Борис Владимирович Иогансон

Герой Социалистического Труда, действительный член Академии художеств СССР, народный художник СССР, лауреат Государственных премий Б.В. Иогансон (1893—1973) родился в Москве. Занимался в студии художника П.И. Келина. Затем учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества в мастерской замечательного мастера К.А. Коровина, которое окончил в 1918 году.

Б.В. Иогансон одним из первых обратился к темам героической истории Советского государства. Он пишет картину «Допрос коммунистов» (1933). Никто до Иогансона с такой силой и проникновенностью не раскрывал героические черты людей, посвятивших свою жизнь революции, великому делу Ленина.

«Допрос коммунистов» — драматический поединок, выражающий борьбу двух миров, двух противоположных идеологий... В белогвардейской ставке идет допрос коммунистов, схваченных белыми. Пленные знают, что минуты их жизни сочтены, но выглядят внутренне собранными, твердыми и решительными. Зритель видит, что хотя в этом поединке сила на стороне тех, кто допрашивает — генерала и двух офицеров, но моральную, нравственную победу одерживают коммунисты,  олицетворяющие высокие  гуманистические идеалы века.

Картина «Допрос коммунистов», воплотившая reроизм народа в годы гражданской войны, является этапным произведением советского искусства.

Холст «На старом уральском заводе» (1937) также решен в психологическом, остроконфликтном плане: на одной стороне сытый, властный хозяин-заводчик и его верный прислужник-приказчик, а па другой — рабочие, изнуренные тяжелым, нечеловеческим трудом. Здесь тоже два мира, две идеологии. Но если в «Допросе коммунистов» события развертывается уже после победы Октябрьской революции и коммунисты представляют собой величайшую организованную силу, то образ дореволюционного рабочего (а он — и центре картины) выражает собой еще не осознанный, стихийный протест против эксплуататоров.

К образу рабочего обращались такие выдающиеся мастера старшего поколения, как Ярошенко, Касаткин, Репин, но Иогансон по-новому подошел к решению этой темы. С такой психологической глубиной, с такой социальной заостренностью никто до него не изображал русского рабочего — борца за правду и классовое самосознание.

Среди ранних работ художника выделяются такие картины, как «Рабфак идет», «Советский суд», «Узловая железнодорожная станция в 1919 году», выполненные Иогансоном в 1928 году.

«Узловая станция» — эпическое полотно, изображающее жизнь народа в тяжелую пору гражданской войны.

Жанровая картина «Советский суд» повествует о советском укладе жизни с новыми общественными и моральными устоями. «Рабфак идет» — светлая и яркая картина. В ней художник проникновенно раскрыл обобщенный образ молодого человека, рожденного советской эпохой, жаждущего знаний и отчетливо представляющего себе, что надо напряженно и страстно работать, Чтобы построить новый мир.

Много н плодотворно работал Иогансон над образом Владимира Ильича Ленина. Историческое полотно «Выступление В.И.  Ленина на III съезде комсомола», созданное в 1950 году Б.В. Иогансоном в содружестве с группой художников, получило всеобщее одобрение. И в этой картине, как и в других своих работах, Иогансон показал себя выдающимся мастером живописной композиции, художником большого колористического дарования.

Б.В. Иогансон вел большую общественную и руководящую работу. Он являлся председателем правления Союза художников СССР, президентом Академии художеств СССР, избирался депутатом Верховного Совета СССР.

А. Березин

(Опубликовано в книге «Вороново. Художественная галерея». Москва, 1985. С. 74-76).

наверх