Г. Островский о Владимире Басманове

Владимира Басманова я знал более 35 лет, с его студенческой поры, и все эти годы старался следить за творческим становлением его яркой неординарной индивидуальности, в качестве одного из самых интересных и своеобразных мастеров современной русской графики. Основными составляющими этой творческой личности являлись, как мне кажется, редкостное трудолюбие и настойчивость в достижении цели, верность сложной, но благодарной технике офорта, прежде всего, цветного, преданная любовь к русской природе и русской деревне. Как художник Владимир Басманов развивался не однолинейно, а в разных направлениях, однако вектором этих исканий служит сильно и по-своему выраженное лирическое начало, неравнодушие художника, не переходящее при этом в непредсказуемое своеволие, но оставляющееся в пределах объективного мировосприятия. Эволюция художника, на мой взгляд, в его устремленности к отточенной лаконичности изобразительного языка, неразъемному единству пейзажной лирики с обостренным ощущением эпической природы пространства. И эта не показная, не декларативная, но изначальная, органическая эпичность воспринимается структурообразующей константой художественного образа, величавость которого приобретает порой символическое звучание. В эпоху глубокого и затяжного кризиса многих духовных и гуманистических ценностей, беспредела крайних проявлений постмодернизма, поставивших под сомнение эстетические критерии, творческий потенциал реалистического метода, искусство Владимира Басманова и его единомышленников, продолжающих традиции отечественного искусства в лучшем смысле понятия, представляется особенно актуальным, своевременным, жизнеспособным.

Г.С. Островский. Доктор искусствоведения, профессор
(Опубликовано в альбоме «Владимир Басманов. Графика». Владимир. 2005).

наверх