913), «Золотой плес» (1913-1914), «Осень. Уехали. (Новикова дача)» (до 1914), «Имение Языково. Пушкинские места» (1914-1915), «Дама в красном (Портрет В. Шмулевич)» (1910-е) и другие.

1911
Осенью женится на своей ученице Ольге Петровне Траубенберг и выезжает в Италию в свадебное путешествие, которое продлилось семь месяцев. На вилле Д’Эсте в Тиволи под Римом пишет картину «Наследие» и пейзаж «Осенний день».

1912
Рождение дочери Натальи, ставшей в впоследствии крупным учёным.

1913 – 1918
Работал художником-декоратором в Казанском оперном и Татарском драматическом театрах, где подготовил декорации к целому ряду спектаклей: «Аида» Дж. Верди, «Кармен» Ж. Бизе, «Руслан и Людмила» М. Глинки, «Ревизор» Н. Гоголя, «Тахир и Зухра», «Галиябану» и многим другим.
Оперный театр сгорел в 1918 году. Декорации погибли в пожаре.

1919
Отношение к революции было неоднозначным: разруха и хаос побудили художника покинуть Казань и вместе с отступающими войсками адмирала Колчака уехать в Сибирь.

1919—1921
Работал декоратором в театрах Иркутска и Омска.

1921
Вернулся в Казань, продолжил преподавание в Казанских высших государственных художественно-технических мастерских (бывшей Казанской художественной школе).

1922
Вступил в АХРР (Ассоциация художников революционной России).

1922 – 1930
Жил и работал в Казани. Возобновил сотрудничество с казанскими театрами – Русским драматическим (1924-1925) и Татарским академическим государственным театром (1926-1927). 
Исполнял заказы государственных учреждений, откликаясь на общественный запрос нового строя. Были написаны картины «Портрет Т.А. Поповой» (1920-е), «Портрет
В.И. Ленина» (1924, не сохранился), «Портрет Л.Н. Толстого» (1925?), «Портрет рабочего-татарина» (1925), «Портрет жены» (1925-1926), «Портрет писателя Г. Ибрагимова» (1926), «Портрет Карла Маркса» (1925-1927), «Портрет Т.А. Фирсовой» (1927), «Портрет татарки» (1924-1928), «Бухарский чиновник» (1928), «Виноградный базар» (1928-1929), «Хауз с водоносами» (1929) и другие.

1922 – 1923
По путевке АХРР ездил на Урал.

1923
Вступил в Татарскую ассоциацию АХРР.
Уезжает из России разуверившийся в «новом социальном мире» верный и единственный друг Николай Фешин. Друзья понимают, что расстаются навсегда. Накануне отъезда художники пишут портреты друг друга на память. 

1925 
Возникают проблемы в художественной школе. В послереволюционные годы только свое название школа поменяла семь раз. Царившая в ней обстановка была сложной. Отсутствие твердых установок и программ, попытки художников разных формалистических группировок насадить свои методы обучения – все это со стороны учащихся вызывало ответную реакцию. принимавшую порой самые грубые формы. Беньков, сочувствуя ученикам и понимая их желание получить классическую основу профессиональных знаний и улучшить моральную обстановку в школе, активно защищал их позицию. Не обошлось и без личных нападок на художника. Татарская организация АХРР отозвала его с преподавательской работы. Только настойчивые ходатайства студентов вернули преподавателя к учебному процессу.

1926
После продолжительной тяжелой болезни умирает семнадцатилетний сын Виктор.

1928
Жизненные проблемы художника достигли критического уровня. Творческая нереализованность, нападки молодых художников, материальные трудности, семейная драма – смерть сына Виктора – стали причиной глубокого личного и творческого кризиса. Смена обстановки казалась самым простым решением, что привело П.П. Бенькова к мысли о поездке в творческую командировку в Среднюю Азию. 
Первая поездка в Бухару.

1929 – 1930
Вторая поездка в Среднюю Азию, во время которой, кроме Бухары, посетил Хиву и Самарканд.

