О Федоре Антонове

При коммунизме внутренние склонности человека будут совпадать с его профессией. В этом — одна из целей советского строя, который стремится создать условия, самые благоприятные для развития всех способностей и дарований каждого члена общества.

Творческая биография Ф.В. Антонова весьма показательна: зародившееся еще в детстве у сына столяра стремление стать художником осуществилось. Благодаря советской власти юноша из простой рабочей семьи смог получить высшее художественное образование, полностью отдаться любимому делу, найти свое место и в жизни, и в искусстве.

У Антонова не было мучительного раздвоения между мечтой и действительностью. Его профессия вполне определилась еще в юношеские годы. И все же его путь в искусстве был далеко не легким. Поколению советских художников, к которому принадлежит Антонов, пришлось выдержать всю тяжесть борьбы за подлинно новое искусство, отвечающее требованиям эпохи и интересам народа. Через ошибки, через ложные увлечения Антонов, как и многие его сверстники, упорно и настойчиво шел к большому и единственно плодотворному искусству социалистического реализма.

Буржуазно-декадентское искусство после Великой Октябрьской социалистической революции не умерло само собой. Оно нередко становилось на дороге, сковывало творческие возможности молодых художников, тянуло их назад — в болото безыдейности, абстракции, формалистического извращения действительности. Эти влияния были тем более опасными, чем поспешнее старое и отжившее в искусстве стремилось, в надежде выжить, напялить на себя одежды ультрановаторства. Уже в первые годы пребывания в Высшем художественно-техническом институте начинающий художник встретился с множеством противоречий. Жизнь, народ, традиции классического искусства прошлого звали к правде, содержательности, упорному труду. Учителя-формалисты тянули на путь нигилизма, отрицания реалистических традиций, учили не верить собственному глазу, отрывали искусство от жизни.

Не сразу был найден верный выход. Запутавшись в противоречиях, потеряв веру в общественную значимость живописи, Антонов перешел с живописного на текстильный факультет и закончил институт как художник-технолог. Однако работа над тканями и обоями не удовлетворяла творческую пытливость, ограничивала художественное воображение. В конце двадцатых годов молодой художник возвращается к живописи и примыкает к ОСТ (Обществу станковистов), где, как ему показалось, всерьез ищут пути к новому искусству.

Вскоре Антонов понял, что «новаторство» ОСТ носило чисто декларативный и поверхностный характер. Схематизм и формалистическая условность живописных приемов, внедряемых ОСТом, не позволяли решить главную задачу создания образа советского человека во всей многогранности и богатстве его внутреннего содержания.

Решительный поворот к реализму произошел в начале 30-х годов, когда победа первой пятилетки и успехи социалистического строительства обусловили идейный рост интеллигенции, а решение ЦК ВКП(б) о перестройке литературно-художественных организаций помогло сплочению ее для активной борьбы вместе со всем народом за новые победы социализма. Именно в это время появляются первые картины Антонова, в которых мы видим и значительный сюжет, и попытку более глубоко раскрыть характеры и отношения советских людей.

Среди произведений 30,-х годов наиболее примечательны: «Любовь» (1932 г,)» «Портрет матери» и «Портрет в красном» (1933 г.), «Колхозные ясли» и «Доярка» (1934 г.), «Колхозная молодежь слушает радио» и «Теннисистка» (1935 г.), «Свадьба в рабочей семье» (1937 г.), «Встреча героя» (1938 г.), «Портрет Паши Ковардак» (1939 г.).

В этих и других своих работах Антонов выступает как певец молодости. Чувства, настроения, надежды советской молодежи, ее быт я ее труд, ее отдых и ее заботы постоянно привлекают внимание художника. «Любовь» — это песнь о высокой морали, о любовном союзе, основанном на равенстве, единстве интересов, глубоком взаимном уважении. «Любовь» была одной из первых советских картин, определявших поворот от поверхностно понятой «производственной» темы к углубленной разработке психологического и морального облика советского человека. «Свадьба в рабочей семье» показала новый быт, жизнелюбие и жизнерадостность и старшего, и молодого поколения. «Встреча героя» — рассказ о большой судьбе девушки из народа, прославившей страну своими подвигами. Серия портретов и портретных композиций, созданная в 30-х годах, раскрывала типический образ молодой советской женщины.

Поспешность, иногда небрежность, а порой и нарочитая беззаботность в вопросах формы еще чувствуются в произведениях молодого художника. Сказываются непреодоленные влияния условно схематического и внешне декоративного искусства остовского периода. Но завоевано в эти годы главное — интерес к человеку, настоятельное желание раскрыть многогранность и богатство его морального облика, показать волнующую красоту новых человеческих отношений.

Страстная увлеченность своей профессией, упорный труд и непрерывные творческие поиски помогли идейному и. творческому росту Антонова. Стремясь идти вровень с окружающей жизнью, он старался возможно полнее отразить ее в своем творчестве.

Первые годы Великой Отечественной войны вызвали к жизни творчество Антонова как плакатиста. Один за другим создает он боевые, злободневные плакаты, звавшие фронт и тыл к отпору врагу, к защите Советской Родины. Наряду с плакатами была сделана большая серия фронтовых зарисовок, этюдов, работ гуашью, в которых художник стремился запечатлеть обстановку военного времени, великое напряжение сил советского народа, боровшегося с сильным и коварным врагом. Из станковых работ отметим групповой портрет трех летчиков — Героев Советского Союза, получивший название «Три Ивана» (1942 г.). В этой картине Антонов воспел моральное превосходство советских воинов над захватчиками, силу и уверенность Советской Армии в грядущей победе.

Уже в послевоенное время, продолжая развивать героическую тему в своем творчестве, Антонов создает портрет Ульяны Громовой (1948 г.) — одной из участниц краснодонской «Молодой Гвардии». В произведении отчетливо сказался рост мастерства художника. Скромными и даже скупыми средствами, концентрируя внимание не на внешних проявлениях героизма, а на его внутренней сущности, автор портрета показывает нам типические черты героя нашего времени, скромного, но волевого, собранного, непреклонного в достижении поставленной цели, в великой борьбе за Отечество.

Основное внимание в послевоенные годы художник обращает на новые темы, рожденные жизнью. Кончилась война, вновь возникла возможность мирного труда, любви, счастья. Картина «Признание» (1946 г.) отражает эти мотивы. Она говорит о красоте и неувядаемости сильного чувства, пронесенного молодыми людьми через годы войны, о радостях мирной жизни, о воле к миру. Через семь лет Антонов возвращается к этому сюжету и пишет новый вариант «Признания», продолжая углублять удачно найденные образы, улучшать композицию картины, заново пишет пейзаж. Взыскательность к себе, неудовлетворенность раз найденным решением темы чрезвычайно характерны для Антонова. Эти качества в значительной степени определяют постепенный рост мастерства художника, продуктивности его кисти.

Последующие крупные работы: «Счастье юности» (1951 г.), «К празднику урожая» (1953 г.), «Первые стихи» (1954 г.) посвящены тем же темам мирного труда и быта советских людей. Первые две картины носят парадный и несколько декоративный характер («К празднику  урожая» была  написана как панно для Всесоюзной сельскохозяйственной выставки). В последней работе Антонов свои творческие усилия  снова посвящает поискам углубленного образа советского молодого человека. «Первые стихи» — картина о полноте духовной жизни колхозной молодежи, о ее высокой культуре и внутренних стремлениях. Наряду с «Автопортретом» (1954 г.) это последнее произведение Антонова свидетельствует о растущей зрелости его живописного и композиционного мастерства, его умении подчинять выразительные средства искусства высшей задаче — раскрытию идейного содержания, разработке образа человека. Картина «Первые стихи» как бы откликается на призыв партии бороться за дальнейший культурный и экономический подъем колхозной деревни, за богатые урожаи, за воспитание людей, стоящих на уровне больших задач создания материального изобилия и дальнейшего роста духовной культуры в нашей стране. Образы молодежи, созданные художником, пленяют моральной чистотой, одухотворенностью. Чувствуется, что Антонов знает и любит своих героев — строителей новой деревни.

Среди работ, представленных на выставке, много пейзажных этюдов. В них Антонов предстает как человек, искренне влюбленный в русскую природу, как художник, не устающий воспевать красоту родного Подмосковья. Зима и лето, лес и лужайка, дерево и цветок, утро и вечер — все привлекает внимание живописца, все стремится он запечатлеть кистью, иногда торопливой, но всегда согретой подлинным увлечением. В пейзажах патриотический характер творчества Антонова сказывается с не меньшей силой, чем в его тематических композициях. А неутомимые этюдные поиски художника говорят, вместе с тем, о постоянном накоплении мастерства.

Отчетная выставка Ф. В. Антонова посвящена его 50-летию и 25-летию интенсивной творческой деятельности. Художник прошел значительный жизненный и творческий путь. Наблюдая как развивается его творчество, мы с полной уверенность можем сказать, что предел возможностей еще не достигнут. Настойчивые поиски жизненно важной темы, работа над мастерством и неустанное пополнение живописных впечатлений — все это обещает дальнейшее движение вперед, новые крупные произведения. 

Порукой этому является и тесная связь художника с жизнью, его большая общественная и педагогическая деятельность. Отсюда рождается острое чувство нового, отсюда органическое стремление откликаться на веление и призывы эпохи. Отсюда и то светлое, жизнелюбивое отношение к жизни, то ощущение морального здоровья и цельность творческого порыва, которые составляют наиболее примечательные черты творческого и гражданского облика Ф.В. Антонова. 

А. Солодовников

(Опубликовано в каталоге выставки картин и этюдов Ф.В. Антонова к 50-летию со дня рождения и 25-летию творческой деятельности. Москва, 1954. С. 5 – 10).

наверх