1930
Переезд из Казани в Самарканд.

1931 – 1949
Художник становится одним из ведущих педагогов Самаркандского художественного училища, которое в 1936-м году заняло первое место на Всесоюзном конкурсе художественных училищ СССР. Педагогическая деятельность П.П. Бенькова внесла огромный вклад в формирование профессионального изобразительного искусства Узбекистана.
В Самарканде в творчестве П.П. Бенькова большое место занимали композиции, сюжеты которых отражали традиционное течение жизни (базары, чайханы и т. д.), а также работы, посвященные новым реалиям советского Востока (труд женщин на фабриках и хлопковых полях, партийные съезды-курултаи и прочие). Художник, как и в казанский период, продолжал работать над портретами, но в наибольшей степени особенности творческой концепции художника проявились в городских пейзажах с видами древних мечетей, хаузов, двориков с арыками. Композиционная стройность, структурность формы и натурное видение, заложенные русской академической и реалистической художественной школой, в работах Бенькова соединяются с приемами импрессионизма.
Были написаны картины «Девушка-хивинка», «Старая Бухара» (обе 1931), «Чайхана» (1932), «Окучка хлопка» (1936), «Портрет колхозника-ударника» (1939), «Минарет Калян. Бухара» (1930-е), «Подруги», «Курултай. Провозглашение Узбекской ССР» (обе 1940), «Чайхана у хауза» (1940-1941), «Художники в Шахи-Зинда» (1943), «Прошлое» (1944), «Подруги. Письмо с фронта» (1945), «У арыка», «У водоёма», «Девушка с дутаром» (все 1947)  и другие.

1932 – 1933
Участвовал в создании Союза художников Узбекской ССР.

1932 – 1938
Был членом правления оргкомитета Союза художников Узбекской Республики.

1938
Становится членом правления Союза художников Узбекистана.

1939
Присвоено звание «Заслуженный деятель искусств Узбекской ССР».

1949
Скончался 16 января в Самарканде. Похоронен на Центральном кладбище города.
Именем П.П. Бенькова названа улица в Самарканде, на которой жил художник, имя
П.П. Бенькова присвоено Самаркандскому художественному училищу, объединенному с Ташкентским художественным техникумом
. 

Произведения художника хранятся в музеях Москвы (Государственная Третьяковская галерея, Государственный музей искусства народов Востока, Государственный музей современной истории России), Казани (Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Национальный музей Республики Татарстан), Ташкента (Государственный музей искусств Узбекистана), Самарканда (Самаркандский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник), Бухары (Бухарский государственный архитектурно-художественный музей-заповедник), Нукуса (Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого) и других городов, а также в частных коллекциях России, Узбекистана и ряда европейских стран.

Личные страницы на сайтах https://goskatalog.ru, https://www.stydiai.ru, https://ocau.uz, https://tatarica.org, https://rusmuseumvrm.ru.

Выставочная деятельность началась в 1911 году с участия художественной выставки в Казани. Участвовал в выставках: АХРР (1926, Москва, Ленинград), Юбилейная народов СССР (1927, Москва), молодых художников Москвы (1934), Республиканские (1936, 1940, 1943, 1945, Ташкент; 1947, Сталинабад), лучших произведений советских художников (1941, Москва), художников союзных республик и республик и областей РСФСР (1944, Москва), Всесоюзные художественные (1946, 1947, Москва) и других.

Персональные выставки:

1960, 1963, 2009 (Центральный выставочный зал Академии художеств Узбекистана) Ташкент;
1961, 2000, 2019 ((совместно с Н.И. Фешиным, Музей русского импрессионизма) Москва;
1961 Казань;
2014 Самарканд.

Павел Петрович Беньков – известный русский художник и педагог, создавший самаркандскую школу живописи в Узбекистане.

В коллекции творчество художника представлено графическим произведением.

Если у Вас есть уточнения или дополнения по биографии художника или другая информация, прошу сообщить о них по адресу info@russkiy-peyzazh.ru
наверх